ИМиДЖ 1. Е.Н. Абакумова. Развитие мыслительной деятельности обучающихся через систему самостоятельных работ на уроках химии
Образование – процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах личности, общества и государства. Любые изменения, происходящие в какой бы то ни было сфере деятельности человека, обязательно касаются процесса обучения. Поэтому процесс обучения постоянно совершенствуется, а учитель находится в постоянном поиске.
Приоритетным направлением предлагаемой вам педагогической технологии является развитие мыслительной деятельности учащихся через систему самостоятельных работ на уроках химии.
Выходя из школы, человек должен быть не просто носителем определенной суммы знаний, но прежде всего активным гражданином общества.
Бурно растущий поток научно-технической информации, высокий уровень технического прогресса, сложившиеся рыночные отношения и, наконец, отсутствие ведущей национальной идей, требуют максимально подготовить учащегося к самостоятельной жизни, обеспечив ему базовый уровень образования, достаточный, доступный, необходимый для будущей профессии, а также научить его самостоятельно добывать и совершенствовать знания, делать выбор, находить выход из сложной ситуации, быть не простым созерцателем происходящего, а активным участником.
Творческая деятельность учителя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы обучения, обеспечивающие наилучшее достижение цели – усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие творческих способностей учащихся, воспитание учащихся в процессе обучения.
Для успешного решения этой проблемы были определены цели и задачи педагогической деятельности.
Цель: Создать условия для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках химии через систему самостоятельных работ.
Задачи:
1. Провести вводную диагностику уровня интеллектуальных способностей учащихся.
2. Проанализировать, отобрать и отструктурировать учебный материал с целью организации разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся.
3. Разработать дидактический материал, способствующий развитию мыслительной деятельности учащихся.
4. Организовать мониторинг и отслеживание результатов применяемой педагогической технологии.
В школе № 156 обучается разнообразный контингент учащихся: дети предпринимателей, служащих, рабочих, безработных. Успешная педагогическая деятельность невозможна без знания учителем интеллектуальных способностей учащихся, мотивации, способностей учащихся к мыслительным операциям.
Критерии достижения результата отслеживаются в трех основных направлениях:
в сфере мыслительной деятельности;
в сфере самостоятельности;
в психо-эмоциональной сфере.
С этой целью совместно с психологической службой школы была проведена вводная диагностика мотивационной сферы учащихся, уровня интереса к предмету, уровней работоспособности, эмоциональной напряженности, самооценки, а также уровня интеллектуальных способностей учащихся: умений обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы, умозаключения и т. д. Кроме того, была проведена диагностика стиля учебной деятельности учащихся.
Ключевыми понятиями предлагаемой технологии являются мыслительная деятельность и самостоятельные работы.
В психологии дается следующее определение мыслительной деятельности.
Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы. Мыслительные действия - совокупность мыслительных операций.
К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.
Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез – это две неразрывные стороны всего процесса познания.
По определению Б. П. Есипова, самостоятельная работа учащихся – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставляемое для этого время. В данном определении не отражается роль учителя, однако по существу самостоятельные работы учащихся на уроках всегда проектируются учителем, проходят под его руководством и контролем. Поэтому самостоятельные работы, как и любой другой вид целенаправленной совместной деятельности учителя и учащегося, по праву занимают свое место в общей системе методов обучения химии. Доказана большая роль самостоятельных работ в формировании и развитии учебных умений, воспитании воли, познавательного интереса, навыков коллективного труда. Самостоятельная работа дает возможность проявиться индивидуальности каждого ученика, формирует его интеллект и характер. Все это способствует усвоению глубоких и прочных знаний.
Самостоятельная работа как метод обучения может быть охарактеризована по таким существенным признакам, как:
дидактическая направленность (цель);
характер (тип) познавательной деятельности;
форма организации работы учащихся;
вид источника знаний.
Для успешной деятельности учителя важно определить конкретное место самостоятельной работы в изучаемой теме, по возможности наиболее верно подобрать форму проведения самостоятельной работы и ее тип в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся и поставленной дидактической цели. Поэтому проводится тщательный анализ учебного материала на предмет организации тех или иных видов самостоятельных работ учащихся.
Структурирование учебного содержания осуществлялось согласно следующим единым принципам.
1. Все задания для самостоятельных работ направлены на постепенное формирование и развитие основных понятий химии.
2. Задания для самостоятельных работ подчинены целям развития как общеучебных знаний и умений (таких как умение сравнивать, проводить анализ, делать выводы, наблюдать), так и специальных (умение проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с явлениями, происходящими с атомами, ионами, молекулами, проводить мыслительный химический эксперимент, моделировать сущность процессов и т.д.).
3. Задания для самостоятельных работ постепенно усложняются как по содержанию, так и по типу (характеру) учебной деятельности: от репродуктивных заданий к частично-поисковым, а затем к исследовательским.
4. При отборе содержания для самостоятельных работ учащихся важно учитывать также, какие дидактические цели преследуются: повторение и подготовка к восприятию нового материала или изучение нового материала, систематизация знаний, закрепление знаний и умений или контроль знаний и умений.
Каждый учитель заинтересован в том, чтобы учащиеся хотели идти к нему на урок и активно работали на уроке. Для этого существуют разные приемы мотивации учащихся к учебной деятельности.
В своей педагогической деятельности я использую следующие приемы мотивации:
интересная подача материала;
создание ситуации успешности;
стимулирующие факторы.
В качестве примера приведена система самостоятельных работ по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
Определено место каждой самостоятельной работы на уроке, ее цель, указан тип работы и прогнозируемый результат в развитии интеллектуальной сферы деятельности обучающихся.
Например, на первом уроке по теме уместно провести в начале урока перед объяснением нового материала самостоятельную работу репродуктивного характера для актуализации знаний учащихся по видам химических связей и типов кристаллических решеток.
На втором уроке после объяснения нового материала для закрепления понятий об электролитах и неэлектролитах и развития умений определять, будет ли данное вещество электролитом или нет и из каких ионов состоит его кристаллическая решетка, проводится самостоятельная работа репродуктивного характера.
На третьем уроке в заключительной части урока – репродуктивная работа по закреплению знаний о диссоциации кислот, щелочей, солей и умений писать уравнения электролитической диссоциации.
На четвертом уроке по теме «Ионные уравнения реакций» уже можно провести самостоятельную работу частично-поискового характера, в которой надо сравнить свойства ионов со свойствами атомов химических элементов, прогнозируемый результат которой заключается в развитии умений сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи.
Затем идут работы частично-поискового характера, которые постепенно усложняются, и в конце темы – самостоятельная работа исследовательского характера.
Неоспорима роль репродуктивных самостоятельных работ при отработке умений и навыков.
Самостоятельные работы частично-поискового характера побуждают обучающихся к вполне осознанной деятельности. Задания такого типа работ предоставляют им возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основании имеющихся знаний.
Исследовательские работы – один из методов проблемного обучения. Такие работы представляют собой небольшие ученические исследования. Определяется цель деятельности, намечается план, предусматривающий некоторые варианты путей решения. После анализа выбирается оптимальный вариант действий, он осуществляется и затем делается вывод. При выполнении таких работ проявляется творчество учащихся.
Применение самостоятельных работ в системе играет большую роль в формировании личности обучающегося:
вырабатывается активная жизненная позиция;
развивается самостоятельность – умение самостоятельно добывать знания;
умение находить главное, определять цели и задачи;
умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
умение применять знания на практике.
Проведение мониторинга степени сформированности мыслительных действий, уровня развития познавательной активности учащихся показывает положительную динамику, что позволяет сделать вывод об эффективности используемой педагогической технологии.
Проведя диагностику интеллектуальной сферы обучающихся по разным мыслительным операциям, выявив уровень работоспособности, самооценки, эмоциональной напряженности, зная интерес к предмету и определив стиль учебной деятельности в начале и в конце исследуемого периода, видим положительные изменения как в сфере мыслительной деятельности (по всем параметрам), так и в сфере самостоятельности, о чем свидетельствуют увеличение числа автономных и неопределенных и уменьшение числа зависимых в мыслительной деятельности.
Задачи:
1. Провести вводную диагностику уровня интеллектуальных способностей учащихся.
2. Проанализировать, отобрать и отструктурировать учебный материал с целью организации разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся.
3. Разработать дидактический материал, способствующий развитию мыслительной деятельности учащихся.
4. Организовать мониторинг и отслеживание результатов применяемой педагогической технологии.
В школе № 156 обучается разнообразный контингент учащихся: дети предпринимателей, служащих, рабочих, безработных. Успешная педагогическая деятельность невозможна без знания учителем интеллектуальных способностей учащихся, мотивации, способностей учащихся к мыслительным операциям.
Критерии достижения результата отслеживаются в трех основных направлениях:
в сфере мыслительной деятельности;
в сфере самостоятельности;
в психо-эмоциональной сфере.
С этой целью совместно с психологической службой школы была проведена вводная диагностика мотивационной сферы учащихся, уровня интереса к предмету, уровней работоспособности, эмоциональной напряженности, самооценки, а также уровня интеллектуальных способностей учащихся: умений обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы, умозаключения и т. д. Кроме того, была проведена диагностика стиля учебной деятельности учащихся.
Ключевыми понятиями предлагаемой технологии являются мыслительная деятельность и самостоятельные работы.
В психологии дается следующее определение мыслительной деятельности.
Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы. Мыслительные действия - совокупность мыслительных операций.
К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.
Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и синтез – это две неразрывные стороны всего процесса познания.
По определению Б. П. Есипова, самостоятельная работа учащихся – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставляемое для этого время. В данном определении не отражается роль учителя, однако по существу самостоятельные работы учащихся на уроках всегда проектируются учителем, проходят под его руководством и контролем. Поэтому самостоятельные работы, как и любой другой вид целенаправленной совместной деятельности учителя и учащегося, по праву занимают свое место в общей системе методов обучения химии. Доказана большая роль самостоятельных работ в формировании и развитии учебных умений, воспитании воли, познавательного интереса, навыков коллективного труда. Самостоятельная работа дает возможность проявиться индивидуальности каждого ученика, формирует его интеллект и характер. Все это способствует усвоению глубоких и прочных знаний.
Самостоятельная работа как метод обучения может быть охарактеризована по таким существенным признакам, как:
дидактическая направленность (цель);
характер (тип) познавательной деятельности;
форма организации работы учащихся;
вид источника знаний.
Для успешной деятельности учителя важно определить конкретное место самостоятельной работы в изучаемой теме, по возможности наиболее верно подобрать форму проведения самостоятельной работы и ее тип в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся и поставленной дидактической цели. Поэтому проводится тщательный анализ учебного материала на предмет организации тех или иных видов самостоятельных работ учащихся.
Структурирование учебного содержания осуществлялось согласно следующим единым принципам.
1. Все задания для самостоятельных работ направлены на постепенное формирование и развитие основных понятий химии.
2. Задания для самостоятельных работ подчинены целям развития как общеучебных знаний и умений (таких как умение сравнивать, проводить анализ, делать выводы, наблюдать), так и специальных (умение проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с явлениями, происходящими с атомами, ионами, молекулами, проводить мыслительный химический эксперимент, моделировать сущность процессов и т.д.).
3. Задания для самостоятельных работ постепенно усложняются как по содержанию, так и по типу (характеру) учебной деятельности: от репродуктивных заданий к частично-поисковым, а затем к исследовательским.
4. При отборе содержания для самостоятельных работ учащихся важно учитывать также, какие дидактические цели преследуются: повторение и подготовка к восприятию нового материала или изучение нового материала, систематизация знаний, закрепление знаний и умений или контроль знаний и умений.
Каждый учитель заинтересован в том, чтобы учащиеся хотели идти к нему на урок и активно работали на уроке. Для этого существуют разные приемы мотивации учащихся к учебной деятельности.
В своей педагогической деятельности я использую следующие приемы мотивации:
интересная подача материала;
создание ситуации успешности;
стимулирующие факторы.
В качестве примера приведена система самостоятельных работ по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
Определено место каждой самостоятельной работы на уроке, ее цель, указан тип работы и прогнозируемый результат в развитии интеллектуальной сферы деятельности обучающихся.
Например, на первом уроке по теме уместно провести в начале урока перед объяснением нового материала самостоятельную работу репродуктивного характера для актуализации знаний учащихся по видам химических связей и типов кристаллических решеток.
На втором уроке после объяснения нового материала для закрепления понятий об электролитах и неэлектролитах и развития умений определять, будет ли данное вещество электролитом или нет и из каких ионов состоит его кристаллическая решетка, проводится самостоятельная работа репродуктивного характера.
На третьем уроке в заключительной части урока – репродуктивная работа по закреплению знаний о диссоциации кислот, щелочей, солей и умений писать уравнения электролитической диссоциации.
На четвертом уроке по теме «Ионные уравнения реакций» уже можно провести самостоятельную работу частично-поискового характера, в которой надо сравнить свойства ионов со свойствами атомов химических элементов, прогнозируемый результат которой заключается в развитии умений сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи.
Затем идут работы частично-поискового характера, которые постепенно усложняются, и в конце темы – самостоятельная работа исследовательского характера.
Неоспорима роль репродуктивных самостоятельных работ при отработке умений и навыков.
Самостоятельные работы частично-поискового характера побуждают обучающихся к вполне осознанной деятельности. Задания такого типа работ предоставляют им возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основании имеющихся знаний.
Исследовательские работы – один из методов проблемного обучения. Такие работы представляют собой небольшие ученические исследования. Определяется цель деятельности, намечается план, предусматривающий некоторые варианты путей решения. После анализа выбирается оптимальный вариант действий, он осуществляется и затем делается вывод. При выполнении таких работ проявляется творчество учащихся.
Применение самостоятельных работ в системе играет большую роль в формировании личности обучающегося:
вырабатывается активная жизненная позиция;
развивается самостоятельность – умение самостоятельно добывать знания;
умение находить главное, определять цели и задачи;
умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
умение применять знания на практике.
Проведение мониторинга степени сформированности мыслительных действий, уровня развития познавательной активности учащихся показывает положительную динамику, что позволяет сделать вывод об эффективности используемой педагогической технологии.
Проведя диагностику интеллектуальной сферы обучающихся по разным мыслительным операциям, выявив уровень работоспособности, самооценки, эмоциональной напряженности, зная интерес к предмету и определив стиль учебной деятельности в начале и в конце исследуемого периода, видим положительные изменения как в сфере мыслительной деятельности (по всем параметрам), так и в сфере самостоятельности, о чем свидетельствуют увеличение числа автономных и неопределенных и уменьшение числа зависимых в мыслительной деятельности.
Е.Н. Абакумова, учитель химии высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 156, г. Новосибирск