Лилитко Н. В. Индивидуально-групповая технология эффективной организации образовательного процесса
Наиболее эффективная организация учебных занятий индивидуально - групповая. По годам обучения динамика индивидуально-групповых форм выстраивается по нарастающей - от преобладающих групповых форм к индивидуальным.
Динамика внутри каждого из выделяемых уровней обучения – специфична. Критерии оценки – также имеют свою особенность. Вместе с тем, педагогу не следует абсолютизировать специфику, надо стремиться к сплочению группы, формированию ее эмоционально-личностной направленности на индивидуальный творческий результат. Всемерно избегать соревновательности и сравнений детей друг с другом.
Поскольку в группе обучаются дети разного возраста (9-14 лет), с разной степенью развития моторики, с разной скоростью восприятия учебной информации и разной степенью творческой одаренности, перед педагогом должна стоять задача максимально полно выявить индивидуальные особенности ребенка, направить их в оптимальное русло развития, укрепления интересов, склонностей, способностей, последовательный перевод межличностных воспитательных отношений в аспект самовоспитания.
Психолого-педагогическая диагностика - узловой момент данной технологии, позволяющий, опираясь на достигнутые детьми результаты, фиксируемые в учебно-творческих ситуациях состояния личности строить прогноз дальнейшего интеллектуально- творческого и художественно- эстетического развития ребенка.
Критерии внутригрупповой дифференциации обучающихся
Уже в ходе первых занятий при изучении базового раздела «Простейшие цепочки» дети демонстрируют индивидуальное своеобразие в реакции на предлагаемые им учебные задания.
Первая группа очень успешно и за короткое время осваивает основные приемы работы: чтение схем плетения, выбор материала для работы, подбор цветовых сочетаний и т.п., стремится работать самостоятельно.
Вторая группа учащихся, при тех же условиях, затрачивает большее количество времени и нуждается в эпизодической помощи и поддержке ( эмоциональной и практической) педагога.
Учащиеся третьей группы испытывают существенные затруднения при освоении материала, самостоятельно работать практически не могут, постоянно нуждаются в более длительной поддержке педагога.
Исходя из результатов проводимой диагностики, к учащимся каждой группы необходимо подбирать адекватные методы и приемы, позволяющие наиболее оптимально справляться с решением поставленных учебно-творческих задач.
При работе с учащимися первой группы нами разработаны по каждому разделу образовательной программы целевые задания повышенной трудности, требующие проявления фантазии, смекалки. От несложных по содержанию заданий, учащиеся почти сразу переходят к выполнению заданий, которые требуют проявления более значительных усилий. Такие усилия воспринимаются ими с видимым удовольствием. Для этой группы задания, представленные в настоящей программе, отмечены знаком (*). Принципиально важно, что дети этой группы стремятся, справившись с заданиями, помочь другим учащимся в их выполнении. Эту тенденцию следует всемерно поддерживать. В ней - источник значительного воспитательного потенциала обучения.
При работе с учащимися второй группы целесообразно более интенсивно использовать метод упражнений (приучения). Начинать следует с самых простых заданий и постепенно наращивать необходимые умения и навыки, поднимаясь к требуемому уровню самостоятельности. Предельно важно следить за добросовестностью выполнения заданий, их качеством.
В работе с учащимися третьей группы необходимо всемерно преодолевать их неуверенность в своих силах, укреплять веру в свои творческие возможности; продолжительное неумение читать схемы плетения, сопоставлять их с выполненными изделиями, затруднения при выборе цветовых сочетаний, быстрая утомляемость- серьезное препятствие, которое должно последовательно преодолеваться при поддержке педагога во взаимосвязи с родителями. В установлении такой связи желательно сотрудничать с психологом.
Предметом для сотрудничества психолога, руководителя детского творческого объединения и родителей должна стать специальная программа повышения самооценки детей данной группы.
Цель программы: Общими усилиями помочь ребенку освоиться, перестать бояться «непонятных» схем; для этого можно использовать мозаику, и тогда «непонятные» кружочки оживут. Не каждому от природы дано чувство цвета. Поэтому для разрешения такой трудности, как подбор цветовых сочетаний, нужно научить ребенка делать это, пользуясь цветовым кругом и таблицей сочетания цветов.
Быстрая утомляемость обусловлена психофизиологическими особенностями. Дети этой группы, как правило, кинестетики. Поэтому они не могут длительное время заниматься одним и тем же видом деятельности. Выход из этой ситуации — в смене видов деятельности. Это физкультминутки, поручения и т.п.
Внутригрупповая дифференциация достигнутой результативности обучения
У детей первой группы в процессе обучения:
? развиваются навыки самостоятельной работы;
? изменяется отношение к уровню трудности выполняемых заданий;
? изменяется отношение к продуктам своей творческой деятельности и к творческой деятельности других учащихся;
? формируется потребность в творческой деятельности, получение от нее морального удовлетворения.
У детей второй группы:
? формируется адекватная самооценка;
? формируются навыки самостоятельной работы;
? развитие аккуратности и терпения;
? умение оценить творчество других учащихся;
? изменение отношения к уровню трудности выполняемых заданий.
? формируется потребность в творческой деятельности.
У детей третьей группы:
? повышается самооценка;
? исчезает боязнь при виде схем плетения;
? вырабатываются необходимые навыки работы;
? изменяется отношение к уровню трудности выполняемых заданий
? дети становятся более внимательными, способны оценивать, сравнивать, что у них получалось раньше с тем, что они умеют сейчас;
? приобщение к творчеству благоприятно для успешной самореализации, поскольку дети этой группы часто попадают в «зону риска».
Лилитко Наталья Владимировна, ПДО высшей квалификационной категории ДДТ "Центральный", г. Новосибирск