ИМиДЖ 1. Е.Н. Крамарева. Государственные символы РФ. Гимн: история и современность


Урок в 7 классе

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формирование ключевых компетенций с акцентом на ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную позицию личности; информационную, коммуникативную культуру гимназиста.

Задачи урока:
1. Прививать любовь к Родине, уважительное отношение к её истории, традициям и законам.
2. Продолжать формирование знаний о государственных символах РФ, их историческом и правовом аспектах.
3. Формировать приемы работы с историческими и юридическими источниками.
4. Совершенствовать умения делать выводы и обобщения.
5. Способствовать развитию творческого потенциала, самостоятельности мышления.

Формы работы:
1. Фронтальная
2. Групповая
3. Индивидуальная

Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстрационный
2. Эвристический
3. Частично-поисковый
4. Коммуникативный
5. Проблемно–исследовательские

Средства обучения:
1. Конституция РФ, ФКЗ
2. Демонстрационный материал
3. Раздаточный материал
4. Учебная карта
5. Средства ИКТ

Структура урока:
1. Постановка цели и задач
2. Изучение нового материала
3. Закрепление
4. Итоги

Цели и задачи обучающихся:
Иметь представление об истории возникновения российского гимна.
Знать содержание отдельных статей ФКЗ «О государственном гимне РФ» от 25 декабря 2000 года п. 3-ФКЗ.
Проникнуться чувством уважительного отношения к государственным символам РФ, её истории и традициям.
Закрепить навык работы с историческими и юридическими источниками.
Продолжить развитие творческого потенциала, навыков самостоятельного мышления.

Задание 1. Напишите не менее двух определений слова "гимн".
Задание 2. Составьте не менее двух вопросов к каждой исторической справке.

Задание 3. Выберите правильный ответ.
1. Кто является автором слов гимна Советского Союза:
а) С.В. Михалков
б) С.В. Михалков, Г.Г. Эль-Регистан
в) Г.Р. Державин

2. С какого времени гимн Советского Союза начал исполняться повсеместно:
а) с 1 января 1944г.
б) с 15 марта 1944г.
в) с 9 мая 1944г.

3. Кто является автором "Патриотической песни":
а) А.Ф. Львов
б) А.В. Александров
в) М.И. Глинка

4. Когда был подписан Федеральный конституционный закон "О государственном гимне Российской Федерации":
а) 8 декабря 2000г.
б) 20 декабря 2000г.
в) 25 декабря 2000г.


Задание 4. Составьте синквейн на тему "Гимн России".

Памятка.  Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание
синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает
своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое
человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Исторические справки учащихся

Гимны в древней и средневековой истории
Слово «гимн» происходит от греческого hymnos - торжественная песнь в честь божества. Гимны имеют очень древнюю историю. Уже в древних Египте и Месопотамии их исполняли в честь богов. В Европе они также известны издревле. В Древней Греции их пели хором под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Покровительницей исполнителей гимнов (торжественных песнопений) считалась муза Полигимния. В своих гимнах греки также воспевали или обращались к богам. Однако в Греции гимны имели переходную природу. Они исполнялись при совершении религиозных обрядов, но одновременно стали частью театрального представления. До нашего времени дошли очень древние гимны. Древнейший - гимн древнегреческого поэта Еврипида из его трагедии «Орест» (V в. до н.э.). Мелодия его была записана на папирусе. Гимны были различных видов: пэан - гимн Аполлону, богу света, покровителю искусств; дифирамб - гимн богу вина Дионису.
Сочинение гимнов было распространено и позднее — в средневековой Византии и Европе. Наиболее известные христианские гимнотворцы - Ефрем Сирин, Роман Сладкопевец (ему приписывалось более 1000 гимнов), Иоанн Дамаскин. В христианской церкви гимны стали основной частью христианского богослужения. В средневековой Европе исполнение гимнов в ходе богослужения было введено миланским епископом Амвросием (IV в. н.э.). У католиков, а затем и у протестантов гимны исполнялись под звуки органа.

Первые национальные гимны
С развитием Реформации гимны приобретают большое значение. Протестанты не только пели их во время богослужения, но и шли с ними в бой. В XIV в. возник и первый национальный гимн. Как и первое трехцветное знамя, он возник в Голландии, восставшей против Испанского владычества. Им стала песнь, созданная в 1568 г., в честь предводителя восстания Вильгельма Оранского. Со временем она стала национальным гимном государства. (Национальный гимн - это торжественная песнь для одного народа, одной страны).
В 1745 г. в Лондоне была исполнена песня «Боже, храни короля!» (God, save the King). Она стала национальным гимном Англии. Песня послужила прообразом для многих национальных гимнов, в том числе и для одного из российских гимнов.
Родиной ещё одного известнейшего гимна стала Франция. В 1792 г. французский офицер К.Ж. Руже де Лилль написал песню, дав ей название «Боевая песня рейнской армии». Действие происходило во время Французской революции, когда существовала реальная угроза иностранного вторжения. В Париж песня проникла благодаря марсельцам, прибывшим в столицу для поддержки парижан против короля. Песня быстро стала популярной в среде парижан. Ей было дано название «Гимн марсельцев», или «Марсельеза».
В 1975 г. «Марсельеза» была объявлена национальной песней, а с 1879 г. и поныне она является официальным гимном Франции
После «Марсельезы» отношение к гимну меняется. Отыне гимн становится песней именно светской, героической и патриотической Такой характер имели многие гимны в странах Европы.
В ХГХ в. появляется и несколько ищернациональных гимнов, не связанных с определенной страной Самым известным стал «Интернационал» - международный гимн рабочих. Автор слов гимна - француз Э. Потье, член Парижской Коммуны, а композитор - французский рабочий из Лилля П.Дежейтер. Впервые публично «Интернационал» был спет в 1888 г. хором рабочих в Лилле.

Гимны в Древней Руси
Первые церковные гимны на Русь пришли из Византии. Князь Владимир, крестившийся в Корсуни, привёз оттуда с собой и певцов, которых ему прислали византийский император и Константинопольский патриарх. Как и в Византии, на Руси были известны церковные песнопения различных видов. Наиболее известны акафисты и кондаки (славословия в честь святых), богородичные песни (в честь Богородицы). Мелодии древнерусского церковного пения в первые века существования христианства на Руси также были заимствованы из Византии.
В XVII в. из Польши на Украину и в Россию пришел особый вид гимнов -канты. Поначалу их создавали на церковные песни, но постепенно канты становятся светскими песнопениями, но исполнявшимися на церковный манер. В эпоху Петра I распространились виватные канты (от слова виват - да здравствует!). В них прославлялись победы русского оружия, царь, «молодая Россия». Они исполнялись во время торжеств.

Первые российские гимны
При Петре I был создан марш Преображенского полка. К сожалению, мы не знаем, кем он был написан. Красота мелодии, чёткость и скорость темпа (120 шагов в минуту) сделали его незаменимым в походах и на парадах.
Несмотря на то, что каждый полк имел свой марш, Преображенский марш вскоре стал главным маршем российской армии. Фактически он стал неофициальным гимном: он исполнялся в дни юбилеев побед в Северной войне. В дни тезоименитства царя, в дни торжественных выходов царских особ, на посольских приемах. Он был исполнен и во время коронации Екатерины I.
В начале XIX в. поэтом-гвардейцем С.Н. Мариным были написаны слова, которые вышли такими же бодрыми, как и сам марш.
В стихах прославлялось славное для российского оружия время - эпоха Екатерины II.

Пойдем, братцы, за границу
Бить Отечества врагов.
Вспомним матушку - царицу,
Вспомним, век её каков.

В конце XVIII в. был написан ещё один марш, который приобрел всероссийское значение и несколько потеснил даже Преображенский марш. Стихи написал ярчайший поэт екатерининской эпохи Г.Р. Державин. Слова были положены на музыку полонеза, который сочинил композитор О. А. Козловский в апреле 1791 г.

Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый росс!
Звучной славой украшайся!
Магомета ты потрес!

Поскольку марш был написан в стиле полонеза, а этот танец стал популярным в России особенно вначале XIX в. в среде русского дворянства, вскоре он быстро распространился в среде русского образованного общества - звучал на балах и празднествах. Он стал своего рода дворянским гимном. Популярности гимна способствовали и новые победы русского оружия над наполеоновской Францией.
Одновременно с маршем Козловского - Державина появился ещё один гимн - «Коль славен наш Господь в Сионе...». По форме это была духовная песня. Она никогда не считалась официальным гимном, но была своего рода русским «духовным» гимном, приобретая огромную популярность.
Когда точно была написана песня, неизвестно, предположительно — в 1790-1801 гг. Прекрасную музыку гимна написал известный композитор духовной музыки Д.С. Бортнянский, слова - один из известнейших поэтов своего времени М.М. Херасков.

Официальный гимн Российской империи
Победа в отечественной войне 1812 г. вызвала небывалый патриотический подъем в русском обществе.
В 1815 г. В.А. Жуковским было написано стихотворение под названием Молитва русских. Первая строка начиналась словами: «Боже, храни царя!».
В 1816 г. песнь со словами Жуковского на музыку аналогичную гимну « Боже, храни короля!» была исполнена в Варшаве при прибытии императора Александра I. С тех пор он повелел, дабы она всегда исполнялась при встрече императора. Таким образом, с 1816г. гимн стал официальным.
Новый царь Николай I проявлял повышенное внимание к российской государственной символике.. Нового царя не устраивало то, что русский гимн исполнялся на английскую мелодию. Приближенному императора композитору А.Ф. Львову было дано указание сочинить новую музыку для российского гимна. 11 декабря 1833 г. в Большом театре в Москве состоялась премьера I национального гимна, получившего название «Молитва русского народа».
Музыка гимна стала популярна в Европе, в том числе в среде профессиональных музыкантов. В нескольких своих произведениях музыкальную тему гимна использовал и П.И. Чайковский. Этот гимн звучал в России вплоть до 1917г.

«Марсельеза» в России
Русская революция 1917 г. свергла монархию, поэтому монархине пели гимн «Боже, храни царя!» совершенно не вписывался в новые реалии. Радикально настроенные массы пели во время демонстраций революционные гимны, и в первую очередь «Марсельезу». Ещё в 1875 г. известным народником Петром Лавровым написан русский текст на музыку «Марсельезы», причем это был вовсе не перевод, а вполне самостоятельные стихи. Её называли «Рабочая Марсельеза».

Отречемся от старого мира!
Отряхнем его прах с наших ног!

Несомненно, слова песни хорошо отвечали настроениям рабочих масс в 1917 г. Песня стала уже традиционной для русского демократического движения. Ее распевали на улицах и во время революции 1905 г. По сути, в 1917 г. «Рабочая Марсельеза» стала новым национальным гимном.

«Интернационал» в России
Одновременно с «Марсельезой» все чаще стали исполнять «Интернационал» - гимн международного движения в Европе, сочиненный Э. Потье и П.Дежейтером. В 1902 г. поэт А.Ф. Коц написал русский текст «Интернационала», а с 1906 г. он стал гимном российских социал-демократов. На исполнении этого гимна социалистического движения настаивал В.И. Ленин.
В середине - конце 1917 г. по популярности «Интернационал» уже соперничал с «Марсельезой», которую большевики считали гимном буржуазной революции,
С приходом к власти большевиков официальным гимном советской республики стал «Интернационал». Официальным гимном РСФСР, а затем и СССР он оставался до 1943 г. В 1943 г., после роспуска III Интернационала, «Интернационал» стал только партийным гимном ВКП(б), а затем и КПСС.

Анализ государственного гимна РФ как поэтического произведения
В современном гимне 3 куплета и 3 рефрена (припева). Куплеты написаны строгим, торжественным стихотворным метром - АМФИБРАХИЕМ.
Рефрены (припевы) написаны другим трехсложным стихотворным метром - ДАКТИЛЕМ. В куплете и в рефрене 4 стопы.

В современном гимне отсутствуют имена вождей (Ленин, Сталин), отсутствует указание на Советский Союз, который распался в силу исторических причин, отсутствует указание на государственные знаки - Красное знамя, так же отсутствует идеал коммунизма, хотя всё это было в гимнах СССР.
Таким образом, современный государственный гимн стал свободен от идеологии, но, не утратив торжественности, стал более человечным. Упор делается на такие эпитеты как: «любимая», «хранимая богом», «родная», «одна ты такая». Так же в современном гимне появился географический элемент:

«От южных морей до
полярного края
Раскинулись наши леса и поля...»

А от старого текста С.В. Михалкова перенеслась в современный гимн первая строчка рефрена: «Славься, Отечество наше свободное...», сохранилась уверенность и гордость за Родину и государство.
 
Е.Н. Крамарева,
учитель высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 13, г. Новосибирск