ИМиДЖ 1. Н.В. Лилитко. Ступеньки мастерства

 

Русские мастера на протяжении многих веков создавали изумительные по красоте произведения искусства. Но, к сожалению, многие сейчас и не вспоминают о том, что когда-то бисерное рукоделие было неотъемлемой частью русской культуры. Бисером украшали одежду, головные уборы, церковную утварь, интерьеры. Бисерным рукоделием увлекались и дворянки, и крестьянки. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Но события, произошедшие в нашей стране в начале XX века, внесли свои коррективы: секреты бисерного рукоделия были утрачены, казалось бы, безвозвратно. Но, благодаря, мастерам-энтузиастам были расшифрованы схемы и приемы плетения хранящихся в музеях работ, была создана современная школа бисероплетения. Таким образом, этот вид народного творчества получил новый виток своего развития.

В последнее время возрос интерес к бисерному рукоделию не только среди взрослых, но и у детей и подростков. Запястья девочек украшают бисерные «фенечки», сумочки, джинсы и кофточки искрятся бисерной вышивкой, брелочки из бисера красуются на рюкзачках и сотовых телефонах, известные актрисы и телеведущие с удовольствием носят бисерные колье - бисер вновь вошел в современную жизнь.

Бисероплетение – особый вид творчески-ориентированной деятельности, который предъявляет к ребенку требования, выполнение которых обеспечивает успешность во многих сферах профессиональной деятельности. Эти требования: усидчивость, настойчивость, способность к концентрации внимания, развитый художественный вкус.

Основной контингент обучающихся студии бисероплетения «Волшебные бусинки» ДДТ «Центральный» составляют девочки 9-14 лет из различных образовательных учреждений района и города. Подростковый возраст в педагогическом отношении чрезвычайно сложен для обучения, противоречив. Повышенное критическое отношение к продуктам учебной деятельности на фоне желания скорейшего достижения результатов существенно затрудняет процесс обучения и последовательное освоение комплекса навыков, которые необходимы для выхода на высокий художественный уровень получаемого творческого продукта. Для успешного преодоления указанного противоречия в течение ряда лет мы отрабатывали такую систему методов и приемов поддержания интереса обучающихся к занятиям, которая позволяла успешно пройти этап первоначального освоения практических навыков. Мы убедились, что, миновав этот «опасный рубеж», обучающиеся получают дополнительный импульс для творчества в виде качественного результата: изготовленной художественной вещи. 

Важнейшая задача педагога-мастера - сделать содержание деятельности предметом потребностей ребенка, который преодолевает трудности, чтобы заниматься любимым делом.
Ребенок полноценно развивается только тогда, когда он действует. Это закон жизни, это принцип педагогики. Мы должны предложить ребенку такую деятельность, чтобы она была посильна, интересна для ребенка, приносила ему удовлетворение. Но само по себе такое развитие ребенка не происходит. Здесь нужна сконцентрированная деятельность педагога-профессионала, способного в единой учебной ситуации решить задачи воспитания, обучения, развития ребенка, привить ему вышеперечисленные качества. Именно такую стратегическую задачу мы поставили, создавая программу «Ступеньки мастерства» для детей 9-14 лет.
 
Основной целью образовательной программы является создание условий, обеспечивающих в своей совокупности эффективное приобщение растущей личности к художественно-творческой деятельности, которая становится к завершению процесса обучения потребностью личности.  Практический опыт работы с детьми показывает, что все дети разные. В деятельности бисероплетения это проявляется в том, что каждый из учащихся движется к поставленной цели в своем собственном, подходящем ему темпе.

Уже в ходе первых занятий при изучении базового раздела «Простейшие цепочки» дети демонстрируют индивидуальное своеобразие в реакции на предлагаемые им учебные задания.
Первая группа очень успешно и за короткое время осваивает основные приемы работы: чтение схем плетения, выбор материала для работы, подбор цветовых сочетаний и т.п., стремится работать самостоятельно.
Вторая группа учащихся, при тех лее условиях, затрачивает большее количество времени и нуждается в эпизодической помощи и поддержке ( эмоциональной и практической) педагога.
Учащиеся третьей группы испытывают существенные затруднения при освоении материала, самостоятельно работать практически не могут, постоянно нуждаются в более длительной поддержке педагога.

Если ребенка, который осваивает неспешно тот или иной вид техники, мы начнем подгонять (стимулировать), то получим эффект, прямо противоположный желаемому. Использование категории индивидуально-дифференцированный темп обучения, под которым мы понимаем систему способов и приемов организации учебно-творческой деятельности, ориентированный на доступный для обучающихся уровень решения учебных задач, дает нам возможность выделять группы обучающихся, объединенных с учетом типичных проявлений художественно-творческих умений. К учащимся каждой группы необходимо подбирать адекватные методы и приемы, позволяющие наиболее оптимально справляться с решением поставленных учебно-творческих задач.

Последующая опора на принцип оптимальной регуляции для каждой из выделенных групп позволяет мне сохранить контингент обучающихся на первой ступени реализации образовательной программы, а также дифференцировать уровень творческих заданий на второй и третьей ступенях развития.

По каждому разделу образовательной программы целевые задания различной степени трудности, требующие проявления фантазии, смекалки. От несложных по содержанию заданий, учащиеся почти сразу переходят к выполнению заданий, которые требуют проявления более значительных знаний и усилий. Путем наблюдения за детьми на выставках, конкурсах мы диагностируем интерес к бисероплетению, как виду творческой деятельности. Организация выставок детских работ позволяет показать уровень обученности детей, а тем, в свою очередь позволяет самовыразиться, самоутвердиться в глазах студийцев,  сверстников, посетителей выставки. Исходя из результатов проводимой диагностики, к учащимся каждой группы необходимо подбирать адекватные методы и приемы, позволяющие наиболее оптимально справляться с решением поставленных учебно-творческих задач.

В работе с детьми я сформулировала следующие правила: ребенок, проявивший повышенный уровень одаренности в сфере бисероплетения, способен к более высокому темпу обучения, он интуитивно движется к высокому художественному результату, который для него ясен и служит ориентиром. Для ребенка со сниженным уровнем одаренности нужно «прорубать» ступеньки к индивидуальным художественным достижениям, всякий раз демонстрируя ему продвижение вперед, но ни в коем случае не сравнивая его с другими обучающимися. Поэтому для меня неудивительно, что некоторые дети первого года обучения выполняют задания второго года обучения. Нас объединяет тема, содержание деятельности и общая направленность процесса обучения. Именно это позволяет объединить коллектив и достичь проектируемых результатов.

 

Приоритетные принципы,  определяющие индивидуальное своеобразие моего  педагогического стиля

• принцип все более возрастающей индивидуализации в выполнении учебно-творческих заданий, распределенных в течение всего периода обучения. Позволяет с максимальной полнотой учесть изначальную предрасположенность детей к приемлемому для них темпу обучения, а также позволяет педагогу оптимальным образом реализовать творческий потенциал ребенка на осваиваемом им уровне трудности;

• принцип межпредметности. Позволяет интегрировать учебный процесс в единый комплекс дисциплин, фактически и обеспечивающих повышение результативности занятий в детском творческом объединении.

Опыт моей профессиональной работы обобщен в электронном учебно-методическом пособии, которое выполнено в соавторстве с О.А. Алейниковой (ЦФГЦРО).

В нем представлены:
авторская программа студии бисероплетения; 
учебно-тематическое планирование (на 3 года обучения);
информационные статьи;
описание и схемы различных техник работы с бисером;
фотоальбомы изделий из бисера;
литература и Интернет-ресурсы по бисероплетению.
        
Появление этого электронного пособия вызвало интерес не только у педагогов, но и у детей. Использование электронного пособия на занятиях позволяет повысить качество образовательного процесса: укрепляется мотивация к занятиям не только бисером, но и информационными технологиями.  Пособие позволяет самостоятельно освоить темы (в случае болезни), выполнять задания на креативном (творческом) уровне, предоставляет возможность наиболее способным детям выйти за рамки программы.

Н.В. Лилитко, педагог дополнительного  образования детей  высшей квалификационной категории ДДТ «Центральный»