СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФИЗИКЕ



1. Образовательная сеть по физике (http://www.phys.spbu.ru/~monakhov/).
На сайте представлены: электронный учебник по физике для 7—9 классов со встроенной системой тестирования под редакцией В. В. Монахова и Г. Н. Степановой, виртуальная лаборатория по физике. Также здесь размещены материалы региональной олимпиады по физике для учащихся старших классов (WWW-версия) и материалы сервера открытого образования физического факультета СпбГУ: физика в школе, физика студентам, физика абитуриентам, популярно о науке, путь в науку, студенты в физике. Кроме этого даны ссылки на кабинет физики Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства, образовательный сервер кафедры физики ИТМО (Технического университета), каталог учебного оборудования по физике ООО ССПКБ.

2. Картина мира современной физики (http://nrc.edu.ru/est/r2/index.html).
На сайте представлены три больших статьи (с множеством иллюстраций): классическая физика и теория относительности, квантовая механика и ее интерпретация, элементарные частицы. В статьях прослеживается история развития науки, описываются наиболее значимые теоретические представления и эксперименты. Статьи могут представлять интерес для учителей физики и астрономии, студентов, а также для некоторых учащихся, проявляющих интерес к изучению основных проблем современной физики.
Комментарий от практикующего учителя
Этот сайт можно использовать для учащихся 10—11 классов при подготовке к аттестации и сдаче экзаменов по физике, он дает возможность представить процессы природы в наглядном виде. Большую помощь может оказать учителю при подготовке к уроку и при объяснении нового материала, ученикам — при подготовке домашнего задания и написания рефератов и статей, как источник дополнительных знаний. Необходимо отметить простоту в освоении и использовании материала, который соответствует образовательному стандарту с учетом межпредметных связей.  (Коваленков Сергей Михайлович)

3. Справочник-тренажер: решение задач по физике (http://shat.ee.saog.ac.ru/T-phisD).
Отличный тренажер для самостоятельного решения задач. На сайте представлены материалы для школьников и абитуриентов, методы решения типовых задач, наборы контрольных тестов, как простых, так и повышенной степени сложности по всем темам и разделам школьного курса физики. Чтобы при решении задач не отвлекаться от компьютера и не лазить в учебники, на сайте предусмотрен раздел «Теоретические основы для решения задач по физике». Авторы этого тренажера — преподаватели Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина.
Комментарий практикующего учителя
Данный справочник можно использовать при проведении повторительно-обобщающих уроков; как материал для тестового контроля; также школьниками и абитуриентами при подготовке к экзаменам. Материал изложен в доступной форме, его отличия: последовательность, четкость, краткость. Чимитцоева Соэлма Элбековна)

4. Кабинет физики Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства (http://www.edu.delfa.net:8101/).
Материалы сайта предназначены для всех, кто так или иначе связан с физикой в школе: для учителей и учеников, родителей и методистов. Размещенные здесь материалы могут способствовать улучшению качества преподавания физики, разрешению некоторых вопросов методики и налаживанию еще более тесных контактов между учителями, методистами, школьниками и их родителями. Здесь можно найти информацию о действующих программах и учебниках, краткие конспекты, материалы физической олимпиады, тесты, задачи, коллекцию ссылок и интересные научные факты.

5. Интернет-место физика (http://www.ivanovo.ac.ru/phys/).
Веб-сайт создан в Интернет-центре Ивановского государственного университета при финансовой поддержке «Прожект Хармони Инк» (грант SA-5) в рамках Программы Госдепартамента США «Обучение и доступ к Интернету». Этот ресурс, в первую очередь, предназначен для начинающих пользователей сети Интернет. Он поможет школьнику и учителю, студенту и преподавателю вуза, тучному работнику и просто человеку, чьи интересы связаны с физикой, найти необходимую информацию на необъятных просторах сети: Вся информация распределена между четырьмя разделами, каждый из которых условно предназначен для своей группы пользователей: «Полезная информация», «Физика в школе», «Физика в вузе», «Наука».

6. Демонстрационный кабинет физики НГУ (http:// www.phys.nsu.ru/dkf/).
На сайте размещена информация об основных задачах лаборатории демонстраций и компьютерного сопровождения (ЛДКС) демонстрационного кабинета физики Новосибирского государственного университета. Здесь же представлен каталог демонстраций, разработанных в лаборатории, коллекция видеозаписей для проведения демонстрационного эксперимента, аннотация различных учебных пособий по физике, материалы по истории развития лаборатории и новая разработка лаборатории по волновой оптике, которая посвящена исследованию распределения интенсивности света при дифракции Фраунгофера.

7. Механика (http://mechanics.hl.ru/).
На сайте доступны следующие разделы механики: «Кинематика», «Динамика», «Механические колебания и волны», «Законы сохранения». Эти материалы представляют собой краткие конспекты по основным вопросам курса механики с небольшими иллюстрациями. Кроме этого, на сайте есть раздел «Вопросы и ответы», а также здесь размещены материалы из сборника задач по физике Григория Остера, которые наверняка будут оценены по достоинству учителями, и конечно же, школьниками. Вот образец остеровской задачки: «Наутро после встречи с друзьями физиками и математиками английский ученый Исаак Ньютон так ослабел, что его сила стала равна всего двум ньютонам. Сможет ли усталый ученый удержать в руках стакан с кефиром массой 200 грамм? Ответ: сможет, сможет. Сила в 2 ньютона позволяет удержать целых 204 грамма кефира. Или такое же количество грамм рассола». Смешно? Вот и замечательно: нельзя же все время только о серьезном. Тем более что смех смехом, а с точки зрения физики в задачке все правильно.

9. Клуб физики «Ньютон» (http://www.edu.ione.ru/apple/).
Виртуальный клуб физики «Ньютон» создан в 2001 году при Научно-Образовательном Центре Физико-Технического Института имени А. Ф. Иоффе РАН в рамках программы «Дистантное образование». Он предназначен для школьников 8-11 классов, а также знатоков физики и математики. Здесь можно вступить в клуб физики «Ньютон» и участвовать в обсуждении интересных физических задач, общаться со сверстниками, друзьями и коллегами. Посетители сайта могут оказаться в одной ванне с Архимедом, залезть на Пизанскую башню вместе с Галилеем или прокатиться на воображаемом лифте с Эйнштейном. Для доступа к ресурсам сайта нужно нажать кнопку «Регистрация» и зарегистрироваться. А потом начинать ломать головы над всякими интересными заданиями. Например, над таким: «Как быстрее остывает чай: в движущемся поезде или в неподвижном?».
Руководитель этого проекта — доктор физико-математических наук, профессор Г. Г. Зегря.

10. Путеводитель «В мире науки» для школьников (http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/index.htm).
Этот сайт для школьников создан группой преподавателей Самарского государственного университета. Путеводитель оправдывает свое название: он дает грамотную, корректную качественную информацию по гуманитарным наукам и по естествознанию, представленную ведущими специалистами региона. Благодаря этому каталогу ученики школ могут через компьютерную сеть найти для себя не только учебные материалы, но и другие полезные материалы методического, научно-популярного, информационного и библиографического характера. Также на сайте представлены научные и методические разработки для детей, интересные материалы в области математики, физики, химии, экономики, истории, литературы, философии и других наук.


11. Программа «Абитуриент Петрозаводского университета» (http://cpq300.comp.pgu.kareUa.ru/psu/Chairs/KOF/abitur/).
Программа дистанционного обучения «Абитуриент», разработанная преподавателями кафедры общей физики и университетского центра Интернет Петрозаводского госуниверситета, дополняет традиционные формы преподавания и предназначена для самостоятельной подготовки абитуриентов и экзаменам по физике с помощью компьютера и сетей Интернет или Интранет. Возможна также работа с локальной версией данного продукта. Программа «Абитуриент» создана с использованием Web-технологий и позволяет работать в интерактивном режиме. Обучаемым также предоставляется возможность пользоваться помощью преподавателей по электронной почте и получать необходимые консультации.

13. История исследования электричества (http://electr.nm.ru/index.html).
В рамках данного проекта собраны краткие рассказы об ученых, посвятивших свою жизнь исследованию этого природного явления: от У. Гилберта, заложившего основы учения об электричестве, до X. Лоренца, создавшего современную электронную теорию. В хронологии открытий описаны основные открытия в области электричества с XV века (с первых попыток понять природу электричества) до начала XX века, когда электричество было достаточно полно изучено и нашло широкое применение в промышленности и в быту.

14. «Желтые страницы. Физика» (http://www.yellow-pages.narod.ru/f01.htm).
На сайте представлена большая коллекция аннотированных ссылок по таким разделам физики, как оптика, вычислительная гидродинамика, поверхностное взаимодействие, радиоактивные отходы, теория относительности, физика плазмы, физика полимеров, физика элементарных частиц и высоких энергий, ядерный синтез. Кроме того, на сайте есть каталог рефератов и материалы конференции по физике. На форуме «Физика» проводится обсуждение общих вопросов, а также представлена информация Центра астрофизики элементарных частиц.

15. Оптика (http://optics.iftno.ru).
На образовательном сервере «Оптика» представлены: электронное учебное пособие по основным вопросам геометрической и волновой оптики, раздел «Виртуальная лаборатория» (работа «Дифракция на щели» и оптическая скамья), справочно-информационная база (примеры различных дифракционных изображений, таблица основных атомарных спектров, примеры сплошных спектров органических и металлоорганических люминофоров, данные об относительной спектральной чувствительности среднего человеческого глаза), а также историческая энциклопедия, в которой приведены сведения из истории развития оптики от Античности до наших дней. История оптики сопровождается краткими сведениями из истории культуры и науки и разделом «Персоналии» (биографии ученых от Пифагора до наших современников).
Комментарий практикующего учителя
Настоящий труд — очень просто организованный, легко усваиваемый и очень наглядный. Корректно обработанные рисунки и формулы. Отличный материал для усвоения людьми любых категорий.
(Подойницын Павел Павлович)

16. Сайт кафедры методики преподавания физики МПУ (http://www.mpf.da.ru/).
На сайте представлены учебные и методические материалы кафедры методики преподавания физики, которая специализируется в области методики преподавания физики в педагогических вузах и в других общеобразовательных учреждениях. Основное направление работы этой кафедры — создание авторского курса физики основной школы. Среди представленных материалов: методика преподавания термодинамики и молекулярной физики в средней школе и педагогическом вузе; физический эксперимент в системе методических дисциплин педагогического вуза; внеурочная работа по физике; развитие мышления в процессе обучения физике; системно-структурный подход в методике преподавания физики; использование компьютерных технологий в учебном процессе. Здесь же опубликованы статьи аспирантов и сотрудников кафедры и некоторые студенческие работы.

17. Виртуальная школа (http://vschool.km.ru/).
На сайте представлен интерактивный курс физики для 5—6 классов, для 7-8 классов, а также для 9-х, 10-х и 11-х классов. Интерактивные курсы включают аудио-лекции, анимированные иллюстрации, различные схемы и упражнения по всем основным разделам школьного курса физики. К каждой теме курса физики предлагаются небольшие тесты.
Комментарий практикующего учителя
Данный ОЭР носит обучающий характер, может использоваться учащимися в самостоятельной работе, удачный гипертекст, удобная система навигации, дизайн выдержан приятный для восприятия, носит контролирующую функцию, оснащен рекламным сопровождением об учебном заведении, в целом заслуживает высокой оценки.  (Низовцев Олег Иннокентьевич)
Данный ресурс можно использовать при подготовке к уроку дома, при самостоятельной работе на уроке, при объяснении нового материала. «Виртуальная школа» поможет учащимся научиться работать с большим объемом материала, развить навыки работы с материалом самостоятельно. (Склярова Ольга Борисовна)
Ресурс привлекателен методической направленностью. Является справочником как для молодых специалистов (как построить урок, отбор содержания, выполнение грамотных чертежей), так и для школьников (рисунки, формулы и т. д.). Большой плюс — возможность использования для организации самостоятельной работы. (Блинова Татьяна Кузьминична)

18. Физика.ru (http://www.fizika.ru).
На этом сайте размещены учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ. Эти материалы предназначены для учащихся. Учителя здесь найдут тематические и поурочные планы, методические разработки И. В. Кривченко, В. И. Микрюкова, Т. М. Харитонова, исторические и политехнические материалы, тесты и другие материалы. К сожалению, в тексте учебника встречаются ошибки, неправильно выполнены и некоторые рисунки. Будьте бдительны!
Комментарий практикующего учителя
Учитель может использовать на уроках при изучении нового материала, закреплении, тестировании, а учащиеся — для самостоятельной подготовки. Хорошо представлены описания лабораторных работ.  (Макеева Анна Ивановна)

19. Живая физика (http://www.curator.ru/e-books/pl6.html).
Здесь представлена подробная информация о виртуальной лаборатории «Живая физика». В данной среде легко и быстро «создаются» экспериментальные установки и проводятся лабораторные работы по изучению движения в гравитационном, электростатическом, магнитном и других полях. В этой виртуальной лаборатории существуют различные способы представления результатов (мультипликация, график, таблица, диаграмма, вектор), которые могут задаваться пользователем. «Живая физика» представляет собой среду, в которой школьники могут проводить моделирование физических экспериментов. При помощи представленного в виртуальном «лабораторном шкафу» оборудования и материалов возможно моделирование разнообразных процессов по таким темам, как механика, электричество и магнетизм. Современный вычислительный аппарат, средства анимации, многочисленные вспомогательные функции делают «Живую физику» удобным и мощным инструментом преподавания физики в школах.

20. Компьютерные модели в изучении физики (http://nwcit.aanet.ru/chirtsov/txtl.html).
На сайте предложен вариант многоцелевого компьютерного учебника по физике. В его основе лежат некоторые конструкторы физических ситуаций, позволяющие «собирать» из объектов, представляемых программой, моделируемую физическую систему и определять способ ее визуализации во времени в соответствии со спецификой физической задачи, желанием пользователя и возможностями его компьютера. Разрабатываемый на базе конструкторов учебный материал организован по модульному принципу, что допускает его простую адаптацию к различным уровням подготовленности обучаемых в целях решения весьма разнообразных методических задач. В разработке материалов принимали участие: физический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, Северо-Западный центр новых информационных технологий, Междисциплинарный центр Санкт-Петербургского государственного университета, физико-математический лицей № 239 и физико-математическая гимназия № 30.

21. Открытый Колледж. Физика, (http://www.physics.ru).
Этот раздел «Открытого Колледжа» по физике совмещает содержание учебных компьютерных курсов компании ФИЗИКОЙ, выпускаемых на компакт-дисках, и индивидуальное обучение через Интернет (тестирование и электронные консультации). Здесь можно посмотреть в открытом доступе учебник, включенный в курс «Открытая физика» (УЧЕБНИК), поработать с интерактивными Java-апплетами по физике (МОДЕЛИ), ответить на вопросы (ТЕСТЫ). Раздел ФИЗИКА в ИНТЕРНЕТЕ содержит обзор Интернет-ресурсов по физике и постоянно обновляется. В Системе Дистанционного Обучения (СДО) можно получать индивидуальные тесты для самопроверки, которые генерируются С учетом темы и желаемого уровня.
Комментарий практикующего учителя
Материал выходит за рамки программного материала и может применяться для углубленного изучения предмета. Методический материал успешно может использоваться для самоподготовки и самоконтроля знаний. Как самоучитель, ресурс легок для усвоения как учителем, так и учеником.  (Агафонова Ольга Петровна)
На мой взгляд, это самый лучший электронный образовательный ресурс по физике из предложенных для тестирования.  (Марченко Сергей Анатольевич)

22. Активная физика (http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/pilogic/map.htm).
Представленный на сайте программно-методический комплекс «Активная физика» предназначен для формирования основных понятий, умений и навыков решения задач по физике и активного использования их в различных ситуациях. База заданий содержит более 6000 вариантов заданий-ситуаций, из которых пользователь может самостоятельно составлять сценарии обучения с учетом индивидуального подхода и личных методик преподавателя. По каждому разделу предлагается несколько готовых вариантов сценария обучения, соответствующих отдельным занятиям. Содержание и уровень отобранного материала соответствует действующим программам и учебникам для 7-10 классов и включает в себя введение в физический практикум, введение в физику (7 класс), электрические и световые явления (8 класс), кинематика, динамика и колебания (9 класс), основы молекулярной физики (10 класс).
«Активная физика» работает под управлением DOS версии 3.3 и выше. Подготовлена для эксплуатации в одноранговых локальных сетях и сетях с выделенным сервером. Не вызывает конфликтов в среде Windows95, Windows NT и корректно работает на различных моделях процессоров от 8086 до Pentium MMX.
Комментарий практикующего учителя
Хорошее пособие для самостоятельной работы ученика по выполнению лабораторных работ. А так же прекрасное методическое пособие для урока.   (Косовец Юрий Иванович)
Очень жалко, что нельзя посмотреть полную версию. По описанию — это очень нужная программа, т.к. можно моделировать различные физические процессы.    (Малышева Марина Александровна)

23. Лаборатория обучения физике и астрономии в средней школе (http://physics.ioso.iip.net/).
Здесь вы найдете информацию о лаборатории обучения физике и астрономии в средней школе ИОСО РАО. Рассказывается об истории создания лаборатории, об основных направлениях ее работы, приведена информация об основных разработках сотрудников кафедры, аннотации опубликованных статей, монографий и учебников для основной школы.

24. Интерактивная физика (7-8 класс) (http://vschool.km.ru/education.asp?subj=2).
Материалы по курсу физики для 7—8 класса виртуальной школы. Они включают аудио-лекции, анимированные иллюстрации, различные вопросы, задания, схемы и упражнения по всем основным разделам школьного курса физики 7-8 класса. К каждой теме курса физики предлагаются небольшие тесты.
Комментарий практикующего учителя
Материал данного уровня изучается в 9 классе общеобразовательной школы, поэтому в 7-8 классах его можно использовать для углубленного изучения предмета, на факультативных занятиях. Введены понятия (элементы) начал анализа, которые изучаются в старшей школе.  (Чимитцоева Соэлма Элбековна)
Хорошее пособие в помощь учителю для переключений видов деятельности детей на уроке.  (Курасов Юрий Львович)

25. Электронное обучение (http://www.omskeiecom.ru/acad/fr_elect.htm).
Тут вас ждут материалы по отдельным разделам школьного курса физики, подготовленные в рамках конкурса, проводимого Комитетом по образованию Омской области. К каждому разделу курса физики подобраны и разработаны примеры решения задач. Вот перечень представленных на сайте разделов: «Механика» (автор разработки — А. Ф. Иванов, заведующий кафедрой физики ОМГАУ), «Колебания и волны» (И. М. Щеткин, доцент кафедры физики ОмГПУ), «Основы молекулярно-кинетической теории и тепловые явления» (Л. Ф. Луцкая, доцент ОмГТУ, кандидат физико-математических наук), «Электростатика и постоянный ток» (В. В. Горлач, доцент кафедры физики СибАДИ, кандидат физико-математических наук), «Электродинамика» (З. И. Клименко, декан физического факультета ОмГПУ кандидат педагогических наук), «Геометрическая и волновая оптика» (С. Н. Крохин, заведующий кафедрой физики и химии ОмГАПС, кандидат физико-математических наук, доцент), «Физика ядра и атома. Квантовая физика» (Т. В. Салаева, учитель школы № 145).

26. Олимпиады по физике (http://www.phys.dcn-asu.ru/olymp).
На сайте физико-технического факультета Алтайского государственного университета публикуются задачи проведенных олимпиад по физике для школьников и студентов. Представлены олимпиадные задачи по физике для 9-го, 10-го и 11-го класса за 1997, 1998, 1999 и 2000 гг. Полный список, включая задания олимпиад прошлых лет, можно найти на сервере АТУ.
Комментарий практикующего учителя
Задания для проведения олимпиады по физике составлены в соответствии с программой школьного курса физики и включают в себя задания, позволяющие оценить фундаментальные знания учащихся, а также практическое и прикладное использование знаний.  (Гринева Мария Николаевна)

27. Журнал «Квант» (в бумажном виде издается с 1970 года) (http://kvant.mccme.ru/).
Здесь представлена информация об истории создания этого научно-популярного физико-математического журнала для школьников, размещены опубликованные в журнале статьи по физике и математике. На сайте представлены также такие разделы, как новости науки, задачник «Кванта», практикум абитуриента, «Квант» для младших школьников, лаборатория «Кванта», варианты заданий к вступительным экзаменам, игры и головоломки, а также раздел «Квант улыбается» и многие другие материалы.

28. Дистанционный консультационный пункт (http://www.nsu.ru/materials/ssl/distance/about.html).
«Дистанционный консультационный пункт» научной лаборатории школьников был открыт в 1998 году для оказания помощи старшеклассникам и преподавателям средних школ. На «Дистанционном консультационном пункте» ученики и учителя российских школ могут получить консультации по различным вопросам школьного курса физики и астрономии, которые дают ученые — сотрудники научно-исследовательских институтов новосибирского Академгородка.

29. Физик представляет (http://www.phizik.cjb.net/).
Этот сайт посвящен курсу физики общеобразовательной школы. Создатель ресурса на первом этапе ставит перед собой цель облегчить подготовку учащихся к экзаменам по физике. В дальнейшем разработчик сайта предполагает расширить круг затрагиваемых тем и вопросов. На сайте проводится анкетирование посетителей с целью выяснения наиболее сложных тем школьного курса физики.