О развитии внешнесистемных связей ДО

 

Основные понятия

Статус -  (от лат . status - положение состояние), правовое положение (совокупность прав и обязанностей) гражданина.  Определенная позиция в социальной структуре  группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус отвечает на вопрос: Кто он? Что он делает? Какие социально-типичные аспекты поведения проявляет?

Характеристика статуса - престиж и авторитет как своеобразная мера признания.

В социальной психологии статус – это положение субъекта в системе отношений межличностных, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Социальный статус - соотносительная позиция индивида или группы, определяемая социальными, природными признаками, а также престижем и местом в структуре власти.

Индекс социальной позиции (по А.Холингсхеду и Дж. Майерсу) - показатель места индивида в локальной социальной системе, определяющийся его профессией, образованием и местом проживания.

Несоответствие статусов - несоответствие уровней положения индивида или социальной группы в иерархических системах статусов, образуемых по различным критериям: доход, власть, престиж и т.д.
При несоответствии статусов индивид обладает высоким статусом в одном из социальных подпространств при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве.

Символ статуса - знак, объект, слово или иной видимый атрибут, направленный на то, чтобы подчеркнуть в глазах других свой индивидуальный или групповой статус.

Виды статусов:
- Официальный
- Нормативно-правовой  статус 
- Образовательный  статус
- Социальный (ценностно-нравственный) статус, который определяется:
  • престиж
  • авторитет
  • востребованность
  • права и обязанности
  • характеристика внешних отношений (позитив, негатив, признание, непризнание)
Механизмы формирования статуса
- Объективные факторы, предписанные статусы (государственная образовательная политика)
- Деятельностный инструментарий УДО, приобретенные статусы:
  • качество услуг
  • спектр услуг и направлений
  • адресность
  • информированность
  • антураж, продвижение
  • наличие и качество внешних связей

Система  (греч. sistema — целое, составленное из частей) — единая совокупность множества отношений.
У. Росс Эшби: "Система - это список переменных, относящихся к некоторой главной проблеме, которая уже определена".
С.В. Емельянова и Э.Л. Наппельбаум: «Система - специфический способ организации знаний о реальности, специально рассчитанный на наиболее эффективное использование этих знаний для осуществления некоторого целенаправленного взаимодействия с реальностью".

Система - совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющих новые свойства по отношению к ее элементам.

Ильина Т.А.: «Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление». Каждый элемент системы может иметь собственное функциональное значение и на основе этого взаимодействовать с другими ее элементами. Способ связи элементов называют структурой и в связи с этим нередко для исследования особенностей деятельности системы используют структурно-функциональный подход.

Виды систем.
Подробная характеристика системы приведена в работе В.П. Симонова «Педагогический менеджмент», изданной в 1999 году. 
Он выделяет следующие виды систем:
  • Естественные (подчиняются объективным законам природы) и искусственные (подчиняются законам, правилам, принципам, установленным человеком);
  • Закрытые и открытые (обмениваются энергией, информацией с окружающей средой); Абстрактные и конкретные   (хотя бы два их элемента - объекты);
  • Статические (неизменность свойств во времени) и динамические (изменение свойств во времени);
  • Без ведущего органа и централизованные;
  • Биологические, технические и социальные;
  • Простые (моноструктурные) и сложные (полиструктурные);

В назначении систем В.П. Симонов выделяет такие позиции как:
Цель и целесообразный характер (то, к чему стремится);
Решаемые задачи и функции (что преодолевает, устраняет и для чего предназначена); Функционирование, развитие и саморазвитие (как должна действовать и изменяться).

Любая система имеет структуру и свойства, ее характеризующие.  В.П. Симонов определяет следующую структуру системы:
Объекты (субъекты) – части или компоненты;
Атрибуты (свойства составляющих ее объектов);
Отношения или взаимодействия (объединяют систему в целое);
Наличие уровней иерархии и иерархия уровней.

Свойствами (качествами, основными характеристиками) систем являются:
Целостность (суммативность плюс взаимообусловленность);
Совместимость или несовместимость с другими системами;
Стабильность (устойчивость обратной связи);
Адаптация (приспособление к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее воздействие);
Обучение, способность к самосовершенствованию.

Системный подход 
Способность систем к самоорганизации и саморазвитию приобретает особое значение в образовании. Просчитать «с точностью до секунды» результат педагогической деятельности невозможно, так как для педагогической системы, как любой разновидности социальной, характерны нелинейные и многочисленные связи. Рассматривая образовательную систему, как систему открытого типа, способную к самоорганизации, необходимо учитывать относительность результата и избегать односторонности в выборе содержания, форм и методов организации педагогического процесса, и самое главное, в принятии управленческих решений. Использование же системного подхода как методологической основы  управления образовательной системой способствует более эффективному и качественному функционированию образовательного процесса.

Связь -  взаимообусловленность существования явлений, разделённых в пространстве и (или) во времени. Понятие С. принадлежит к числу важнейших научных понятий: с выявления устойчивых, необходимых С. начинается человеческое познание, а в основании науки лежит анализ С. причин и следствия — универсальной С. явлений действительности, наличие которой делает возможными законы науки.

Внешние связи педагогического коллектива как целостной непрерывно развивающейся системы осуществляются в рамках скоординированного взаимодействия с социально-профессиональной средой: (прежде всего, сообществом педагогов дополнительного образования), кроме того, со школами, органами управления образованием, научными учреждениями, Вузами, а также с  учреждениями социальной сферы (здравоохранение, культуры и досуга, социальной защиты населения и пр.). Вместе с тем важными являются внешнесистемные связи УДО с коммерческой средой, поддерживающей развитие системы образования.  Такие связи строятся на принципе сотрудничества, взаимопонимания, взаимообогащения достижениями профессиональной деятельности (Л.И. Боровиков.   Внешнесистемные связи в Центре детского творчества им. В. Дубинина).
   
Механизмы формирования внешнесистемных связей в УДО:
- Инновационная деятельность в УДО;
- Социальное партнерство;
- Развитие информационно-технических сетевых ресурсов УДО;
- Издательская работа УДО;
- Организация или участие районных, городских и областных мероприятиях;
- Профессиональная сопричастность;

Критерии эффективности внешнесистемных связей в УДО:
- Открытость управленческих и структурных  систем УДО;
- Доступность информации УДО;
- Инновативность развития УДО;
- Устойчивое развитие ВСС;
- Рост профессиональных компетенций педагогического коллектива, профессионального сотрудничества.


Приглашаем к размышлению…

(выдержки из Программы развития ЦДТ «Содружество»)

Основная идея сотрудничества: образовательное пространство не может ограничиваться только стенами одного учреждения, оно должно распространяться до границ, очерчивающих все сферы, которые осваивает ребенок. Следовательно, окружающая его среда в целом должна быть адекватна его потребностям и интересам.

Внешние связи  рассматриваются как возможность:
• Создания единого образовательного пространства района
• Повышения профессионального мастерства педагогов учреждения.
• Улучшения качества образовательного процесса в ЦДТ
• Улучшения МТБ

Залогом успеха выстраивания внешних связей являются:
• Компетентность администрации и педагогов – готовность и способность налаживать ВС,
• Их мотивация – учет ситуации и потребности, поиск активных форм взаимодействия,
• Их деятельность – анализ сотрудничества, обсуждение проблем с коллегами

Связи  с другими организациями ставят целью не получение прибыли, а достижение положительного социального эффекта при обеспечении конкурентоспособности ОУ, его востребованности.

Основные принципы построения внешних связей:
• Сосредоточение ресурсов на образовательных услугах, которые реально необходимы учащимся и педагогам в избранном сегменте образовательного пространства района – дополнительное образование,
• Доминирование ориентации на долгосрочную перспективу,
• Непрерывность сбора и обработки информации о внешней и внутренней среде.

Внешние связи обеспечиваются:
• Миссией учреждения, выделяющей его среди других;
• Стратегией развития учреждения, связанной с построением организационного пространства, в котором взаимодействуют индивидуальные и групповые субъекты;
• Информационной функцией, которая реализуется под девизом: «И о себе,  и для других»;
• Положением на рынке образовательных услуг;
• Привлечением (убеждением спонсоров в необходимости поддержки и будущих пользователей услугами в преимуществах сотрудничества).