Диагностирование результатов по образовательной программе

 
Цель:
Определить уровень знаний, умений и навыков, приобретенных по программе, про-анализировать развивающее влияние программы на обучающихся, выявить интерес  детей к музыке.

Основные методы диагностирования:
- наблюдение,
- концерты,
- фестивали
 
Периодичность проведения диагностики: в течение учебного года

Объекты диагностики:
За основу взяты отдельные  показатели, которые прописаны в дополнительной  образовательной программе «Остров детства», а именно:
- певческие навыки: интонация, дикция, артикуляция, дыхание, звуковеде-ние, тембр, динамика
- теоретические знания: дифференциация элементов музыкального языка на слух (определение звуковысотности, определение направления движения мелодии, регистры, типы движения мелодии, динамические оттенки, темпы, ритм)
- художественно-артистические навыки: эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера, способность в мимике, жестах, пластике передавать свои чувства и переживания, вызванные произведением, умение в пении изобразить героев произведения, их чувства, характер, на-строение.

Характеристика уровня освоения:
- высокий уровень – навык развит хорошо, четко выражен, владение им прояв-ляется стабильно в произведениях разного уровня сложности
- достаточно высокий   - владеет навыком хорошо, но произведения повышен-ного уровня  сложности в отношении данного навыка вызывают затруднения в процессе освоения
- средний уровень – навык выражен нечетко,  владение им проявляется эпизо-дически
- ниже среднего – владение навыком проявляется редко в произведениях (фрагментах) низкого уровня сложности
- низкий уровень -  навыком не владеет, самый незначительный результат требует больших эмоциональных и временных затрат.

I. Певческие навыки:
1. Интонация

- высокий уровень -  точное детальное воспроизведение всех интонационных элементов мелодии
- достаточно высокий   - интонирует чисто, трудности вызывают мелодические фрагменты в быстром темпе, широкие скачки хроматические элементы в мелодии
- средний уровень – диапазон интонирования ограничен небольшим объемом, тенденция к приблизительному интонированию мелодических трудностей
- ниже среднего – интонирует в примарной (разговорной) зоне, выход за ее пределы осуществляется лишь за счет приемов звукоподражания
- низкий уровень -  интонационная база – речевая  2-3 звука (говорит, не поет)

2. Дикция
- высокий уровень – быстрое, четкое, краткое произнесение согласных в лю-бом темпе, регистре
- достаточно высокий   - владеет навыком четкого произношения, исключение- группы согласных, быстрый темп
- средний уровень – недостаточная активность мышц артикуляционного аппарата, трудность вызывает четкое произнесение парных согласных( «размытость» - звонкие - глухие)
- ниже среднего – вялое произнесение согласных, дикционные задачи решаются в произведениях низкого уровня сложности: умеренный темп, средний регистр, простой ритмический рисунок)
- низкий уровень -   дефекты произношения согласных, вялость мышц, разговорная манера

3. Артикуляция
- высокий уровень – активность мышц артикуляционного аппарата ( язык, мягкое небо, губы, нижняя челюсть- свободны), гласные - объемные, долгие
- достаточно высокий   - владение навыком стабильное, определенные трудно-сти вызывают произведения в быстром темпе
- средний уровень – ленность артикуляционного аппарата, владение навыком эпизодическое, отсутствует единая манера формирования гласных ( один и тот же гласный звук формируется по-разному)
- ниже среднего – контроль над оформлением гласных присутствует только на этапе распевания, явные дефекты формирования гласных: зажат артикуляционный аппарат, либо чрезмерное открывание рта, вякающая манера исполне-ния
- низкий уровень -  навыком певческой артикуляции не владеет, переносит способы формирования гласных из бытовой речи.

4. Дыхание
- высокий уровень -  владеет опертым дыханием, вдох: короткий, бесшумный; тело в состоянии покоя; выдох: осуществляет контроль над продолжительностью
- достаточно высокий   - вдох и выдох физиологически правильные, недостаточно освоил навык распределения дыхания во фразе
- средний уровень – контроль за правильностью вдоха и выдоха, продолжи-тельностью и ровностью выдоха проявляется эпизодически
- ниже среднего – вдох, выдох шумные, дыхание ключичное ( поднимает и опускает плечи), прерывистое

5. Звуковедение
- высокий уровень -  владеет основными приемами звуковедения: legato  ( плавно),  staccato (отрывисто) 
- достаточно высокий   - испытывает трудности в произведениях большого объема с использование  м одного типа звуковедения
- средний уровень – владение навыком проявляется в произведениях небольшого объема, диапазона, умеренного темпа
- ниже среднего – размыты границы  между типами звуковедения
- низкий уровень -   навыком не владеет, не способен исполнять мелодию плавно или отрывисто ( разговаривает)

6. Тембр
- высокий уровень – голос тембрально окрашен, гласные округлые, звук: полетный, легкий,  нерезкий, светлый, прикрытый; проявляется индивидуальная окраска голоса
- достаточно высокий   - самостоятельно решает тембральные задачи, трудность вызывает оформление гласных в высоком регистре
- средний уровень – индивидуальный тембр прослушивается в распевках, в произведениях проявляется нестабильно
- ниже среднего – проявляется речевая окраска голоса, либо устойчивая, подражательная манера тем или иным исполнителям
- низкий уровень -  навыком не владеет, характер тембра приближен к бытовой речи, звук зажат,  не оформлен

7. Динамика
- высокий уровень -  владеет подвижной динамикой, звук не форсирует, отсутствуют параллелизмы ( выше - значит громче, ниже - значит тише)
- достаточно высокий  - навыком владеет, трудность вызывают фрагменты, включающие внезапную смену динамических оттенков
- средний уровень – владеет средней звучностью, при усилении силы звука переходит на крик, при ослаблении – на шепот
- ниже среднего – исполняет только очень тихо ( физиологически: недостаточно развита голосовая мышца, психологически: застенчивосить)
- низкий уровень -   средней звучностью не владеет, развиты параллелизмы