ИМиДЖ 1. Роль философского осмысления содержания образования в процессе становления личности


Мы постигаем непостижимость.  
И. Кант

Когда человек сталкивается с окружающим миром, он проникает в него всей структурой, всеми своими свойствами и движениями, всем своим дыханием. «Потянутся в душу… щупальца деревьев: трогают лицо, нет преград ничему, во все поры существа всасываются тайны мира. Мир осаждается на тебе, он уже почти – не мир, но ты – все и все – ты. Точнее сказать, нет очерченной границы между мной и не мной» [6]. Так поэтично описывает философ Павел Флоренский столкновение человека с существующим миром.

Принцип, на котором строится процесс научного мышления – это принцип понятности мира. Чтобы мы могли понимать мир, в нем должны выполняться предпосылки самого существования человека, понимающего этот мир. То есть, любое высказывание уже предполагает некоторое исходное первичное сращивание человека с миром, то самое, о котором говорит Павел Флоренский. Можно сказать, что принцип понятности есть принцип определенного включения человека в космическое пространство. Мы понимаем тот космос, в пространство которого сами и включены подобным образом. Потому и пространство всего мира наделяем свойствами, подобными своим, измеряем его нашими мерками. Тогда проблема сводится к различным способам восприятия одного и того же мира, в которых он является совершенно разным. Ведь известные нам предметы существуют не только в тех категориях, в каких мы их воспринимаем, но и в бесконечном количестве других, в которых мы не умеем их рассматривать. Поэтому, как пишет П.Д. Успенский, «мы должны научиться вначале мыслить вещи в других категориях, потом представлять их, насколько можем, и только после этого в нас может появиться способность воспринимать их в высшем пространстве – ощущать самое высшее пространство» [5]. Способность осмыслить одну и ту же вещь в разных категориях приобретается тогда, когда устанавливаются связи между различными категориями. Установление всеобщих универсальных связей и составляет задачу философии. Миссия философии как науки состоит в том, чтобы найти такие смыслы явлений, которые недоступны другим наукам. В этом уникальная особенность философии, в этом ее необходимость и незаменимость при объяснении свойств Универсума.

Принцип понятности мира требует от личности определенных качеств, которые достигаются ею в процессе развития, становления. Существенное отличие концепции современной парадигмы образования состоит как раз в том, что образование рассматривается как деятельность, цель которой – развитие личности. В работе Юниной Е.А. «Парадигма образования» [7] рассматривается семь проявлений, составляющих концептуальный смысл образования. Среди прочих к этим проявлениям относятся интегрированность и фундаментальность образования. Интегрированность представляет собой целостность образовательного процесса, которая основывается на комплексном подходе к преподаванию учебных предметов. А такой подход невозможен без философского осмысления их содержания. Что касается фундаментальности образования, то она включает в себя богатство смыслов в содержании учебных предметов, а именно: научные смыслы, опирающиеся на классические и новейшие научные достижения, и смыслы вообще, связывающие учебный предмет с философией, психологией и историей культуры.

Целостность образовательного процесса обусловлена целостной природой самой личности. Такой подход к человеку предполагает рассмотрение его в рамках включенности во всеобщую взаимосвязь, тождество человека и природы, человека и мира, человека и Универсума. Пользуясь выражением Бердяева Н.А., человек представляется как «микрокосм». Однако особенности человеческой личности не проявляются сразу в готовом виде, а складываются и развиваются в процессе накопления социального опыта. К определяющим свойствам личности необходимо отнести следующие. Во-первых, это потенциальная универсальность, всеобщность, обеспечивающая возможность присвоения различного содержания, форм и способов жизни в зависимости от исторических, онтологических, генетических и других условий [6]. Во-вторых, это потенциальная бесконечность человека, позволяющая выходить за пределы полученных знаний, за пределы самого себя. Фактически это свойство определяет способность личности к творчеству, к созданию нового качества [1]. Данное свойство, которое можно определить как способность к трансцендентированию, Петровский В.А. назвал главнейшим свойством личности [4]. Наконец, в качестве третьего определяющего свойства необходимо указать особую взаимосвязь с другими людьми, которая характеризует способность отождествления себя с другими и обособления себя, своего «я». Бесспорно, эти определяющие свойства человека позволяют ему включиться в Универсум, именно благодаря им возможно осуществление принципа понятности мира.

В процессе становления личности определяющие свойства развиваются и актуализируются. Одной из важнейших форм проявления этих свойств является творчество. В нем реализуется и бесконечность человека, и его универсальность, и способность отождествления себя с объектом творчества и объекта с собой, т.е. их слияние в одно целое. Таким образом, определяющие свойства, имеющие, вероятно, высшую природу, являются необходимым условием совместного развития человека и мира, необходимым условием того, чтобы, выражаясь словами поэта А.Блока, «с миром утвердилась связь».

Одним из ведущих принципов современной парадигмы образования является гуманитаризация образования [7], которая в философском понимании означает изменение смысла образования. Процесс гуманитаризации -  это выявление в любом учебном материале общечеловеческих ценностей и личностных смыслов. Поэтому учащийся не просто усваивает учебный материал, а осваивает мир культуры – либо гуманитарной, либо естественно-научной. Основной целью такого подхода к обучению является формирование мировоззрения. Современное мировоззрение на рубеже XX-XXI веков органически обладает синергетической направленностью. А именно: мир представляется как единство саморазвивающихся, самоподобных структур; их нелинейное развитие предполагает появление состояний бифуркации, выход из которых порой приводит к катастрофическим, непредсказуемым событиям. Смысл слова «синергетика» означает совместное действие, интеграцию различных источников, различных видов энергий – физической и психической, различных полей – электромагнитного и биологического, различных пространств – идеального и материального. Т.е. мир по природе своей представляет собой сложную систему, к которой неприменимы упрощенные модели на основе только механической или термодинамической теорий. Здесь необходимо философское осмысление явлений, что требует воспитания философской культуры мышления.

Для утверждения связи с Универсумом человек должен осознать всю совокупность предметов и явлений в их единстве. Однако, учебные предметы имеют различные области, которые в традиционном подходе существуют отдельно друг от  друга. Бесспорно, современные интеграционные технологии способствуют их объединению. Но эти технологии не будут иметь практической пользы без введения в них философской основы. Конечно, философия может быть различной – материалистической или идеалистической, рациональной или иррациональной, но суть не в этом, а в том, что любая философская система предполагает формулировку общих понятий и законов, управляющих жизненными процессами, она организует диалог между различными формами познавательной деятельности независимо от их мировоззренческой, научной и религиозной направленности.

Образовательный процесс ставит перед человеком вечные проблемы бытия. Либо это проблема природы пространства и времени, либо проблема рождения мира или происхождения жизни, либо это нравственная проблема добра и зла. Все эти проблемы составляют содержание философского знания, но конечных решений их не существует. Ни одна наука не способна дать окончательного ответа на такие вопросы. В этом главный смысл бытия, причина его бесконечности и неисчерпаемости. Однако философское осмысление вечных проблем является внутренней потребностью человеческого сознания. Таким образом, философия внутренне присуща человеку, она содержится в «затаенном уголке его сущности», по выражению М.К. Мамардашвили [2]. «Философия не преследует никаких целей, помимо высказывания вслух того, отчего отказаться нельзя. Это просто умение отдавать себе отчет в очевидности. …В цепочке наших мыслей и поступков философия есть пауза, являющаяся условием всех этих актов, но не являющаяся никаким из них в отдельности.  В этой же паузе … осуществляется и соприкосновение с родственными мыслями и состояниями других, их взаимоузнавание и согласование» [3]. Т.е. через философию реализуется третье определяющее свойство личности, о котором говорилось выше – это взаимосвязь с другими людьми, способность отождествления и обособления своего «я».

Процесс становления личности будет незавершенным, если ее сущностные свойства не реализованы. И важнейшую роль в этом играет философия. Высшей формой реализации сущностных форм является творчество, в основе которого лежит глубокое понимание основных смыслов, универсальных понятий и связей, постигаемых посредством философии. Через творчество утверждается связь человека и мира, через творчество образуется высшая целостность – целостность Духа и мира.


Литература
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1985.
2. Мамардашвили М.К. Философские чтения, СПб.: Азбука – классика, 2002.
3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию, М., 1992.
4. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности, Ростов-на-Дону, 1991.
5. Успенский П.Д. Tertium organum: ключ к загадкам мира, СПб, 2000.
6. Флоренский П.А. У водоразделов мысли, т. 2, М., «Правда», 1990.
7. Юнина Е.А. Парадигма образования, Школьные технологии, 2005, №2, с. 31 – 43.
 
И.Г. Фисенко, учитель математики высшей квалификационной  категории МОУ СОШ №12