СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ



1. Электронная версия газеты «Литература» (http://lit.1september.ru/index.htm)
Статьи по проблемам преподавания, материалы для подготовки к урокам и факультативам по предмету (викторины, игры, турниры эрудитов, интересная информация о литературных музеях, об истории произведений и об авторах), письма читателей-учителей, связанные со стоящими перед словесниками проблемами. Обзор существующих учебников по литературе, соображения о плюсах и минусах действующей программы.
По этому же адресу находится сайт для учителей «Я иду на урок литературы». Здесь представлены материалы для уроков литературы по следующим разделам: фольклор, древнерусская литература, литература XVIII века (Державин, Карамзин, Крылов, Фонвизин), литература первой половины XIX века (кроме привычных авторов: Пушкина, Лермонтова, Грибоедова и Гоголя — еще Аксаков, Батюшков, Жуковский, поэты пушкинского круга) — многочисленные статьи по разным темам. Тут же — литература второй половины XIX века (Тютчев, Фет, Гончаров, Достоевский, Лесков, Некрасов, А. Островский, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Л. Толстой), литература конца XIX — начала XX века (Л. Андреев, Анненский, Ахматова, Блок, Бунин, Горький, Гумилев, Есенин, Короленко, Куприн, Маяковский, Пастернак, Цветаева, Чехов, акмеисты, футуристы), литература советского периода (Айтматов, Бабель, Белов, Булгаков, Вампилов, Войнович, Грин, Замятин, Ильф и Петров, Искандер, Нагибин, Окуджава, Платонов, проза и поэзия о Великой Отечественной войне, проза и поэзия шестидесятников, Пришвин, Распутин, Д. Самойлов, Солженицын, литература о тоталитаризме и ГУЛАГе, Твардовский, А. Н. Толстой, Тендряков, Фадеев, Шолохов, Шукшин), литература постсоветского периода, литература русского зарубежья (Бродский, Довлатов, Зайцев, Набоков, Шмелев), зарубежная литература (Андерсен, античная литература, Бредбери, Вальтер Скотт, Гете, Голдинг, Гомер, Гюго, Дефо, Диккенс, Киплинг, Конан-Дойл, Керролл, Линдгрен, литература Востока, Марк Твен, Мольер, ОТенри, Эдгар По, Свифт, Ремарк, Стивенсон, средневековый эпос, Толкиен, Шекспир, Экзюпери, фольклор и мифология), теория литературы (литературные направления, литературные роды и жанры, содержание и структура художественного произведения, подготовка к выпускным экзаменам).
Статьи профессиональные, интересные, несомненно, полезные словесникам.

2. «Питерская школа» (http://shkola.spb.ru/teacherjroom/index.phtml?id=79).
На сайте представлены интересные разработки уроков и материалы к внеклассным мероприятиям по литературе. Например, урок «Акварели слов слагая» — о Марине Цветаевой. Здесь же — игра-конкурс «Путешествие по Сообразилии-Вообразилии», игры на уроках словесности в 8-м классе, несколько статей о творчестве Лермонтова, таблицы по его творчеству, методические рекомендации: «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках», «От чтения — к исследованию литературы» и другие интересные материалы.

3. Мир слова русского (http://www.rusword.com.ua).
Очень содержательный, интересный сайт. Полезен школьникам, учителям, студентам. Сайт предлагает «Толковый словарь» В. И. Даля, словарь С. И. Ожегова, социологический словарь, энциклопедический словарь, энциклопедию псевдонимов (правда, не самых известных личностей), довольно любопытные статьи о крылатых выражениях, множество оригинальных афоризмов, неизбитые пословицы и поговорки, полный текст Библии, статьи специалистов-филологов (о современных проблемах языка и истории славянской письменности), философские статьи Н. А. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Н. Булгакова, В. И. Вернадского и других авторов, тексты древнерусской литературы (на старославянском языке и в переводе), форум для дискуссий.
Здесь же вы найдете тест на правописание некоторых слов «Проверь себя». Если сделаны ошибки, вам ехидно предложат: «А не почитать ли вам на сон грядущий?» Кстати, «почитать на сон грядущий» было бы неплохо самим авторам: стоит вычитать некоторые материалы на предмет ошибок как орфографических, так и пунктуационных. Много и других огрех, но не они главное.

4. «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict.htm).
Весьма интересный словарь, созданный авторами сайта на основе различных источников (ссылки на эти источники дают возможность выйти на другие интересные сайты по литературе). Авторы принципиально не хотят копировать уже существующие в сети словари. Они подбирают и составляют различные толкования литературоведческих терминов. Читателям тоже предлагается поучаствовать в составлении комментариев: «Больше всего нам интересны авторские определения, как Ваши собственные, так и маститых литературоведов». «Словарь А-Я» содержит все имеющиеся на сайте термины, расположенные в алфавитном порядке. «Терминологии» — это индивидуальные, авторские терминологические системы и тематические терминологии. Сайтом удобно пользоваться и ученику, и учителю.
Однако и тут есть вопросы... «Мы хотим сделать интересный и филологически небисграмотный сайт», — пишут создатели ресурса. Вот это слово НЕБИСГРАМОТНЫЙ - это что? НЕБЕЗГРАМОТНЫЙ? Почему тогда две ошибки и именно в этом слове? Это юмор или опечатка? Если ошибка, то надо бы исправить, если юмор... то надо хотя бы выделить это слово.