Имидж 1. Г.В. Дмитриева. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе I ступени
К системе российского образования предъявлены новые социальные требования. В связи с этим в школе 1 ступени используются разные УМК, образовательные технологии, но зачастую принципы, заложенные в Образовательной Концепции, на практике рассматриваются без учета индивидуальных возможностей ребенка, его соматического и психического здоровья.
И вот полным ходом идет активизация учебной деятельности, быстрый темп изучения материала на достаточно высоком уровне трудности, тем самым еще более ухудшая хронические патологии, различные функциональные нарушения, которыми страдают большинство учащихся.
Это, на мой взгляд, высокая плата за выполнение социального заказа.
Главной задачей обновленного образования должно быть сохранение нации, ее генофонда. В «Концепции Модернизации образования до 2010 года» обозначены условия для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Но что же зависит от учителя в решении этого вопроса?
1. Должно учитываться состояние здоровья ребенка при выборе вида школы, что будет способствовать уменьшению риска формирования и прогрессирования уже имеющихся различных форма заболевания, а также повышению эффективности образовательного процесса
2. Педагогические технологии должны быть направлены на удовлетворение образовательных потребностей школьника, с учетом его особенностей, интересов, учебно-познавательных и функциональных возможностей.
3. Восприятие и усвоение учебной информации должно строиться с учетом половых особенностей, т.к. у мальчиков и девочек по-разному протекают процессы адаптации к школьному обучению.
4. Исключить авторитарный стиль общения учителя с учениками. Культивировать доброжелательное, уважительное и справедливое отношение к ребенку.
5. Учеба должна протекать на фоне положительных эмоций.
6. Рациональный двигательный режим должен быть приоритетным в начальном образовании.
7. Стараться, чтобы условия обучения соответствовали всем гигиеническим нормам.
8. Вести пропаганду здорового образа жизни через такие предметы как окружающий мир, эстетика, литературное чтение.
Я работаю во всех этих направлениях, но хочу поделиться опытом по развитию у школьников мотивационных основ сохранения и улучшения своего физического и духовного здоровья.
1. Дети ведут дневники, где каждый день отмечают с помощью условных обозначений свое самочувствие и причины его обусловившие. В конце недели подсчитывают количество дней с хорошим и неудовлетворительным самочувствием.
Затем этому пытаются дать объяснение. Подобное развивает у школьников процессы самонаблюдения для коррекции собственного образа жизни.
2. На уроках окружающего мира особое внимание уделяем вопросам личной и общественной гигиены, особенно тем мероприятиям, которые могут выполнять сами дети для укрепления своего здоровья.
Дети делятся простыми народными средствами для лечения распространенных заболеваний.
Постоянно ведется профилактические беседы о вреде курения, алкоголизма, наркомании.
3. На уроках истории, риторики проводим различные психологические игры, которые помогают повысить самооценку учащихся, создать комфортную обстановку в классе.
Вот некоторые из них:
«Здравствуй!». Это не просто обучение нормам этикета. Этот прием позволяет расширить свои представления об общении, учит придумывать оригинальные, уникальные приветствия.
«Угадай кому письмо». Заранее готовятся карточки (по числу учащихся), на которых указываются их личностные качества – адрес письма. Затем это все зачитывается, и ребята угадывают адресата. Как правило с угадыванием проблем нет.
А вот когда выполняется работа «Моя ладонь», где дети обводят свои ладошки, в середине пишут «Я», а на каждом пальчике указывают свои способности, особенности характера, то с отгадыванием адресата дело обстоит сложнее.
На литературном чтении дети делают рисунки «Счастливого человека» с небольшими пометками – «Что нужно, чтобы быть счастливым».
Пишут такие работы как, например, «Одиночество в классе». Этот разговор с листочком в одиночестве формирует чувство эмпатии, сопереживания.
Создание благоприятной психологической обстановки в классе способствует укреплению здоровья детей.
А здоровьесберегающие технологии, на мой взгляд, в учебном процессе должны занять ведущее место.
Г.В. Дмитриева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 156, г. Новосибирск