ИМиДЖ 1. Н.Н. Кириенко. Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965 – 1985 гг.
Урок в 11 классе
Данного учителя отличает творческий подход к делу, вдумчивость, целеустремлённость, постоянный поиск нового и прогрессивного в методике преподавания истории и обществознания. Она умеет привить учащимся интерес к изучению своего предмета, уважение к культуре народов. Высокий уровень мотивации к изучению предмета и понимание практической значимости исторических знаний обеспечивается личностно – ориентированной технологией обучения и разнообразными формами организации учебных занятий. Наталья Николаевна со своими учениками проводит конференции, диспуты, уроки – суды, «круглые столы», семинары. Большое внимание она уделяет исследовательской деятельности учащихся и подготовки их к олимпиадам и НПК разного уровня. Её ученики являются победителями районной олимпиады, призёрами городской олимпиады и олимпиады НГУЭиУ.
Опыт работы учителя проявляется в авторском профессиональном почерке. За пять лет работы в лицее Наталья Николаевна подготовила для классов гуманитарно– юридического направления программу «Основы Российского права», для классов II ступени образования программу клуба «Гражданин». Хорошее знание методики помогает учителю целесообразно планировать цепочку уроков, учитывая содержание материала, подготовленность учащихся, их интересы и склонности.
Наталью Николаевну отличает высокий уровень методической культуры. На заседаниях кафедры общественных наук и экономики она систематически представляет свои дидактические разработки: сборники разноуровневых контролирующих материалов, схемы – конспекты уроков, сборники документов к урокам с разработанной системой вопросов к ним.
Систематическая диагностика, предметный мониторинг, которые осуществляет в процессе обучения учитель, обеспечивают своевременную помощь каждому ребёнку, позволяют максимально реализовать каждому из них свои академические и творческие возможности. Комплекс педагогических воздействий обеспечивает высокий уровень коммуникативной компетенции и культуры её учеников.
Цели урока
1. Выяснить цели, сущность и итоги хозяйственной реформы 1965 -1967гг., определить причины неудачи , проанализировать экономическое развитие СССР в 60 - 80-е гг.;
2. Дать характеристику политического режима 60 - 80 -х гг., подчеркнув такие черты как ресталинизация, разрыв слова и дела;
3. на примерах доказать усиление идеологического давления в литературе и искусстве.
4. Учащиеся отрабатывают умения сравнивать, анализировать, делать выводы, при работе в группе слушать, доказывать свою точку зрения. Продолжаем развивать навыки публичных выступлений.
5. Приобщение учащихся к истории Отечества, к осознанию роли отдельной личности в истории.
Основные понятия: «застой», диссидент, номенклатура, партократия, герантократия, стагнация, «теневая экономика», ресталинизация.
Средства обучения:
1. Левандовский А.А. Россия в XX веке: учебник для 10-11 кл. общеобр. учреждений. - М.: Просвещение: 2002- 2006.
2.Иллюстрации (папка учителя)
3. Кодоскоп и фолио к нему: «Кризисные явления в экономике», «Кризисные явления в социальной и духовной сферах»
4. Раздаточный материал: карточки для индивидуальной и групповой работы; выдержки из документов ( Конституция 1977г., газетные статьи), бумага и маркеры
Опережающее задание
Подготовить сообщение – презентацию о Л.И. Брежневе (1 человек);
Подготовить сообщение – презентацию об экономических реформах А.Н. Косыгина (1 человек);
Работая с текстом Конституции 1977г. выписать статьи, содержащие права и свободы Гражданина СССР и статью, посвящённую роли КПСС (1 человек).
Прогнозируемый результат: у учащихся складывается целостная система знаний о периоде Отечественной истории 1965 – 1985 гг.; учащиеся закрепляют умения работы с историческим источником и текстом учебника; работая в группе, учатся слушать друг друга, аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям и явлениям.
Метод работы: частично - поисковый
Форма работы: работа в группах; индивидуальная работа
План урока:
1. Личность Л.И. Брежнева.
2. Состояние дел в экономике: сельское хозяйство; промышленность; экономические реформы 1965-1967 гг.
3. Структура населения и социальная политика властей.
4. Общественно – политическая жизнь и культура.
ГРУППА № 1
Параграф 66. стр. 302-306 п. «Состояние дел в экономике»
Сообщение учащегося об экономической реформе Косыгина.
1. Что такое директивная экономика? Какие черты ей присущи? В чём её недостатки?
2. Охарактеризуйте развитие сельского хозяйства и промышленности. Какие отрасли становятся доминирующими?
3. Охарактеризуйте основной способ избежать экономический крах. В чём он заключался? Какие последствия имел?
4. Объясните понятия: стагнация, «теневая экономика».
ГРУППА № 2
Параграф 66. стр. 306-307 306 -308 п. «Структура населения и социальная политика властей» и документ № 4.
1. Охарактеризуйте структуру населения и социальную политику властей.
2. Выделите особенности.
3. Назовите проявления кризиса в социальной сфере.
4. Объясните понятия: номенклатура, партократия.
ГРУППА № 3
Параграф 66. стр. 307-309 308 -310 п. «Общественно – политическая жизнь. Культура» и документ № 1-3
1. Выделите основные черты политического режима.
2. Охарактеризуйте отношения между партией и творческой интеллигенцией. (Приведите примеры).
3. В чём проявилось недовольство массы населения (формы сопротивления)?
4. Объясните понятия: диссидент, герантократия.
ГРУППА № 4
Параграф 66. стр. 309-310 310 -311 п. «Общественно – политическая жизнь. Культура».
1. Проанализируйте статьи конституции 1977 г.
2. О чём говорится в ст. 6? Что это означало для политической жизни страны?
3. Какие права, свободы давала Конституция? Что говорила о роли общественных организаций? Как дело обстояло на практике?
4. Охарактеризуйте развитие образования
5. Объясните понятия: ресталинизация, застой.
Прослушав сообщение и прочитав высказывания о Л.И. Брежневе нарисуйте его исторический портрет. В чём его сильные и слабые стороны как политического лидера?
«В отличие от Сталина или Хрущёва, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата». (А. Бовин.)
«Брежнев являл собой абсолютную противоположность Хрущёву с его смелостью, склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новизны и перемен». (Ф. Бурлацкий.)
«Брежнев хорошо постиг технологию власти, но был плохо подготовлен к той роли, которая выпала на его долю. Он имел репутацию человека ограниченного, не обладавшего собственным представлением о многих сферах жизни общества и политических проблемах. Правда, другие его «соратники» - Кириленко, Подгорный, Полянский – были в этом отношении даже похуже». (Мнение авторов коллективной монографии «Наше Отечество».)
«Если же иметь в виду человеческие качества, то… Брежнев был, в общем - то, неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино «про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни. В житейском плане он был добрый человек. В политическом – вряд ли… Ему не хватало образования, культуры, интеллигентности, в общем, в тургеневские времена он был бы хорошим помещиком с большим хлебосольным домом». (А. Бовин.)
Из письма в ЦК КПСС от оставшихся в живых детей коммунистов, необоснованно репрессированных Сталиным. 24 сентября 1967г.
В настоящее время с трибун, в печати, по радио и телевидению пропагандируются «заслуги» Сталина. Фактически это является пересмотром постановлений XX и XXII съездов КПСС.
Нас это тревожит. И не только потому, что наши родные и мы сами, как и миллионы других людей, стали жертвами созданной Сталиным машины преступлений. Нам тяжело сознавать, что в одобрение произвола в своё время были втянуты жестоко обманутые массы. Это не должно повториться. Возрождение прошлого ставит под удар идеи коммунизма, дискредитирует нашу систему, возводит в закономерность гибель невинных людей.
Любые попытки обелить чёрные дела Сталина таят в себе опасность повторения страшной трагедии нашей партии, всего нашего народа и коммунистического движения в целом.
П. Якир, Л. Петровский, А. Антонов – Осеенко, Ю. Ларин - Бухарин, Ю. Вавилов, А. Бокий и другие.
О лишении гражданства и выдворении за пределы СССР А.И. Солженицына Указ Президиума Верховного Совета СССР.
12 февраля 1974 г.
Солженицын систематически совершает действия, не совместимые с принадлежностью к гражданству СССР, наносит своим враждебным поведением ущерб СССР. Президиум Верховного Совета СССР постановляет: на основании статьи 7 Закона СССР от 19 августа 1938 года « О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик» за действия, порочащие звание гражданина СССР, лишить гражданства СССР и выдворить за пределы СССР Солженицына Александра Исаевича, 1918 года рождения, уроженца гор. Кисловодска.
Идейные перерожденцы
Выехавшие несколько лет назад в зарубежную поездку М.Л. Ростропович и Г.П. Вишневская, не проявляя желания возвратиться в Советский Союз, вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР. Они систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным СССР организациям за рубежом. В 1976 – 1977 г. они дали, например, несколько концертов, денежные сборы от которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций.
Формально оставаясь гражданами СССР, Ростропович и Вишневская по существу стали идейными перерожденцами, ведущими деятельность, направленную против СССР, советского народа.
Учитывая, что Ростропович и Вишневская систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу СССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству, Президиум Верховного Совета СССР постановил на основании статьи 7 Закона СССР от 19 августа 1938 года « О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик» за действия, порочащие звание гражданина СССР, лишить гражданства СССР М.Л. Ростроповича и Г.П. Вишневскую.
Известия. – 1978. – 16 марта.
Н.Н. Кириенко, учитель истории и обществознания МОУ экономического лицея, г. Новосибирск