ИМиДЖ 1. Е.А. Соловьева. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ


Урок истории в 5 классе


Целевые задачи:
1. Формирование у обучающихся представления об особенностях древнегреческой цивилизации.
2. Развитие способностей к самостоятельному анализу событий  прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов.
3. Формирование у обучающихся системы ценностных убеждений, основанных на  нравственных и культурных достижениях человечества, воспитание гуманизма и уважения к традициям и культуре народов мира.

Тип урока: урок исторического смысла

Визуальное сопровождение: Иллюстрации: архитектурные сооружения, древнегреческая скульптура, керамические сосуды, украшения.

Материалы: репродукции видов экономической и политической деятельности, феноменов культуры, произведений искусства, карточки-задания для групповой работы.
Оборудование: телевизор, DVD –проигрыватель.

Ход урока

Организационный момент. Актуализация знаний. Ассоциативный ряд «Древняя Греция».

Постановка проблемы. Что представляла собой Древняя Греция? Что отличало греческую цивилизацию от других известных нам цивилизаций?

Групповая работа (по  результатам ответов групп на доске из «кирпичиков» строится здание греческого храма)
1) Зрительный образ древнегреческой цивилизации.
Из предложенных иллюстраций выбрать наиболее ярко характеризующие греческую цивилизацию, представить на доске, объяснить.

2) Экономические особенности греческой цивилизации.
Заполнить пропуски в карточке-задании, подобрать иллюстрации различных видов экономической деятельности.

3) Политические особенности греческой цивилизации.
Используя набор терминов составить схему государственного управления греческого государства.

4) Социальные особенности греческой цивилизации.
С помощью ключевых слов заполнить пропуски в тексте, описывающем общественное устройство Древней Греции.

5) Культурные особенности греческой цивилизации.
По описанию явлений, событий, личностей определить культурные реалии Древней Греции.

Представление результатов  работы групп.

Побуждающий диалог.
Чем древнегреческая цивилизация отличалась от других цивилизаций древности? Каково значение достижений греков для современного общества, человека?

Рефлексия.  Синквейн к словосочетанию «Древняя Греция»

Вопросы для учащихся

1.Жители Греции для нас – греки, а они называли себя  …. ?
2. … - ступень развития человеческого общества, характерными чертами являются: переход человечества от присваивающего хозяйства к производящему, возникновение городов, письменности, появление знати, возникновение государства.
3. Кто это?
В представлениях древних греков эта богиня – олицетворение вечной юности, любовного очарования и свежести чувств,
Она – богиня красоты и любви,
Она стала победительницей первого конкурса красоты, известного историкам,
Она родилась из пены морской около острова Киферы и добралась до берега на раковине,
Бог насмешки и шутки Мом умер от злости, взглянув на неё, так как не мог найти в ней никаких недостатков.
4. Кто она?
Она вырастила из копья оливу и подарила её жителям Аттики,
Она хранила от всех бед город на побережье Эгейского моря,
Она боролась с Посейдоном за власть над Аттикой,
Только эта богиня, а также Гестия и Артемида, могут избежать власти Афродиты над собой.
5. Эта супруга Одиссея уже много лет остаётся символом супружеской верности.
6. Провожая жену или служанку на рынок за покупками, древний грек говорил ей: «Молчи, женщина!». А почему нужно было молчать?
7. Наличие этого могло освободить спартанца от уплаты всех существовавших повинностей.
8. Такой боевой порядок появился у греков в V в. до н.э.
9. Это событие древние греки приняли за начало летосчисления.
10. Каково происхождение слова «стадион»?



Экономические особенности греческой цивилизации
Заполнить пропуски в тексте:
На территории Греции в VIII-VI вв. до н.э. стали возникать поселения, их принято называть _____. Главными занятиями жителей  _____были __________________.  Труд рабов часто использовался  в __________ и  _________ . Многие ремесленники и сельские хозяйства свою продукцию _______. Земля, дом, имущество были _______________. 
Никто, даже государство, не мог _______ , но сам гражданин легко мог ________________.
Особенности общественного устройства
Заполнить пропуски в тексте:
Все свободнорожденные граждане полиса – богатые и бедные, знать   (_______) и простолюдины (_______) обладали ______ . Место человека в обществе определялось не только по рождению, но и  по _______ и ________ . За пределами общества находились ______, которые не обладали правами и обязанностями. Промежуточное положение занимали люди, попавшие в ______ рабство, впоследствии отменённое в ходе реформ  __________.  
Ключевые слова:  Рабы, долговое рабство, демос, аристократы, Солон, права и обязанности, доходы, личные заслуги.
Политические особенности греческой цивилизации
Из представленных терминов составить схему на доске: Народное собрание, Стратеги, Дружина, Государственные должности, Флот, Войско, Суд, Налоги, Союзники, Переселенцы, Рабы
Объяснить значение терминов:  Аристократия, Демократия
 
Распределить слова, обозначающие различные понятия древнегреческой цивилизации, на 2 группы:
1) Встречались и в восточных цивилизациях, возможно, под другим названием;
2) Встречались только в древнегреческой цивилизации.
Аристократы, варвары, колонии, права и обязанности, полисы, граждане, фаланга, стратег, агора, демос, науки, педагог, драма, комедия и трагедия, стадион, лаконичность, гимнасии, портик, амфора.

Культурные особенности греческой цивилизации
1. Первоначально палатка, в которой переодевались актёры, участвовавшие в спектакле. Позднее – площадка, на которой актёры разыгрывали пьесу.
2. Раб-нянька, сопровождавший детей в школу и присматривающий за ними во время занятий.
3. Учёные, занимавшиеся вопросами устройства окружающего их мира и общества.
4. О ком идёт речь:
- ему приносили в жертву золоторунного овна,
- к заточённой Данае он проник в виде золотого дождя,
- задумав похитить Европу, он обернулся прекрасным белым быком,
- своему брату он уступил власть над морским царством.
5. О ком идёт речь?
? Благодаря характеру его жены имя Ксантиппа стало нарицательным для обозначения злой и сварливой женщины
? Его любимым изречением было: «Познай самого себя»,
? Высшей добродетелью он считал знание или мудрость,
? Дельфийский оракул назвал его мудрейшим из эллинов,
? Суд обвинил его в растлении молодёжи; Об этом мудром афинянине Цицерон сказал: «его мудрость состояла в том, что он не думал, что знал то, чего не знал.
6.Кто это? В Византии его называли просто – Поэт, Семь городов древности спорили за честь называться его родиной, его произведения написаны гекзаметром.

Е.А. Соловьёва,
учитель истории и  обществознания высшей квалификационной категории, кандидат исторических наук