Е.Г. Загайнова. Урок экономики


Моя педагогическая философия


Мы не знаем, которое семя взойдет,
И на почву какую зерно упадет,
И когда эти всходы дадут урожай:
Но на эти труды целой жизни не жаль!
Примем подвиг забот, чтоб добро процвело,
Утро нового дня над землею взошло.

Н.Спирина

Я родилась в семье педагогов. Испытав на себе всевозможные приемы воспитания со стороны родителей и их друзей, я, в отличие от большинства моих одноклассниц, даже не мечтала о педагогическом образовании. Избрав после школы технический вуз, я пыталась "обмануть судьбу", не подозревая, что стиль учительской жизни, образ мыслей впитался в меня как жидкость в губку. Первый педагогический опыт я получила, учась на втором курсе инженерно-экономического факультета. Из огромного количества общественных поручений, предложенных комитетом комсомола, я выбрала шефскую работу.
Как со стороны вижу картину первого знакомства со своим подшефным первым классом из школы-интерната №150. Я стою посреди игровой комнаты, увешанная детишками, как новогодняя елка, ослепленная сиянием двадцати пар глаз.
- Ты моя мама?
- Будь моей мамой, я умею мыть пол.
В горле комок, бормочу что-то невразумительное, и вдруг грозный окрик воспитателя, мгновение - и в комнате стало темнее, померкли звездочки-глаза, вокруг меня образовалась пустота. В душе у меня протест - так нельзя! Каждый ребенок личность, каждый заслуживает уважения. Молниеносный результат не оправдывает маленьких царапин в детских сердцах.
Терпение и любовь лежали в основе моего воспитания. Дети, лишенные родителей, имеют еще большие права на доброе отношение. За последующие четыре года я утвердилась в этом окончательно. Я стала "копилкой" детских секретов, радовалась победам над трудной домашней задачей у самых "неперспективных" учеников. И все же я была временной в их жизни. Я была гостьей в школе, а чтобы добиться результата нужна система, нужен кропотливый ежедневный труд.
"Моя" школа появилась гораздо позже. Я успешно окончила институт и без особой радости и творческого удовлетворения трудилась в проектной организации, когда "гора пошла к Магомету": кардинальные изменения в стране способствовали возникновению необходимости изучения в школе основ рыночной экономики. Школе требовались учителя экономики. Как Гадкий Утенок, познавший все тяготы птичьего двора, с отчаянием и надеждой поплыл к стае лебедей, так и я кинулась работать в школу. День шел за два, неделя - за месяц, я не могла себе позволить "роскошь" учиться на своих ошибках, слишком много времени было посвящено другому. Книги и журналы по педагогике, общение с коллегами и, конечно же, бесценный опыт и советы моих родителей позволили мне стать небольшой клеточкой сложного организма под названием "школа". Я очередной раз прочувствовала необходимость передать своим ученикам не только знания, жизненный опыт, но и доброту, тепло человеческого общения. Я в ответе за их будущее. Моя задача - оградить их от несчастий, помочь адаптироваться в сложных рыночных отношениях.
В старые времена учитель заслуживал уважение тем, что был, к примеру, единственным грамотным человеком во всей деревне. Сейчас, находясь на низшей ступени финансового благополучия, завоевать авторитет у учеников стало гораздо сложнее. Он достигается через взаимный интерес личностей, сотрудничество и совместное творчество. Когда-то мои визиты к интернатовским ребятишкам воспринимались как праздник. Я была для них человеком из "большого мира", мира, от которого они отгорожены толстыми стенами казенного дома. Любая житейская история воспринималась ими как чудесная сказка. Я помню атмосферу, царившую при этих встречах, я не в силах от нее отказаться и сейчас, когда уроки стали повседневной обыденностью. Нельзя дважды войти в одну реку, нельзя одинаково провести один и тот же урок, даже если в параллели шесть - семь классов. Необходимо чтобы состоялся диалог, не страшно, если при этом слегка деформируется четко прописанная структура урока, главное, чтобы на занятии прозвучали не только выученные по учебнику теоретические выкладки, но и были поставлены проблемы, волнующие общество. Без этого невозможно научить детей жить в современных условиях. Они должны быть адаптированными к действительности, коммуникабельными, оптимистичными, мобильными, умеющими ориентироваться в информационном пространстве. Только тогда они смогут правильно хозяйствовать на земле.  
 

 

Информационная карта урока

Тема: Кредитно-денежная политика

Цели: Сформировать представление о кредитно-денежной политике государства, развитие экономического мышления, творческого воображения (через моделирование экономического инструментария кредитно-денежной политики), формирование способов поведения, необходимых в условиях рыночной экономики.

Задачи:
• раскрыть сущность понятия "кредитно-денежной политики государства"
• изучить основные методы кредитно-денежной политики
• развить навыки аналитического мышления
• формировать потребность и способности к корпоративности
• совершенствовать навыки практического применения теоретических знаний в будущей профессиональной деятельности и при принятии социально значимых решений
• формировать критическое отношение к действительности, анализировать ее, давать оценку и вырабатывать определенную социальную позицию.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Технология: коммуникативно - развивающая.

Начальный этап работы
• Приветствие
• Постановка задач
Основной этап работы
• Изучение нового материала (эвристическая беседа)
• Организация малых групп, постановка задач их деятельности.
• Работа в группах
• Отчет групп о проделанной работе
• Обобщение главных задач содержания нового материала
Контрольно-диагностический этап
• Контроль усвоения знаний (проверочная тестовая работа)
• Оценивание деятельности учащихся. Комментарии.
• Подведение итогов.

Оборудование: магнитная доска, раздаточный материал, тестовые задания, иллюстрации для магнитной доски, видео кассета, видео магнитофон, телевизор

Психологическое сопровождение занятия:
• создание благоприятной атмосферы общения на занятии;
• создание условий для профессионального самоопределения;
• оценка активности и положительной результативности учащихся

Цель урока: Доказать, что кредитно-денежная политика - не случайное явление, а закономерное следствие развития рыночной экономики, а также раскрыть содержание ее основных методов.
Цели государственной экономической политики: предотвращение галопирующей инфляции и гиперинфляции; стабилизация темпов экономического роста; достижение полной занятости.

Вопрос: какие функции выполняет Центральный Банк?

Предполагаемый ответ:
1. Контроль за созданием и деятельностью коммерческих банков.
2. Определение правил денежных операций с национальной и иностранными валютами.
3. Регулирование масштабов кредитной эмиссии.

О том, как ЦБ осуществляют масштабы эмиссии следует сказать более подробно.
Существует жесткая зависимость между товарной и денежной массами. Раньше, в условиях обращения золотых денег соответствие между количеством товаров и денег достигалось "автоматически": если товаров по той или иной причине становится больше, чем денег, то последние "уходят" в хранилища, превращаясь в сокровища. А если товарная масса начинает превышать денежную, то необходимое количество денег покидает хранилища и включается в процесс товарно-денежного обращения. Когда бумажные деньги приходят на смену золотым, требование соответствия между товарной и денежной массами по-прежнему сохраняется, однако происходит утрата "автоматизма". Бумажные деньги становятся лишь знаками стоимости.

Сейчас мы с вами смоделируем ситуацию дополнительной эмиссии денег.

Игра "Аукцион"
На аукцион выставляется единственный товар. Аукциону предшествует денежная эмиссия (учащимся случайным образом раздаются банкноты различного достоинства). Товар приобретается за максимальную цену. Второму и третьему аукциону (с аналогичными товарами) так же предшествует эмиссия. На доске фиксируется цена товара за первый, второй и третий период.
Вопрос: Какую ситуацию мы спровоцировали?
Предполагаемый ответ: Инфляцию.

В контрактах, которые подписывают перед вступлением в должность председатели национальных банков некоторых стран мира, прямо записано: они подлежат увольнению, если темп инфляции в стране превысит некую предельную величину. Однако превышение количества бумажных денег над суммой товаров может произойти и без включения бумажного станка. Как известно, каждой экономике свойственна цикличность - подъемы, спады, депрессии. Когда экономика вступает в фазу экономического кризиса, происходит сокращение производства. В результате возникает следующая ситуация: количество товарной массы уменьшается, а денежная остается неизменной.
Нарушение закона бумажноденежногообращения влечет слишком тяжелые последствия для экономики.
В целях ее предотвращения государство проводит денежно-кредитную политику. Суть ее заключается в том, что с помощью ряда методов государство воздействует на денежную массу.
Кредитно-денежная политика осуществляется при непосредственном участии коммерческих банков, регулируемых ЦБ.

Как организуют свою деятельность КБ мы вспомним, просмотрев видеосюжет.

Итак, в отличие от ЦБ, КБ работают с клиентами. У некоторых у вас на руках находятся временно свободные деньги, которые вы сейчас отнесете в банк. Как называются клиенты банка и их действия в этом случае?
Предполагаемый ответ: Вкладчики кладут деньги на депозит.

Допустим, один из вас решил заняться предпринимательством. Для этого ему понадобились деньги. Как он будет называться, если обратиться за деньгами в банк?
Предполагаемый ответ: Заемщик.

Регулирование денежной массы в обращении - конечная цель такого метода, как изменение государством резервной нормы (нормы обязательных резервов), т.е. резервов, которые коммерческие банки должны держать в ЦБ. Он используется для проведения как крупной, так и незначительной корректировки предложения денег в стране.
Если резервные требования составили 100% - нечего нельзя было бы одолжить.
Если резервные требования составили 25% - 75% могло быть одолжено.
Вывод: Снижение резервных требований является стимулирующей мерой к-д политики. Повышение - сдерживающей.

Инструменты кредитно-денежной политики
 Макроэкономический эффект
Норма обязательных резервов 
 
увеличение
Сдерживающая политика
Предложение денег
Ставка процента
инвестиции
уменьшение
Стимулирующая политика
Предложение денег
Ставка процента
инвестиции


Процент, который взимает государство с помощью ЦБ с КБ за предоставление кредитов, называется "учетной ставкой". Регулирование учетной ставки - важнейший элемент денежно-кредитной политики государства.
Повышая учетную ставку, государство заставляет банки платить больше за использование его кредитов. Поэтому такую политику государства называют политикой "дорогих" денег. При уменьшении учетной ставки государственные кредиты коммерческим банкам обходятся дешевле (политика "дешевых" денег).

Операции на открытом рынке, являются наиболее важным из трех инструментов, используемых для регулирования предложения денег, т.к. используется для проведения как крупной, так и незначительной корректировки предложения денег в стране.

Разделим класс на три группы.
Используя материалы (приложение 3), раздать каждому ученику первой группы по облигации стоимостью 1000 руб.; из второй группы - по 1000 руб. бумажными деньгами; из третьей группы - по 1000 руб. в виде депозитного чека.
Облигация - ценная бумага, представляющая собой долговую расписку государства с признанием этого долга. Облигация не является деньгами.
1. Путем поднятия рук определить количество денег наличных и безналичных (ссылка на видео сюжет) в классе. Записать полученное число на доске под заголовком "Предложение денег".
2. Предложить владельцам облигаций добыть деньги путем продажи облигаций, а владельцем денег купить их. Произошло ли какое-либо изменение в количестве денег в классе. (Нет).
3. ЦБ решил купить облигации. Что произошло с денежной массой? (Увеличилась).

Кроме основных методов воздействия на денежную массу, государство очень часто использует и дополнительные: регулирование операций банков на фондовом рынке, ограничение потребительского кредита, установление размера уставного капитала при регистрации банков, установление максимального размера кредитов, которые могут предоставлять коммерческие банки своим клиентам, и ряд других.
Использование государством отмеченных моментов приводит к возникновению не только положительных моментов в развитии экономики. Так, хотя уменьшение денежной массы в обращении способствует росту покупательной способности денег и ограничивает рост цен, в тоже время замедляется экономический рост и увеличивается безработица. При увеличении денежной массы происходит рост производства, но усиливается инфляция.

Вывод: Денежно-кредитную политику нельзя проводить в отрыве от всего комплекса мер регулирования экономики в целом.

Как сказал известный политический деятель, бывший министр финансов России, автор денежной реформы в конце XIX века, давшей стране золотой рубль, С.Ю. Витте: ": Без оздоровления народного хозяйства ценность русской денежной единицы не может быть укреплена никакими чисто финансовыми мероприятиями".

Работа в малых группах. Разбор конкретных ситуаций
1. Министр экономического развития и торговли России Герман Греф, в своем выступлении сделал следующий прогноз: В этом году инфляция не должна превысить 12-14%, а к 2004 году она сократиться на 8-10%. Как вы думаете, какие кредитно-денежные инструменты будут задействованы в этот период?

2. По мнению экономического советника Президента России Андрея Илларионова, признаки спада в развитии страны появились с лета 2001 года (предыдущие вехи он определил так: с1990 по 1998 год - период спада и с 1999 по 2001 год - период роста). В последние полтора года появились признаки перехода к депрессивному состоянию, что происходит на фоне увеличения расходов государства. Какие инструменты денежно-кредитной политики будут практиковаться в этом случае? Каким образом эта политика будет способствовать решению проблем в сферах расходов, занятости и средних цен?

3. Облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года пользовались особенно большим спросом у российских пенсионеров. О перспективах погашения РВВЗ-92 рассказал заместитель руководителя Департамента управления государственным внутренним долгом Минфина РФ А.В. Чумаченко. "В соответствии с Условиями: внутреннего выигрышного займа 1992 года, утвержденными Минфином РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года No 549, облигации внутреннего выигрышного займа 1992 года на облигации нового займа обмениваться не будут и срок их обращения продлен не будет. Облигации будут погашаться с 1 октября 2002 года до 1 октября 2004 года в соответствии с Условиями". Какие инструменты денежно-кредитной политики будут практиковаться в этом случае? Какие цели преследует в этом случае государственная экономическая политика?

4. С 5 апреля 2002 года по 5 апреля 2003 года, ЦБ снизил ставки рефинансирования с 25 до 18%. Рядовых граждан это почти не касается. На это событие снижение стоит обратить внимание лишь тем, кто берет рублевый кредит. В случае если вы возьмете кредит по ставке ниже, чем 2/3 ставки рефинансирования, будет считаться, что вы получили материальную выгоду. И будете вынуждены, согласно налоговому кодексу, выплатить подоходный налог с разницы между процентами. Кто еще должен обратить внимание на это событие?

Бинарный тест
1. Рост учетной ставки свидетельствует о проведении стимулирующей денежно-кредитной политики. (нет)
2. Реальная ставка процента равна номинальной ставке минус темп инфляции. (да)
3. Будучи директором коммерческого банка, снизите ли вы ставку ссудного процента, в ситуации, когда ЦБ поднимает ставку рефинансирования? (нет).
4. Если ЦБ решил осуществлять сдерживающую кредитно-денежную политику, то он продает ценные бумаги. (да).
5. Денежно-кредитная политика, вследствие которой растут резервы коммерческих банков, является сдерживающей (нет)
6. Денежно-кредитную политику нельзя проводить в отрыве от всего комплекса мер регулирования экономики в целом. (да).
7. Денежная масса, включает в себя не только банкноты, но и векселя и чеки. (да).
8. Главной функцией ЦБ является осуществление денежно-кредитной политики. (да).
9. Когда коммерческие банки испытывают трудности, они имеют право взять ссуду у ЦБ. (да).