Диагностика профессионального развития обучающихся


В силу возрастных особенностей детей старшего подросткового и юношеского возраста интересна проблема внешнего облика.
Одежда занимает не последнее место в восприятии человека человеком. Она является источником информации о его возрасте, социальном положении, профессии, принадлежности к определенной группе, о характере, вкусе, взглядах и о многих других особенностях.
«Язык» одежды информирует о внутренних качествах человека, т. к. стиль одежды отражает определенные черты личности.
Выразительный, образно решенный костюм способствует раскрытию внутреннего богатства человека, его индивидуальных достоинств. Эстетическая роль костюма в том, чтобы вместе с другими факторами внешней культуры выявить красоту и духовное богатство личности, помочь осуществить гармоническую связь образа с внешней средой.

Умение одеваться по возрасту, по сезону и к месту - это искусство. И, если исторический костюм- это правдивое зеркало прошлого, то неотъемлемым дополнением к нему служит современная одежда многих ныне живущих народов, раскрывающая нам в своем многообразии основные особенности их культуры.
В дизайн-студию «Нюанс» принимаются все желающие с 12 лет, независимо от степени подготовленности, отсутствует конкурсный отбора. Модифицированная программа дизаин-студии рассчитана на 3 года, хотя моделирование одежды – это очень кропотливая, долгая работа, требующая не только умения, изобретательности, но и терпения. Окончившие трехгодичный курс обучения могут продолжить обучение по индивидуальной программе, составленной с учетом их возможностей и желаний, и направленной на создание  своих  фантазийных , творческих  работ.

Целью разработанной мной образовательной программы дизайн-студии  «Нюанс» является создание  условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, для формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, формирование теоретической  и практической базы допрофессионального образования для дальнейшей профессиональной ориентации учащихся.

Осуществляя учебный процесс на занятиях  педагогом применяются разнообразные дидактические приемы и формы (иллюстрации, видео, аудио, натура). Проводятся учебные занятия в форме   беседы, экскурсии, конкурса, мастер-класса, выставки, викторины, демонстрации моделей.
Помимо  теоретического и практического обучения навыкам  моделирования одежды с обучающимися проводятся занятия с хореографом, которые способствуют раскрепощению ребенка перед сценой.
 
Особенностью занятий в дизайн-студии «Нюанс» является необходимость последовательного освоения разнообразных техник. Такая последовательность включает в себя: ознакомление и освоение таких техник как аппликация, коллаж, вязание, плетение, вышивка. Здесь очень важно отметить, что создаваемые учащимися костюмы недороги в исполнении, поскольку используется в основном подручный материал (лоскуты ткани, шнуры, тесьма, кружева, даже самые мелкие обрезки). Активно используется одежда,  из которой выросли дети, а также предметы гардероба, вышедшие из моды («из бабушкиного сундучка»). Все это обретает новое рождение, благодаря богатой фантазии студийцев. Поэтому, идеи учащихся находят воплощение в материале с минимумом финансовых затрат.

Разнообразие материалов - это всегда поиск нового, неожиданного, что способствует укреплению чувства свободы, умению не бояться экспериментов.
В процессе создания костюма всячески поощряется самостоятельность юного автора.  Все то, что пока не смогли довести до совершенства детские руки, дополнит неисчерпаемая фантазия ребенка.
В работе над эскизом главная задача педагога - выявить интересную идею и грамотно направить ученика на ее воплощение. Здесь особенно важен индивидуальный подход к каждому ребенку, поэтому количество детей, занимающихся в группе не должно превышать 8 человек.

В процессе труда педагог осуществляет контроль за работой студийцев, следит за соблюдением ими правил по технике безопасности при пользовании инструментами, оказывает необходимую помощь.

Для развития интереса к овладению знаниями большое значение имеет демонстрация наглядных пособий: чертежей выкроек (стенды), образцов тканей, костюмов, швейных изделий.

Сопровождающая образовательный процесс  диагностика имеет  много аспектов. Остановимся на одном из видов диагностирования,  применяемом на учебных занятиях:  диагностика предпрофессионального развития.

Предпрофессиональное развитие – предельно сложный личностно-психологический процесс. Освоение техник есть своеобразный инструмент для выявления следующих индивидуальных типологических особенностей обучающихся.

? Трудоемкость (рассматривается как способность выполнить объем задания за ед.учебного времени)
? Аккуратность (рассматривается умение выполнить задание без нарушения эстетических и технологических критериев.
? Самостоятельность (способность без включения учителя в процесс выполнять задания)
? Индивидуальность (появление уникальных особенностей своего действия
? Взаимообучаемость (умение поделиться своими навыками, казать помощь нуждающемуся.

Конкурсная диагностика – наиболее показательный момент в оценке качества предпрофессмонального развития. Залогом успешной деятельности детей является систематическое участие в конкурсах различного уровня. Участие в конкурсах стимулирует студийцев к дальнейшей деятельности в дизайн-студии «Нюанс», повышается  их самооценка, уверенность в себе и своих силах.

Ситуация состоявшегося выбора профессии (обучающиеся  учатся в НТЛП, посещают   курсы в институте легкой промышленности) и поступление в профессиональное учреждение является самым ярким подтверждением предпрофессионального развития.

 

Леснова Наталья Валерьевна, педагог дополнительного образования II квалификационной категории ДДТ "Центральный", Новосибирск