ИМиДЖ 1. С. А. Пырьева Развитие художественного восприятия на уроках МХК

 
«Восприятие – изменённость состояния».
И. Кант

Проблемы детского художественного восприятия представляют несомненный интерес для собственно инновационной педагогической деятельности. От чего же зависит глубина художественного восприятия? Это, прежде всего, свойства художественного произведения. Исследование художественного языка, как средства выразительности (формы), является источником смыслопорождения, открывает путь к воссозданию эстетической реакции. Для произведений изобразительного искусства приобретают значение такие признаки как цвет, свет и тень, способ передачи пространства, движения и времени, линия, живописные пятна и др. Только взаимопроникновение и их согласование (синтез) способствуют целостности восприятия образа, проникновению в некую суть, некую внутреннюю правду.

В своей педагогической практике при анализе художественного произведения я часто использую книгу Генриха Вёльфлина «Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения». Автор обратил внимание на определенные константы восприятия.  Так, диагональ, идущая от левого нижнего угла в правый, воспринимается как восходящая. Диагональ же, идущая от левого верхнего угла вниз, как нисходящая. Один и тот же предмет выглядит тяжелым, если находится не в левой, а в правой части картины. Анализируя «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, исследователь подтверждает это примером: если фигуру монаха переставить с левой стороны на правую, то она становится настолько тяжелой, что композиция целиком опрокидывается. Есть свои константы и в пространственных композициях: мы поднимаемся вместе с высокой линией и падаем вместе с опускающейся вниз, сгибаемся вместе с кругом и чувствуем опору, воспринимая лежащий прямоугольник.

Особое значение в осмыслении механизма художественного восприятия имеет работа Выготского Л. С. ”Психология искусства”, где автор рассуждает о связи формы и содержания. Анализируя “Легкое дыхание” Бунина и трагедию Шекспира «Гамлет», Выготский демонстрирует, как форма художественного произведения помогает снять трагизм сюжета, или, наоборот, его усиливает, заставляя зрителя «задохнуться» от увиденного.    

Обратимся к примеру из учебной практики. Во время посещения выставки в Новосибирском художественном музее «Гравюры Дюрера» учащиеся обратили внимание на ряд формообразующих признаков гравюры А.Дюрера «Св. Иероним в келье».
1. Линия учувствует в создании живописного образа. Учащиеся отметили широкое применение разнообразных линий -  сплошная, прерывистая, наклонная. Линия господствует в произведении. Всюду границы, осязательные плоскости, изолированные предметы. Линия придает геометричность изображению, математическую взвешенность.
2. Свет и тень подчинены  линии. Мы чувствуем предметы со стороны их пластических границ. Игра света и тени являются составляющими элементами диагональной композиции произведения. Свет из окна ориентирует нас на композиционный центр гравюры - Св.Иеронима - носителя главной мировоззренческий идеи.
3. Учащиеся обратили внимание на знаковые предметы произведения: песочные часы – символ текучести времени и его постоянства, сухая тыква – фляга паломника, подвешенная к потолку, кардинальская шляпа, которая висит на гвозде, лев – спутник Иеронима, - символ благоразумия, мудрости и спокойствия, туфли под скамьей и др.

Отмеченные признаки способствуют пониманию смысла произведения. Здесь не просто изображение Святого. Перед нами философ, посвятивший свою жизнь постижению высшей истины.
Интеллектуально-аналитический срез необходим для выяснения структуры произведения. Одна из задач – научить видеть, как сделано произведение и почему именно так, а не иначе.  Вместе с тем, логический рационализм, строгий понятийный аппарат нередко засушивает художественное восприятие, навязывает тип мышления, переносит восприятие в плоскость клише и стандартов. Часто художественное произведение невыразимо на языке понятий, хотя само понятие можно расширить до бесконечности. Замечу, что художественное произведение ценно не столько ясным построением формы, сколько своим иррациональным пространством – игрой, алогизмами, обманом ожиданий. Велика роль интуиции. Важно почувствовать энергетику произведения. В таком контексте можно говорить об актуальности изучения   современного искусства, наполненного богатыми ассоциациями, парадоксами, иронией и могущего будить воображение и фантазию, посылать новые импульсы «игре наших внутренних сил». В ходе учебного процесса использую культурный потенциал Новосибирского художественного музея. Уроки по мировой художественной культуре нередко проходят в его залах. Так, выпускники школы разных лет знакомились с работами прошедших четырех международных биеннале современной графики, отличавшихся многообразием художественных ценностей и творческих поисков. Интересные ассоциации у учащихся вызвала выставка японской графики 20-го века, удивительным образом сочетавшая в себе классические и современные традиции японской культуры.

Восприятие современного искусства представляет наибольшую трудность. Оно непривычно, еще нет временной дистанции, позволяющей отделить истинное от случайного. Это искусство требует интеллектуального напряжения в постижении смысла Бытия, новых навыков видения, распознавания условности языка и символики. Линия, число, пятно, точка, цвет, геометрические фигуры, перемещение их в плоскости, несут знания о космосе,  Вселенной,  запредельных мирах. Для уяснения новых средств художественного языка обращаюсь к текстам основоположника абстрактного искусства В.В. Кандинского: «О духовном в искусстве», «Точка и линия на плоскости». Приведу несколько высказываний, используемых на уроке в 11 классе при изучении темы «Зарождение абстрактного искусства. Творчества В.В. Кандинского».

Важное значение в абстрактном искусстве приобретает точка. Еще Аристотель высказывал великую мысль, что точка – момент времени, когда совмещается прошлое с будущим через настоящее, то есть в точке содержится уже прошедшее и еще не рожденное потенциальное будущее. В философии же П. А. Флоренского – современника Кандинского, точка – это средоточие, сгусток всех видов энергии, живое, энергетическое духовное начало, излучающее свои потоки от Духа к природе, от внутреннего мира к внешнему и  соединяющее их в целостное. Кандинский, продолжая эту мысль, считал, что в точке заключен целый мир. Это единство бытия и небытия, «связь молчания и речи». Точка не имеет ни формы, ни размера, тем не менее, в ней заключены все потенциальные структуры становления мира. В точке заключен звук, причем, чем больше свободного пространства вокруг точки, тем больше ее звучание. Точка обладает и природным цветом, выражающим разную степень напряжения. Задача, которую ставит перед собой художник, состоит в том, чтобы постепенно вырвать точку из узкого круга ее обычного значения и заставить ее внутренние свойства «звучать» более ясно.

Есть и другая сила, которая существует за пределами точки. Это – линия. Она мгновенно уничтожает концентрическое напряжение точки, из дискретного делает непрерывное, причем сама она уходит из жизни, а на месте ее возникает новая сущность, подчиненная собственным законам и ведущая новую самостоятельную жизнь. Кандинский подверг анализу свойство линии и классифицировал их с точки зрения значимости изобразительного искусства. При этом он отмечал особую ценность кривых линий в поисках духовного начала в искусстве.

Кандинский рассматривает геометрические формы (треугольник, квадрат, куб, ромб, трапеция) с точки зрения пластического звучания. Каждой форме свойственен  свой духовный аромат, но вместе с тем  «все они равноправные граждане духовной державы». Причем взаимодействие формы с цветом приводит к новым образованиям. Форма может усиливать или притуплять свойственное цвету звучание: желтое сильнее выявит свою остроту в треугольнике, синее свою глубину в круге. Гармония красок может основываться только на принципе целесообразного затрагивания человеческой души.  Психическое воздействие цвета способно вызвать «душевную вибрацию», считал художник. Высказывания Кандинского чрезвычайно ценны для нас, так как дают ключ к прочтению художественного текста в широком смысле слова.

Глубина  художественного восприятия определяется не только качествами готового художественного произведения. Существенное значение приобретает роль субъекта (человек) в процессе восприятия.  Произведение искусства дает реально каждому столько, сколько человек способен от него взять, оно всегда отвечает на те вопросы, которые ему задают. Субъект же воспринимает столько, сколько может, а это уже, в свою очередь зависит от интеллектуального, информационного уровня учащихся, от навыков собственного художественного творчества.

Обратимся к идеям великого Канта. Он отмечал, что в процессе художественного восприятия возникает своеобразная игра познавательных сил, ведущая к “самопревышению” человеческого существа, к внутреннему творческому возбуждению. Произведения искусства вызывают интенсивную внутреннюю жизнь, а это главный итог художественного восприятия. Наши усилия  главным образом устремлены на формирование внутреннего человека, способного на глубокие духовно-этические переживания и размышления. “Душа, преисполненная чувства, есть величайшее совершенство” – так писал Кант, понимая под преисполненностью чувств состояние интенсивности восприятия и концентрации мышления.

Общеизвестно, что каждый имеет право на субъективное переживание по поводу  восприятия художественного произведения. Поэтому считаю важным создать на уроке атмосферу доверия, признания разных точек зрения, готовности услышать мнение каждого и понять через другого себя. Так, на уроках по русскому авангарду на поставленный вопрос «какие ассоциации вызывает у вас «Черный квадрат» Малевича?» высказаны были разные суждения и оценки. Важно, что это было личное мнение каждого из участников полилога. Вот некоторые из них: «окно во Вселенную», «озоновая дыра в Космосе», «передает ощущения пространства», «все ужасное что надвигается на нас», «безграничны возможности человека и других систем на пути развития», «черное пространство – это опасность, но человек может ее преодолеть, так как присутствует белый свет», «трещины придают новый смысл квадрату, открывают возможности в развитие пространства», «черный квадрат символизирует переломный момент в России: черный цвет – трагизм, а белый выход из него», «черный квадрат – это автопортрет», «это бунт», «неизведанное будущее», «противоречия в жизни». Повторяю это субъективное мнение каждого, но в целом это способ формирования полифоничности мира, многомерности, многозначности.  Я доверяю живому мироощущению своих учеников, часто не сопровождающемуся отчетливым осознанием. С целью этого использую ряд методических приемов: показываю несколько работ Кандинского, предлагаю выбрать одну из них, подобрать определение, наиболее адекватно выражающее суть произведения, его форму. В задании возможны варианты – выделить наиболее понравившуюся часть картины или выделить ту часть картины, которая произвела на вас большее впечатление, или составить рефлексию по поводу картины. Приведу пример высказываний учеников по поводу работы Кандинского «Синий гребень»:

- «Сломанные крылья бабочек и птиц.  Несбывшиеся мечты и сломанные судьбы. Угасающая волна, набравшая силу, но не достигнувшая своей цели – неба и солнца. Палитра красок, которая взорвалась для того, чтобы остановить мрак (шипы); изогнувшееся цветовое пятно, на поверхности которого проступают мотивы русской народной росписи»
- «Взрыв эмоций.  Паника, хаос, беспорядок, вихрь чувств.  Но в тоже время льется яркий свет.  Лучи. Входишь в картину.  Весь там в ней».
- «Яркая цветовая палитра, иногда в почти немыслимых сочетаниях.  Наложенные друг на друга гребни создают необычную, но целостную пирамиду. Хочется подняться на самый гребень, но потом можно упасть с него. Быть может, за всеми этими внешними яркими пятнами скрывается внутренний трагизм пика вершины».

Такие высказывания детей, подмеченные на уровне интуиции, дополняю обширным информационным материалом о личности самого художника, его философии, что расширяет представления об особенностях художественного процесса.

Гарантом формирования эстетического вкуса является для нас обращение к критериям художественности. Они, конечно, не являются раз и навсегда данными. Любой новый шаг в истории искусства может состояться только в том случае, если автор рождает собственный язык, собственную форму и, таким образом, устанавливает новые критерии художественности. Само понимание искусства, сложившееся в той или иной культуре, время от времени способно перерастать себя, наполняться новыми смыслами. Но все же есть некие базовые признаки художественности, отмеченные опытом культуры. К числу их можно отнести:
- идея произведения, рождающая бесконечность смыслов. Мир форм приобретает   особо важное значение в их распознавании.
- множественность интерпретаций.
- целостность произведения. Истинное художественное произведение способно    примирить противоположные начала Бытия – идеальное и реальное, эмоциональное и разумное, свободу и необходимость.
- принципиальная незавершенность произведения и его открытость. Использую здесь методологию Бахтина о диалогичности. Всякое художественное произведение внутренне диалогично. Отсюда и процесс погружения в истину, ее поиска превращается в способ раскрытия внутренних сил, в способ познания себя и саморазвития. Вместе с тем художественная форма сохраняет в себе всю «рассеянную энергетику», через ее завершенность просвечивает незавершенность, стимулирующая череду художественных ассоциаций, богатство воображения.

Осознание особенностей художественного восприятия, освоение языка художественной выразительности позволяет выстроить образовательное пространство таким образом, чтобы наряду с познавательным интересом стимулировать внутреннюю жизнь человека, наполнить его нравственным и творческим содержанием.
 
С.А. Пырьева, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 12, почетный работник общего образования РФ