Н.И. Дружкова. Введение в изучение искусства XX века (от К. Моне к В. Кандинскому). Элективный курс

 
 
Пояснительная записка

Изобразительное искусство XX века — это сложное многообразное явление, отличающееся своим стилистическим плюрализмом. Принято считать, что искусство XX века — искусство переломное, кризисное. Оно зародилось в период великих исторических катаклизмов, развивалось в условиях непрекращающихся войн и идейной конфронтации. Старое и новое не располагаются в нем последовательно, а взаимодействуют одновременно. Для него характерно разнообразие направлений, экспериментаторство, декларативность, эпатаж, поиск новых средств выразительности, формотворчество.
Несмотря на определенную сложность, а порою явное непонимание в силу неадекватной оценки, это искусство вызывает живой интерес у старшеклассников, настоятельную потребность разобраться в современном искусстве и тех процессах, которые предшествовали его появлению, уяснить своеобразие его живописного языка.

Цель программы: познакомить со спецификой изобразительного искусства XX века, выразительными возможностями и средствами живописного языка, некоторыми основными направлениями и их представителями.

Задачи предмета: подготовить восприятие произведений живописи XX века, объяснить процесс возникновения и особенности нового авангардного искусства, научить самостоятельному анализу произведений живописи.

Одной из особенностей данной программы является попытка на конкретном материале произведений искусства определенного периода привить культуру видения и способствовать развитию самостоятельного мышления. На это направлены основные практические задания курса. Это служит также своеобразным критерием оценки качества обучения. Выбор материала продиктован тем соображением, что в период с конца XIX — начала XX века постепенно формировались предпосылки качественно иного по сравнению с XIX веком искусства. Именно в это время происходит переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления. Поражает наполненность столь малого исторического пространства важнейшими событиями художественной жизни, сконцентрированность крупнейших культурных явлений, ярчайших творческих личностей, а также одновременное существование множества различных по своей ориентации художественных группировок и объединений.
 
Также следует иметь в виду, что для изучения этого искусства, для ознакомления с его спецификой берется лишь одна линия, одна тенденция в развитии искусства того времени, но, на наш взгляд, наиболее характерная. Та тенденция, которая привела к возникновению абстрактного или беспредметного искусства. Это искусство с момента своего возникновения вызывало большое количество нареканий, сомнений и критики в свой адрес. Вместе с тем, особенно сейчас в начале XXI века стало очевидным, что его появление было закономерным и, оно, безусловно, имело право на свое существование. Более того, оно не только не исчерпало себя в течение нескольких лет, как это случилось с большинством почти одновременно появившихся «измов», но развивалось и видоизменялась на протяжении всего XX века. Кроме того, оно сумело найти свое практическое применение и, прежде всего, в сфере современного дизайна.

Предлагаемый подбор зрительного ряда продиктован возможностью при желании непосредственно увидеть эти произведения в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи или легко найти воспроизведения этих работ в литературе по изобразительному искусству в силу частого их репродуцирования.

Содержание изучаемого предмета
Тема 1. Импрессионизм. 8 часов.
История термина. Основные представители. Формирование принципов импрессионистического пейзажа. Интерес к мимолетным впечатлениям. Новые живописные приемы. Работа К. Моне над сериями пейзажей. Тенденция к абстрагированию в поздних работах К. Моне.
Зрительный ряд: К. Моне «Руанский собор» (ГМИИ), «Стог сена» (ГМИИ); П.-О. Ренуар «Девушка в черном» (ГМИИ), «Портрет актрисы Жанны Самари» (ГМИИ).
Задание: Подготовить сообщение, посвященное истории французских импрессионистов. Проделать письменный сравнительный анализ пейзажей К. Коро «Порыв ветра» (ГМИИ) или «Воз сена» (ГМИИ) и К. Моне «Стог сена» (ГМИИ).
Тема 2. Постимпрессионизм. 8 часов.
Основные представители. Их поиски новых форм, экспрессии и повышенной выразительности. Пространственные решения в пейзажах Поля Сезанна. Психологизм В. Ван Гога. Причины «бегства» П. Гогена на остров Таити.
Зрительный ряд: Поль Сезанн «Равнина у горы св. Виктории» (ГМИИ), «Персики и груши» (ГМИИ); Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле» (ГМИИ), «Пейзаж в Овере. После дождя» (ГМИИ), «Портрет доктора Рея» (ГМИИ); Поль Гоген «Кафе в Арле» (ГМИИ), «Сбор плодов» (ГМИИ).
Задание: Подготовить сообщение, посвященное живописи постимпрессионистов. Попытаться объяснить характер их поисков.
Тема 3. Модерн и символизм в русской живописи конца XIX — начала XX вв. 10 часов.
Происхождение терминов. Поздние портреты В. Серова. Принцип «уподобления». Образ «Демона» в творчестве М. Врубеля. Символизм В. Борисова-Мусатова. Монументально-декоративные поиски К. Петрова-Водкина.
Зрительный ряд: В. Серов. «Портрет Генриетты Гиршман» (ГТГ), «Портрет Иды Рубинштейн» (РМ, СПб.); М. Врубель «Демон сидящий» (ГТГ), «Демон поверженный» (ГТГ); В. Борисов-Мусатов «У водоема» (ГТГ), «Изумрудное ожерелье» (ГТГ); Кузьма Петров-Водкин «Купание красного коня» (ГТГ), «Петроградская мадонна» (ГТГ).
Задание: Подготовить сообщение на одну из тем — «Портретное творчество В. Серова», «Тема демона в творчестве М. Врубеля», «К проблеме символизма в творчестве В. Борисова-Мусатова».
Тема 4. Авангард. 12 часов.
Термин «авангард». Сложение авангарда. Стремление к переделке сознания. Авангард как исход из эстетических противоречий рубежа веков. Первые «измы». Художественные средства, их расширение. Поиск первоэлементов изображения. Основные этапы развития авангарда.
Зрительный ряд: Демонстрация видеофильма «Искусство XX века. У истоков авангарда».
Задание: Подготовить сообщение о возникновении и особенностях живописи авангарда.
Тема 5. Фовизм.8 часов.
История термина. Временные рамки. Выставка 1905 г. Традиции. Группа (А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Р. Дюфи). Творчество А. Матисса. А. Матисс в России.
Зрительный ряд: А. Матисс «Мастерская художника» (ГМИИ), «Красные рыбки» (ГМИИ), «Вид из окна» (ГМИИ), «Танец» (ГЭ, СПб.).
Задание: Объяснить происхождение термина «фовизм». Подготовить сообщение о творчестве А. Матисса. Рассказать о его деятельности в России. Сделать письменный сравнительный анализ картин «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина и «Танец» А. Матисса.
Тема 6. Кубизм. 8 часов.
История термина. Приемы (техника) кубизма в живописи. Творчество П. Пикассо. «Герника».
Зрительный ряд: П. Пикассо «Девочка на шаре» (ГМИИ), «Дама с веером» (ГМИИ), «Портрет А. Воллара» (ГМИИ), «Плачущая женщина» (собрание Пен-роз, Лондон), «Скрипка» (ГМИИ), «Герника» (Прадо, Мадрид).
Задание: Подготовить сообщение о творчестве П. Пикассо. Попытаться определить типичные приемы построения и своеобразие его живописного языка на материале сравнительного анализа нескольких работ разного времени.
Тема 7. Русский неопримитивизм. 8 часов.
История термина. Место живописи неопритивизма в развитии искусства русского авангарда. Интерес к городскому фольклору и примитиву у Н. Гончаровой и М. Ларионова. Брутальность образов.
Зрительный ряд: М. Ларионов «Офицерский парикмахер» (ГТГ), «Отдыхающий солдат» (ГТГ); Н. Гончарова «Танцующие крестьяне» (ГТГ), «Зима. Сбор хвороста» (ГТГ).
Задание: Подготовить сообщение о творчестве Н. Гончаровой и М. Ларионова. Попытаться объяснить, чем был вызван интерес художников к городскому фольклору и примитиву. Найти несколько изображений городской вывески и русского народного лубка. Сравнить их с неопримитивистскими работами Н. Гончаровой и М. Ларионова.
Тема 8. Абстрактная или беспредметная живопись. 8 часов.
История и значение термина. В. Кандинский как теоретик абстрактного искусства. Путь художника к абстракции. Фольклорность и неопримитивизм его ранних работ. Теория первоэлементов живописи. Книги В. Кандинского: «Ступени», «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости». Педагогическая деятельность в Германии — работа в художественном институте формообразования «Баухауз». Использование системы формообразования В. Кандинского в сфере современного дизайна.
Зрительный ряд: Василий Кандинский «Композиция VI» (ГТГ), «Композиция VII» (ГЭ, СПб.); «Москва» (ГТГ), «Несколько кругов» (Музей С. Гугенхейма, Нью-Йорк), «Композиция VIII» (Музей С. Гугенхейма, Нью-Йорк).
Задание: Подготовить сообщение о творчестве В.Кандинского, используя его собственные сочинения. Сделать письменный сравнительный анализ работ П. Пикассо «Герника» и В. Кандинского «Композиция VI». Сравнить две картины В. Кандинского разного времени «Композиция VII» (1913) и «Композиция VIII» (1923), пользуясь схемой анализа точки, линии и основной плоскости, предложенной им самим в книге «Точка и линия на плоскости».
Методическое обеспечение программы
В качестве методической основы программы и с целью лучшего усвоения материала рекомендована в первую очередь литература, посвященная анализу произведений живописи (список прилагается). Главная задача педагога при этом — научить самостоятельному анализу конкретного произведения, сформировать умение разбирать и объяснять выразительные средства живописи и их соответствие содержанию произведения. С этой целью предлагается схема анализа (приложение), которая могла бы отчасти помочь в решении этой задачи.

Безусловно, более глубокому восприятию и пониманию способствуют занятия, проводимые в залах музея, поскольку это дает возможность живого общения с произведениями живописи. Ощущение цвета, колорита картины, точное знание формата, а через эти средства и более глубокого понимания содержания произведения, возможно получить только при общении с подлинником, а репродукции и слайды могли бы стать в этой связи своеобразным дополнением.

Список рекомендуемой литературы:
Алпатов М.В. Матисс. — М., 1964.
Бохм-Дюшен М., Кук Дж. Современное искусство. Краткая энциклопедия.—М.: Премьера, Астрель, 2001.
Валентин Серов. Альбом. — М., Белый город, 2000.
Ван-Гог В. Письма. — Санкт-Петербург: Азбука, 2000.
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение истории искусства. Раздел «Живопись». — М., 1985.
Дмитриева Н.А. Пикассо. — М., 1971.
Живопись французских импрессионистов. ГМИИ. — М.: Изобразительное искусство, 1995.
Живопись французских постимпрессионистов. ГМИИ. — М.: Изобразительное искусство, 1995.
Западно-европейская живопись XX века. ГМИИ. — М.: Изобразительное искусство, 1998.
Кандинский В. Путь художника. Каталог выставки. — Л., 1989.
Кандинский В. Ступени Текст художника / В кн.: В.В. Кандинский. Избранные труды по теории искусства. Т.1. — М., 2001.
Кандинский В. Книга «Точка и линия на плоскости». Перевод Н. Дружковой. / В кн. В.В.Кандинский. Избранные труды по теории искусства. Т.2. — М., 2001.
Костеневич А., Семенова Н. Матисс в России. — М.: Авангард, 1993.
Лакост М. Кандинский. — М.: Слово, 1995.
Лемари Ж. Фовизм. —Женева, 1995.
Михаил Врубель. Альбом. — М.: Белый город, 2001.
Петров-Водкин К. Пространство Эвклида. — Санкт-Петербург: Азбука, 2000.
Пикассо. Альбом. — М.: Белый город, 1998.
Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран народов мира. — М.: Советский художник, 1989.
Популярная художественная энциклопедия. Под ред. В. Полевого. 1-2 тт. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
Поспелов ГГ. Бубновый валет. Глава 1. Возникновение интереса к городскому фольклору и примитиву. Гончарова и Ларионов. — М., 1990.
Ревальд Дж. История импрессионизма. — Л.-М., 1959.
Ревальд Дж. Постимпрессионизм. — М., 1996.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца. XIX — начала XX века. — М.: Галарт, 2001.
Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. — М.,1989.
100 художников XXвека. Справочно-библиографическое издание. — Урал-ЛТД, 1999.
Терминологический словарь «Аполлон». Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. — М.: Эллис Лак, 1997.
Турции В. По лабиринтам авангарда. — М., 1993.
Энциклопедия искусства XX века. — М.: Олма-Пресс, 2002.
Энциклопедия модернизма. — М.: Олма-Пресс, 2002.
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. 4.2. — М.: Аванта, 2000.
Видеофильмы:
Искусство XX века. У истоков авангарда. Матисс. Русский модерн. — М., Видеостудия «Квант».
Русский авангард. Лекция Д.В. Сарабьянова. В. Кандинский. — М., Видеостудия «Квант».
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Импрессионизм. Искусство XX века. — М., Видеостудия «Квант».

ПРИЛОЖЕНИЕ Схема анализа произведения живописи
1. Размер.
2. Формат.
3. Сюжетные взаимоотношения. Сюжетный центр.
4. Развертывание сюжетного действия. Группировка действующих лиц.
5. Обстановка. Окружение (фон).
6. Пространственное решение.
7. Масштабные соотношения сюжетных частей.
8. Соотношение правой и левой сторон.
   9. Композиция.
10. Лепка формы.
11. Значение линии, контура.
12. Цвет.
13. Свет.
14. Ритм.
15. Выбор точки зрения (горизонт).
16. Работа над образами.
17. Значение пейзажа.
18. Временное решение.
19. Жесты. Движение.

Словарь основных понятий и терминов
Импрессионизм (от франц. impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX века. Оно сложилось во французской живописи на рубеже 1860-70-х гг. Его основные представители (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей и др.) объединились с целью обновления искусства и преодоления официального салонного академизма. В своей живописи они стремились наиболее естественно запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Своей главной задачей они считали возможность поймать уходящий момент средствами технической зарисовки, яркого цвета и все это осуществить на открытом воздухе (на пленере) с небольшой дорисовкой в студии. Импрессионисты внесли в живопись свежесть и непосредственность наблюдения жизни, изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций и движений, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.

Постимпрессионизм (от лат. post — после и импрессионизм) — условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца XIX — начала XX века. Ведущие мастера постимпрессионизма (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген, А. де Тулуз-Лотрек) с середины 1880-х гг. искали новые, более созвучные эпохе выразительные средства, позволившие бы преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний — духовных и материальных. Их творчество своей проблематикой кладет начало многим тенденциям изобразительного искусства XX века.

Модерн (франц. moderne — новейший, современный) — последний большой стиль в европейском искусстве, в котором была реализована идея синтеза всех искусств. Модерн стремился использовать новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий. Для живописи модерна характерны плоскостность, орнаментальность в сочетании с иллюзианистическими и даже натуралистическими деталями. Работа большими цветовыми плоскостями приближала многие произведения к монохромии, а мощные контурные линии покрывали всю поверхность произведения наподобие паутины и придавали ему дополнительный декоративный эффект. Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма.
 
Символизм (от греч. symbolon — знак, символ) — направление в европейской художественной культуре конца XIX — начала XX века. Особенностями его являются многозначительность образов, игра метафор и ассоциаций. Символизм в целом весьма неоднороден. Не обладая собственной ярко выраженной стилистикой, он являлся скорее «идейным» движением, привлекавшим разных мастеров, считавших искусство символом непознаваемого мира видений и грез. Возник как реакция на эстетику позитивизма и на натурализм в живописи.

Авангард (от франц. avantgard — передний край, передовой отряд) — понятие, объединяющее экспериментальные, подчеркнуто необычные начинания в искусстве XX века, условное наименование художественных движений и связывающих их умонастроения художников, для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями, поиск новых средств выражения, содержания и форм произведений. В авангарде преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразилось отчаяние перед лицом общественных катаклизмов, стремление отыскать неординарные формы эстетического воздействия на реальную жизнь. На разных исторических этапах первооткрывателями выступали сменявшие друг друга авангардные направления: в начале XX века — возникшие тогда фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстрактная живопись; в 1920-30-х гг. эта роль перешла к сюрреализму; после Второй мировой войны в конце 1940-Х-1950-е гг. на первый план вышли новые течения абстрактного искусства; в 1960-1970-х гг. выдвигаются различные формы акционизма, работы с предметом (поп-арт), концептуальное искусство. Художественное открытие, способность к постоянному самообновлению стали обязательным правилом авангардного искусства конца XX века.

Неопримитивизм (от лат. primitivus — первый, самый ранний) направление в изобразительном искусстве конца XIX—начала XX веков. Неопримитивизму свойственно программное упрощение художественных образов и выразительных средств, ориентация на формы примитива. Образцами для него стали первобытное искусство, традиционное искусство народов Африки, Океании, архаика, народное искусство, а также изобразительное творчество городских низов и художников-самоучек. Возникновение и развитие неопримитивизма были вызваны неприятием современной урбанизированной жизни, унифицированной массовой культуры, равно как и изощренного элитарного искусства. Художники стремились таким образом приблизиться к чистоте, эмоциональности и незамутненной ясности народного или детского сознания, хотя наделе неопримитивизм являлся одним из вариантов сложного и зачастую ироничного искусства авангарда. Его черты присуще творчеству П. Гогена, А. Матисса, ранним работам П. Пикассо. В России одними из первых к нему обращаются художники объединения «Бубновый валет», в частности М. Ларионов и Н. Гончарова.

Фовизм (от франц. fauve—дикий) — направление во французской живописи начала XX века. Группа фовистов представляла собой молодых художников, собравшихся вокруг А. Матисса — А. Дерен, М. Вламинк, Р. Дюфи, А. Марке, Ж. Руо, Ж. Брак и др. Ироническое прозвище — «дикие», было дано им современной критикой после выставки 1905 года в парижском «Салоне независимых» и выражала реакцию зрителей на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Характерными особенностями живописи фовистов было предельно интенсивное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905,1906,1907 гг. Однако вскоре объединение распалось, и творческие пути его участников разошлись.

Кубизм (от франц. cubisme, от kube — куб) — направление во французской живописи первой трети XX века. Возникновение кубизма относится к 1907 году, когда П. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы», необычайную по своей гротесковости: деформированные, огрубленные формы изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинации, разложенных на плоскости объемов. В 1908 году в Париже образовалась группа кубистов, куда вошли художники П. Пикассо, Ж. Брак, X. Гриз и др. Слово «кубисты» впервые употребил в 1908 году французский критик Л. Весель как насмешливое прозвище художников, изображающих предметный мир в виде правильных геометрических объемов (куба, шара, цилиндра, конуса). Представители кубизма стремились строить свои произведения из сочетания элементарных, «первичных» форм, они обратились к конструированию объемной формы на плоскости, расчленению реального объема на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения.

Абстрактное искусство (от лат. abstraktus — отвлеченный) — широкое направление в искусстве XX века, в котором произведение утрачивает черты предметной реальности и создается на основе отвлеченных, изначально присущих любому изображению элементов художественной формы — точки, линии, плоскости, цветового пятна, фактуры, конструкции. Как программное направление возникает в начале 1910-х гг. одновременно в нескольких странах Европы. Признанными лидерами этого искусства являются русские художники В. Кандинский, К. Малевич, голландец П. Мондриан, француз Р. Делоне, чех Ф. Купка. Одним из главных теоретиков абстрактного искусства был В. Кандинский. В своей живописи он стремился воссоздать ту живительную сущность, которая лежит в основе всего живого. Он писал, что искусство не отделено от жизни, а живет по тем же законам, что и любое живое существо. Художник способен оплодотворить нетронутую еще плоскость картины и наделить ее жизнью. Оттого и элементы, из которых строится или создается картина, обладали для него живительной сущностью. Отделяясь от художника, картина начинает жить самостоятельно, участвуя во всеобщем космическом ритме, подчиняясь, таким образом, общим законом мироздания. Поэтому произведение он рассматривал как рождение нового мира, а смысл его композиции видел в передаче своеобразного мироустройства. Он считал, что чистые отвлеченные формы искусства дают возможность языком живописи говорить о вечных духовных ценностях, а главную свою творческую задачу видел в том, чтобы отыскать и зримо выразить универсальную космическую формулу бытия. В момент своего возникновения абстрактное искусство значительно повлияло на принципы формообразования лишь зарождающегося в это время искусства дизайна. После Второй Мировой войны абстрактная живопись становится одним из доминирующих направлений в искусстве стран Западной Европы и Северной Америки. Внутри этого движения возникают такие направления, как абстрактный экспрессионизм, ташизм и др.

Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумывать, а также проект, план, рисунок) — термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности. Дизайн можно понимать очень широко: от создания промышленных изделий до рационального формирования целостной предметной среды. В дизайне слились два направления художественных поисков изобразительного искусства начала XX века, проявившихся прежде всего в живописи авангарда, а затем уже распространившихся на архитектуру и на оформление промышленной продукции — от формы к функции и от функции к форме. Первым институтом дизайна в Европе стала образованная в Германии в 1919 году художественная школа Баухауз (в переводе с нем. Bauhaus букв. — дом строительства), где впервые начали обучать художников для работы в промышленности. В России как осознанное специальное проектирование дизайн появляется в 1920-е — нач. 1930-х гг. под названием «производственное искусство». В настоящее время современный дизайн рассматривается как процесс создания всей материальной, социальной и духовной среды, окружающей человека.