СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



1. Основные правила грамматики русского языка (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
Готовые таблицы на все правила орфографии и пунктуации, от безударных гласных в чередующихся корнях до оформления на письме прямой речи. Коротко, понятно, доступно. Учитель может распечатать эти материалы и предложить их ученикам как конспекты, а ленивые школяры, если набредут в Интернете на этот сайт, получат готовые шпаргалки по всему курсу.
Комментарий практикующего учителя
В данном ресурсе в сжатой, наглядной форме содержится весь материал школьного курса, что очень ценно при подготовке ученика к контрольной работе или зачету.  (Архипова Светлана Николаевна)

2. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).
Идея дистанционной школы хороша сама по себе: сайт дает возможность выполнить тест, отправить его преподавателю и получить оценку. Очень удобна возможность интерактивно проверить написание любого слова. Полезная доска объявлений: репетиторы ищут учеников, ученики — репетиторов, работа — преподавателей; Юмор: смешные фразы из сочинений, с уроков, с военной кафедры. Удобен выход на сайты со словарями, на сайты со статьями о реформе русского языка, с интересными материалами для эрудитов, сведениями о русских именах и фамилиях. Материалы учителям: поурочное планирование, статья о развитии орфографической зоркости. Материалы школьникам: темы сочинений, каталог сайтов с готовыми сочинениями (в сочинениях, кстати, встречаются орфографические, пунктуационные и речевые ошибки, будьте внимательны), каталог библиотек on-line с текстами произведений школьной программы.
Комментарий практикующего учителя
Такой образовательный ресурс может служить образцом для остальных ресурсов. Он объединяет в себе различные классы: словарь и справочное пособие, методическое пособие для учителя и учебное пособие для учащихся, представлена тестовая система. Такой ресурс целесообразно применять для разных типов урока. На мой взгляд работа заслуживает отличной оценки.   (Тюкова Нина Михайловна)

3. Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/).
Здесь преподаватель словесник найдет по своему предмету самую разнообразную информацию, которую он может использовать на уроке в качестве дополнительной, чтобы оживить занятие и заинтересовать учеников. Например, в разделе «А вы знаете...» содержатся интересные сведения по этимологии отдельных слов и выражений. Современные подростки в речи то и дело переходят на сленг, или жаргон, — так почему бы не предложить им, к примеру, разобраться в происхождении популярного сленгового словца «лажа» или даже в этимологии слова «дурак» и родственных ему? Равнодушных в классе не будет! А когда таким хитрым приемом учитель целиком завладеет вниманием аудитории, можно переходить к более сложным вещам.
В разделе «Стиль документа» содержатся описания различных стилей письменной речи. К которым, кстати, относятся часто используемые в школе реферат, рецензия, отзыв. Самое время с помощью сайта, разобраться наконец, чем одно отличается от другого, и как все это правильно писать и оформлять. В разделе «Экзамены» — море полезной информации об оных: советы по написанию сочинений, выбору темы, рекомендации Министерства образования по проведению экзаменов, советы по лексическому и морфологическому анализу, школьная программа по литературе. Есть даже примерные разработки наиболее важных тем, которые можно использовать как дополнение к учебнику. Ну а 17 полезных советов по написанию сочинения стоит положить как памятку в портфель каждому школьнику. Учителя же найдут на сайте множество практических советов по проведению уроков русского языка и литературы. При работе с «сильным» классом наверняка потребуется схема анализа поэтического текста, а если аудитория «слабая», нелишними будут рекомендации о том, как организовать чтение наизусть, если ребята не хотят или не могут учить стихотворения.
Для желающих проверить свои знания на сайте есть пробные тестирования по русскому языку и литературе (раздел «Экзамены» и «Проверь себя»). Есть даже шуточный тест по литературе, составленный Андреем Кнышевым. Он наверняка повеселит и учителей, и учеников.
В разделе «Нормы русского языка», помимо самих норм, собрана и коллекция типичных речевых ошибок с примерами. Своеобразное продолжение этого раздела — под заголовком «Творчество «знатоков» русского языка»: тут собраны разнообразные ошибки из школьных сочинений.
Если же того, что вы ищете, на сайте не оказалось — не расстраивайтесь! В разделе «Ваши вопросы» можно спросить практически о чем угодно и получить ответ. В крайнем случае можно обратиться к рубрике «Полезные ссылки» и поискать нужную информацию на другом сайте. Или тут же, пользуясь разделом «Книжные новинки» выбрать и заказать по Интернету нужную книгу.
Комментарий практикующего учителя
Настоящая работа посвящена актуальной проблеме — культуре письменной речи. Авторы сумели систематизировать и обобщить материал, в котором очень удобно ориентироваться. Работа может быть использована на уроках русского языка, риторики, на факультативах и кружках. Также может быть рекомендована для самостоятельной подготовки к экзаменам.   (Демкина Ирина Владимировна)
Без комментариев!   (Лоснякова Елена Владимировна)

4. «Словесник» (http://slovesnik-oka.narod.ru).
Сайт адресован тем, кто преподает русский язык. Знакомит с ресурсами Интернета в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотек. (Хорошая идея! Это было бы полезно и удобно, однако значительная часть этих страниц не загружается.) Студенты и аспиранты могут пользоваться электронным каталогом Российской государственной библиотеки, чтобы найти нужные книги и диссертации. Специальный раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования. Сайт обещает знакомить с учеными-методистами России, которые являются авторами школьных и вузовских учебников (сейчас страница на реконструкции).

5. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
Кроме материалов по прочим предметам, здесь представлен интерактивный русский язык (5-6 класс): теоретические сведения, вопросы и упражнения.
Участие (выполнение упражнений) требует регистрации на сайте.
Здесь же — чат, доска объявлений, мегаэнциклопедия (содержит более 130 статей), «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (обновленный), коллекция дипломов, рефератов, курсовых, докладов, сочинений. Сведения о библиотеках, школах и гимназиях, о дополнительном образовании, обучении за рубежом.

6. «Тесты по русскому языку» (http://likbez.spb.ru/tests/).
Хороший, полезный сайт. Поможет школьникам и всем желающим повысить свою грамотность. Предлагаемые виды тестов: контрольные работы и упражнения. Чтобы выполнить тесты, не надо быть где-либо зарегистрированным. Это очень удобно.
В контрольной работе предлагается расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, выбрать слитное или раздельное написание. В упражнениях нужно выбрать правило, на которое нужно тестироваться. После выполнения каждого теста сразу сообщается количество ошибок, ошибки показываются.
А еще тут можно добавить свои тесты в базу сайта, отправив письмо.

7. Тесты по пунктуации (http://repetitor.lc.ru/onliiie/disp.asp?2).
Тесты помогут школьникам, студентам и другим желающим проверить свое умение правильно ставить запятые, тире, двоеточия и другие знаки препинания в простом предложении, в сложном предложении, а также знаки в конце предложения. Удобный каталог поможет найти нужную тему. Однако воспользоваться тестами может только тот, кто зарегистрировался на сайте.

8. «Дистанционная поддержка учителей-словесников. Методика, опыт, новые исследования» (http://www.iro.yar.ru:8101/resource/ distant/russian_language/index3.htm).
Сайт предлагает статьи по методике преподавания русского языка, риторики, литературы. Среди прочего — изучение библейских тем в 5-6 классе; применение методики Занкова на уроках русского языка в средней школе; методика Эльконина — Давыдова — Репкина; применение опорных конспектов на уроках русского языка и т. д. Большая часть статей доступна только тем, кто зарегистрировался на сайте. После заполнения анкеты Вы получите электронное письмо с условиями предоставления доступа, что не слишком удобно.
Здесь же — сведения о ресурсах Интернета, которые могут быть полезны учителю-словеснику: свыше тридцати интересных ссылок.

9. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
Полезный! Может быть использован на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» (темы: «Устаревшие слова» и «Диалектные слова»), а также на уроках литературы при изучении произведений XVIII-XIX века или произведений Шолохова.

10. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
Интересный и полезный сайт делает доступными следующие словари: «Толковый словарь» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «Русский орфографический словарь», «Русский семантический словарь», «Популярный словарь иностранных слов», «Словарь иностранных слов», «Словарь языка Пушкина», «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений», «Словарь русского арго» (чрезвычайно интересные статьи!), «Словарь русских личных имен». В последнем можно найти не только значение имени, но и все варианты уменьшительных имен, а также дни именин по святцам. Тут же расположены «Словарь языка Достоевского», «Русская грамматика», «Краткая русская грамматика», «Библиографический указатель литературы по языкознанию и русскому языкознанию», «История слов» В. В. Виноградова. Любое интересующее слово вы можете набрать и получить исчерпывающую Информацию в выбранном словаре. Некоторые страницы сайта также снабжены портретами авторов словарей и предисловиями.

11. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
Великолепная идея! Сайт предлагает толкование и этимологию более 600 слов, которые редко используются в речи и вызывают затруднения в понимании и толковании (преимущественно иноязычные и устаревшие). Например: горельеф, марево, патина, сирокко, яппи, экзотерика и т. п. Кроме толкования, авторы сайта предлагают фотоиллюстрации к тем словам и понятиям, где это возможно. Например, слово «дебелый» иллюстрирует кустодиевская купчиха (репродукция), приведены изображения дебаркадера и дагерротипа. Предлагается рассылка: в неделю — 3 слова (разумеется, с толкованием). Дан солидный список книг, к которым обращаются составители сайта (.114 наименований). Сайт будет интересен и полезен самому широкому кругу пользователей.
Комментарий практикующего учителя
Сайт содержателен, структура организована на высоком уровне, скорость загрузки хорошая. Что касается стиля и дизайна, авторам может быть рекомендовано сменить фон на более бледный. (Кузнецова Елена Владимировна).

12. «Ономастикой. Русские и советские фамилии» (http://babr.ru/autor/family/).
Увлекательнейший сайт! Научная, серьезная и в то же время захватывающе интересная информация о происхождении русских фамилий. Создатели сайта принципиально не, принимают во внимание «догадки и фантазии доморощенных толкователей имен и фамилий». Здесь можно добавить в справочник собственную информацию или задать вопрос. Сайт будет интересен школьникам и всем, кто любит загадки и тайны русского языка. Там возможно найти новое и о своей фамилии! Или даже о фамилиях классиков русской литературы, исторических и политических деятелей. Вот вы знаете, к примеру, откуда взялись прозвища Радищев, Майков, Ворошилов, Бабурин? Зайдите на «Ономастикой» и просветитесь.

13. «Искусство метафоры» (http://metaphor.narod.ru/).
Авторские статьи и обзор мнений философов, лингвистов, психологов, математиков по проблеме метафоры. Подборка литературы о метафоре, примеры метафор. Коллекция ссылок на родственные веб-ресурсы. Пригодится на уроках и русского языка, и литературы.

14. «Первое сентября» (http://www.1september.ru/index.htm).
Это сайт газеты «Первое сентября» и всех ее приложений по всем предметам, в том числе по русскому и литературе. Приложения публикуют материалы к урокам по разным предметам и для внеклассных мероприятий.

15. Сайт «Репетитор» (http://www.repetitor.hl.ru/programms.html).
Является индивидуальным сайтом преподавателя А. В. Павлова, который предлагает свои услуги в качестве репетитора и излагает основные положения своей методики повышения грамотности, подготовки к сочинению и изложению. Здесь же отзывы родителей бывших учеников и множество важных практических рекомендаций о том, как писать сочинения (причины типичных ошибок и способы их устранения, логика развития темы сочинения и т. Д.) — эта информация весьма полезна школьникам и может пригодиться учителям при подготовке ребят к сочинениям.

16. Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля (http://www.slova.ru/).
Сайт содержит текст двух книг В. И. Даля: «Пословицы и поговорки» и «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа». Это и замечательно интересное чтение, и материал для подготовки к урокам или для написания рефератов. Здесь же можно найти портрет и биографию Даля. Предлагается также возможность поиска слов.
Комментарий практикующего учителя
Данная работа является одним из основных пособий по русскому языку, не утратившим своего значения до настоящего времени. Справочный материал, представленный в работе, оформлен эстетично и компактно и доступен даже учащимся. Работа заслуживает высокой оценки. Хотя, на мой взгляд, можно было бы изменить последовательность глав, начав со знакомства с биографией человека, проделавшего такую грандиозную работу.  (Лебедь Светлана Петровна)

17. «Русское письмо» (http://character.webzone.ru/).
Материалы о происхождении письменности, интересные сведения о видах письма (пиктограммах, идеограммах, логограммах и др.) могут быть использованы школьниками и студентами для подготовки сообщений и рефератов, а также для подготовки к экзаменам.
Сайт замечательно иллюстрирован. Приводятся изображения клинописи, иероглифов, узоров на ситце, буквиц, виньеток, заставок; приводятся начертания букв глаголицы; шрифты, созданные в СССР (даже с портретами художников-создателей); шрифтовые композиции и стилизации; снимки с рукописей, в том числе и таких знаменитых, как «Остромирово Евангелие», «Изборник Святослава», «Минеи». Эта часть сайта будет полезна художникам книги, интересна — школьникам и всем, кто интересуется языками и видами письменности.
Комментарий практикующего учителя
Сайт прекрасно оформлен, содержит много полезной информации энциклопедического содержания. Не совсем понятна и удобна структура сайта, можно порекомендовать автору сделать сайт интуитивно более понятным.   (Кузнецова Елена Владимировна)

19. «Словарь молодежного сленга» http://teenslang.su
Можно найти сленговое слово или самому добавить новый жаргонный «термин». Как знать, может, этот словарь и потребуется учителям и ученикам... чтобы лучше друг друга понимать.