Г.Л.Фриш. Слово о школьных администраторах, их положении, подборе и обучении



Два обстоятельства заставили меня взяться за написание данной статьи. Первое - это выступление министра образования и науки А. Фурсенко на заседании Правительства РФ. Говоря о кризисных явлениях в системе образования, он отметил три главные проблемы: отставание от требований социально-экономического развития; дефицит квалифицированных преподавательских и управленческих кадров и несоответствие государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы. Второе обстоятельство особенно задело меня, человека, четверть века проработавшего директором школы. Посудите сами. Почти весь прошлый год наши средства массовой информации (и телевидение, и пресса) представляли школьных руководителей в виде неких монстров-грабителей, бессовестно обирающих родителей своих учеников.     На кого обижаться?

Отвечу по порядку. Согласен с нашим министром, что из-за низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной областью профессиональной деятельности. Это, собственно говоря, общеизвестный и очевидный для всех факт. Низкая зарплата и неразвитость механизмов дополнительного легального заработка приводят к росту теневых финансовых потоков и распространению коррупции. Престиж профессии падает, и не снижается отток квалифицированных кадров в иные сферы. Отстает от реальных потребностей педагогов и система переподготовки и повышения квалификации, что не позволяет сформировать кадровый корпус, способный обеспечить современное содержание образовательного процесса и работать в перспективных технологиях. Согласен, что квалификация значительной части административно-управленческого персонала оставляет желать лучшего. В то же время наиболее привлекательный для преподавателя вариант карьерного роста - перспектива назначения на административные должности.

Теперь о втором обстоятельстве: о директорах-грабителях. Постараюсь быть объективным. Думаю, необходимо признать, что в отдельных случаях факты поборов имели место. В стране более 63 тысяч школ и, соответственно, такое же количество директоров, и наивно полагать, что все они исключительно одаренные и порядочные люди. Вполне могу себе представить, что в этой огромной армии есть и такие персонажи, о которых писали в газетах или говорили по телевидению. Но все же, в этом я глубоко убежден, речь идет лишь о единицах, и обидно, что ничего не сказано о тех тысячах беззаветно преданных делу школьных администраторов, которые, несмотря на все трудности, «сеют разумное, доброе, вечное». Но на кого обижаться? Мой пятидесятилетний педагогический опыт научил меня, что жаловаться, собственно, надо на самих себя. Ведь и журналисты, и министры, и депутаты учились в наших школах. Горько признаваться, но выходит, что мы получаем то, что и воспитали.

Главная обязанность — руководить
Впрочем, все это лишь присказка к главной теме: каким же должен быть современный директор школы?
В «Словаре-справочнике руководителя образовательного учреждения» дано наиболее полное, на мой взгляд, определение: «Директор школы - должностное лицо, осуществляющее руководство школой как образовательным учреждением в соответствии с ее уставом и Законом Российской Федерации «Об образовании».

Именно директор обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную работу учреждения, определяя вместе с коллективом его стратегию, цели и задачи функционирования и развития. Директор - ключевая фигура внутришкольного управления, именно он принимает решения о работе школьной организации и создает для этого необходимые морально-психологические, материально-технические и другие условия.

Следует учесть, что кроме должностных обязанностей деятельность руководителя школы в каждом конкретном случае характеризует и его «ролевой репертуар», связанный как с различными видами управленческих действий, так и с его работой как специалиста (аналитик, диагност, плановик, проектировщик, программист, организатор, руководитель, лидер, координатор, преподаватель, исследователь). Велика его роль в установлении оптимальных связей и взаимодействия со внешкольной средой. Очень важна лидирующая позиция директора школы в инновационных преобразованиях образовательной системы школы, развития системы управления.

Словом, главная обязанность директора школы в том, что он должен руководить. А это значит (воспользуемся определениями толковых словарей В.И. Даля и С.И. Ожегова) - указывать, наблюдать, направлять в чем-то, в деле, работе, труде, быть во главе чего-нибудь. И еще - являться побудительной причиной чьих-либо действий, поступков.

В существующей действительности директор школы очень похож на члена команды телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Уходя на работу и хорошо понимая, что надо сделать именно в этот день, он никогда не знает, какие сюрпризы ожидают его в школе, какие решения придется принимать с самого утра. А если подумать, в принципе, что является ощутимым результатом директорского труда? Думаю, что принятые им решения. А уж от правильности этих решений зависит во многом, какой будет жизнь у ученического, родительского и педагогического коллективов.

Откуда и как берутся школьные администраторы?
Хочу вспомнить, как формировался директорский корпус в советское время. Как правило, директорами становились либо заведующие учебной частью (ныне это заместители директора по учебно-воспитательной работе), либо организаторы внеклассной работы (сейчас это заместители директора школы по воспитательной работе), либо секретари партийной организации. Вполне возможно, что где-то директорами назначались и рядовые учителя, просто я не сталкивался с такими случаями. Что общего у всех трех перечисленных категорий? То, что все они до назначения на пост директора получили опыт руководства большими или меньшими коллективами. По своему опыту могу сказать, что отбор был очень серьезным. Только перечислю людей, с которыми кандидат на директорскую должность проходил собеседование в Москве: сначала - начальник отдела кадров районного отдела народного образования, затем заведующий, после - инструктор районного комитета КПСС по школам, секретарь исполкома районного Совета, курирующий работу школ, секретарь райкома КПСС. Если никто из них не возражал, то кандидатура утверждалась на заседании исполкома районного совета. Конечно, в любом случае директор школы должен был быть членом КПСС.

Был ли смысл в таком количестве собеседований? Думаю, что был. Задавались совершенно разные вопросы, у каждого из собеседников было свое мнение. Лично на меня сама процедура назначения произвела очень большое впечатление (недаром это так отпечаталось в памяти с далекого 1966 года). Возникало чувство личной ответственности. Если что-то не получится, то ты подводил большое количество людей, поверивших тебе.

Посмотрим, что требуется по закону от претендента на должность директора школы сегодня. В соответствии с Квалификационными требованиями к должности директора (приказ Минобразования № 463/1268 от 31.08.1995, который сейчас носит только рекомендательный характер, так как не был зарегистрирован Минюстом РФ) им может стать человек, имеющий педагогическое образование, проработавший в школе пять лет и прошедший соответствующую аттестацию.

Можно согласиться с разумностью таких требований: человек закончил педагогический вуз, «отпахал» в школе пять лет (следовательно, человек не случайный, иначе бы он не выдержал пятилетнего испытания), к тому же прошедший аттестацию. Сразу оговорюсь, мне ни разу в жизни не приходилось видеть директора, которого бы сначала аттестовали, а потом назначили на должность, потому что в практической жизни это нереально. Давайте представим даже лучший вариант: до назначения претендента направили на специальные курсы Института усовершенствования или другого вуза. Он его окончил. Можно ли в этом случае аттестовать его на директора? Нет, нельзя, окончание курсов говорит только о том, что он получил определенный уровень теоретических знаний, необходимых для работы директором школы. Это условие обязательное, но недостаточное.

На практике получается так, что сначала человека назначают на должность, а уже потом аттестуют.
Какова же сегодняшняя процедура назначения? Возможны разные варианты (об этом говорится в п.4 ст. 5 Закона «Об образовании»): избрание коллективом образовательного учреждения; избрание коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем; избрание коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; назначение учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; назначен не учредителем. Еще может быть нанят учредителем.
Все это, на мой взгляд, носит формальный характер потому, что в практической жизни используется только один вариант - «назначение учредителем». По своей сути - это правильно, и в большинстве школьных уставов теперь записано, что директор школы назначается учредителем (и это управлением образования) сроком до пяти лет. Этим сразу убили двух зайцев: и ограничили действие ст. 35 Закона «Об образовании», и получили возможность заключить с директором срочный трудовой договор в соответствии со ст. 275 Трудового кодекса РФ.

Не будем закрывать глаза на то, что за последние восемь-десять лет серьезно изменилось положение директора школы: он получил значительно больше прав, но вместе с тем увеличились и круг его обязанностей, и мера ответственности. В соответствии со ст. 32 Закона «Об образовании» только школа (а директор - ее юридический представитель) несет ответственность за подбор, прием на работу, расстановку педагогических кадров и уровень их квалификации. Следовательно, все претензии родителей за некачественное образование обращены непосредственно к первому лицу школы. И это в условиях, когда государство выделяет все меньше средств, а хозяйственных проблем по ремонту школьного здания, замены устаревшего оборудования и т.п. становится все больше. Приходится думать о дополнительных платных образовательных услугах, о том, как удержать учителя в школе. И все это ложится на плечи директора. Появились школы, где руководитель уже не является директором в старом, классическом понимании этого слова, то есть уже не «учитель учителей», а, скорее, менеджер в системе образования, который ставит перед собой задачу создать материальные условия для работы школьного коллектива.

Не будем торопиться осуждать кого-то и развешивать ярлыки: по жизни лучше видно, что и кому надо делать. Естественно, что такой руководитель фактически не занимается содержанием образования, передав эти функции своим заместителям по учебно-воспитательной работе. Довольно часто он даже не берет себе уроков, и в этом случае дистанцируется от учителя. Он не виноват, жизнь заставляет его так поступать, но он все дальше отдаляется от учительских забот по содержанию образования, методике преподавания, по поддержанию дисциплины на уроках и т.п. Если сформулировать предельно жестко, то возникает ситуация, когда директор школы все меньше становится учителем. Скажу откровенно, такое положение может стать и началом личной трагедии человека: ведь должность директора школы - это не пожизненная синекура. А если завтра ты уже не директор, то кто? Учитель? Но только по диплому. И тогда для работы учителем придется все начинать с самого начала. К тому же, согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работа в должности директора общеобразовательного учреждения, начиная с 1 сентября 2000 г., засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, при условии ведения преподавательской работы в том или в другом учреждении для детей в объеме не менее б часов в неделю (240 часов в год), после 25 лет работы. Другими словами, если директор хочет претендовать на такую пенсию, то он должен иметь не менее б уроков в неделю как учитель-предметник.

Схема подбора директорских кадров
Если постараться объективно посмотреть на работу директора любого общеобразовательного учреждения, то можно прийти к выводу, что с каждым годом она становится все более трудной. Возрастают требования общества. По идее, должна бы возрастать и роль управлений образования по подбору, обучению и расстановке руководителей школ. Я всегда думал раньше и убежден теперь, что именно это и есть задача этих органов. Только так они могут руководить, иначе со своим мизерным по размерам штатом и гигантским объемом работы они ничего не решают. Пока же органы управления образованием выполняют такую работу далеко не в полном объеме: достаточно проанализировать жалобы родителей на работу школ и жалобы учителей на действия руководителей школ.

Мне представляется, что работа по подбору и обучению будущих директоров школ должна вестись по следующей схеме.
Во-первых, провести анкетирование среди заместителей директоров школ по учебно-воспитательной и воспитательной работе, а также учителей, имеющих стаж работы пять и более лет. (Ограничить возраст анкетируемых 45 годами, чтобы в будущем они могли еще активно работать в новой должности не менее 10-15 лет.) В анкете поставить только один вопрос: «Не хотели бы Вы попробовать свои силы в работе на должность директора школы?» (Да, нет).
Во-вторых, среди тех, кто изъявил желание провести специальное тестирование. Тест должен быть составлен специалистами-психологами. Его цель: отобрать достойных по объективным данным. Кадровой службе управления образования провести собеседование с отобранными кандидатами.
В-третьих, по специально созданной программе вести обучение в течение года без отрыва от производства, сделать упор на практические занятия, показывающие, как можно претворять полученные знания в жизнь. Тематика курсовых работ должна носить прикладной характер, чтобы ею можно было воспользоваться, если кандидат станет директором школы.
В-четвертых, в ходе обучения одной из главных задач является создание из обучающихся коллектива, команды. Это необходимо потому, что главной проблемой для вновь назначенного директора является чувство одиночества. Да, вокруг много хороших людей, но обратиться со своими вопросами не к кому. Созданием коллектива можно облегчить жизнь начинающему директору. Все вновь назначенные должны иметь возможность обмениваться информацией, общаться друг с другом. Если хотите, то даже сидеть рядом на совещаниях.
В-пятых, сделать правилом, что директорами школ назначаются лишь люди, прошедшие обучение, а еще лучше назначать директорами по срочному трудовому договору на один год.

К каждому впервые назначенному на эту должность прикреплять (с обоюдного согласия!) директора-наставника. Директору-наставнику выплачивается доплата к его ставке заработной платы в размере 15-20% за дополнительный объем работы. При назначении наставника необходимо учитывать территориальную близость школ и психологическую совместимость. По итогам работы за год наставник пишет развернутую характеристику на своего подопечного, а специальная комиссия управления по заранее разработанной и известной директору программе проводит анкетирование обучающихся, родителей, учителей. По итогам анкетирования и характеристике, данной наставником, оценивается работа начинающего директора за учебный год. Конечно, при оценке стоит учесть, что серьезные изменения в работе учреждения нельзя сделать за один год. Фактически оцениваются тенденции в работе.
Рассчитываю, что читатели что-то исправят в предложенной мной программе или дополнят ее.

И последнее, что хотелось бы сказать. Десятки директоров школ, с которыми мне приходится общаться, на вопрос, что для вас самое трудное в работе сегодня, отвечают: труднее всего справиться с количеством бумаг и отчетов, которые валятся на наши головы. Даже блага цивилизации, такие как электронная почта, обернулись злом для руководителей школ. Теперь по этой почте на директора ежедневно сыплются десятки вопросов, на которые надо немедля давать ответ. Вот ведь до чего дошло дело: в наше-то время, когда катастрофически не хватает средств на самое необходимое, директор школы считает главным злом не отсутствие средств, а то, что ему фактически не дают работать по-настоящему с детьми и родителями. Ему некогда этим заниматься, он сочиняет бумаги.

Хочется обратиться к руководителям Министерства образования и науки, его региональных и местных органов: уважаемые господа, да введите вы, наконец, этот бесконечный бумажный поток в разумные, минимально необходимые рамки!