Диагностика образовательного процесса


Как в системе педагогической деятельности реализуется такой компонент,  как диагностика? Какие задачи ставит педагог по изучению  своих воспитанников? Какие формы организации диагностических исследований наиболее эффективны и доступны для него? Какими методами педагог может инструментировать этот процесс? Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и  мастерства.

Диагностика  позволяет систематизировать и наглядно оформить наши представления о детях,  которые у нас занимаются, организовать деятельность с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал каждого ребенка. Анализ результатов диагностики позволяет педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса. Процесс изучения личности можно организовать по - разному. В идеале для каждой программы необходимо создавать комплекс диагностических методик, отвечающих целевым установкам образовательной программы.

Диагностика решает следующие задачи:
- анализирует процесс и результаты развития обучающихся
- анализирует процесс и результаты обучения ( объем и глубину обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности
- анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания (уровень воспитанности, глубину и силу нравственных убеждений, сформированность поведения)

 Осуществляя диагностическую работу,  педагог выполняет следующие функции:
? психотерапевтическую- различные диагностические технологии
(рисунки, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;
? коррекционную – цель многих методик- исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;
? развивающую – в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения и личностной активности.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

1. Принцип систематичности.
Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся творческого объединения на протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса- от начального восприятия знаний до их практического применения.

2. Принцип объективности
Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностического инструментария ( заданий, вопросов и т.д), дружеском отношении педагога ко всем обучающимся.

3. Принцип наглядности.
Принцип означает, что диагностирование проводится для всех обучающихся открыто по одним и тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ.

Педагогическая диагностика состоит из этапов:
? Прогностическая диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.
? Текущая диагностика ( промежуточная) ( проводится в течение года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
? Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.

Диагностика включает в себя три этапа:

I этап – организационный /подготовительный/ - определяются цели, объекты, направления (например, объектом может стать определенная группа творческого объединения, а направление- качество обучения)
II этап – практический (диагностический) - выбор инструментария

Универсальные способы отслеживания результатов:
? Педагогическое наблюдение
? Анкетирование
? Тестирование
? Тренинги
? Игры
? Собеседование
? Зачет по контрольным нормативам
? Академические концерты
? Выставки
? Творческий отчет
? Конкурсы и т.д.

III этап – аналитический – обработка и систематизация информации. Информацию лучше накапливать в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал.

 В  личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты прямо и непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов. Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, насколько ученик продвинулся в овладении каждым из компонентов учебной деятельности с начала учебного года. Проводя  педагогическую диагностику важно зафиксировать:
- какие изменения произошли с ребенком в процессе обучения;
- как изменяется его понимание требований, предъявляемых к нему по освоению образовательной программы;
- в какой помощи педагога он нуждается.

Правила проведения диагностики
 
1. Установление контакта между педагогом и ребенком. Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность
2. Обследование проводится в течение 15-30 минут (в зависимости от возраста детей и задач исследования)
3. Испытываемые должны быть поставлены в одинаковые условия.
4. Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.
5. Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.
6. Диагностика завершается тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффективную программу образовательного процесса.

Критерий - «средство суждения», признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего- либо, «мерило оценки»  (Философский словарь).
- важный элемент (часть) методики исследования реального объекта, с помощью которого возможна проверка, сверка, соотнесение «достоверного» результата, его соответствия цели, специфики исследуемого объекта; «действенности», «подлинности», « реальной теоретической и практической значимости объекта в конкретном процессе, пространстве, среде;
- способ проверки истинности знания о явлении, реальности, способ проверки одного знания другим;
- количественный или порядковый показатель, выражающий меру эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки принимаемых решений.

Показатель - теоретически обоснованный, прогнозируемый, ориентирующий на оптимальные позитивные результаты при минимуме затрат времени, человеческого ресурса.