Е. Андреев, А. Вишневский. Россия через 100 лет

В Центре демографии и экологии человека ИНП РАН (ЦДЭЧ) впервые разработан долгосрочный прогноз изменения численности и структуры населения России вплоть до 2100 г.1 Попытка заглянуть на 100 лет вперед может показаться слишком смелой, однако она не противоречит мировой практике и не лишена оснований, ибо накопленные к настоящему времени представления о демографических процессах и тенденциях позволяют предсказывать очень многое. В конце 2003 г. Отдел населения ООН опубликовал предварительный вариант сверхдолгосрочного прогноза динамики населения мира, его регионов и отдельных стран до 2300 г.2 Разумеется, в деталях представить демографическую картину планеты через 300 лет невозможно. Для этого сейчас нет реальных оснований. Смысл такого рода перспективных оценок заключается в том, чтобы получить самое общее представление о тенденциях изменения мировой, региональной и страновой демографической ситуации при определенных допущениях, касающихся базовых процессов, таких как рождаемость, смертность и миграция.

То же самое можно сказать и о прогнозе для России. Он был составлен для того, чтобы проанализировать возможные траектории развития численности и возрастной структуры населения страны при различных более или менее вероятных сценариях демографического процесса. Горизонт исчислений для России ограничен 2100 г., поскольку их продление за пределы XXI в. представляется мало оправданным, для этого нет даже минимальной исходной информации. Впрочем, прогноз ЦДЭЧ отличается от данных ООН и во многих других отношениях.

Во-первых, эксперты ООН по понятным для международной организации политическим соображениям воздержались от формулирования гипотез, касающихся миграции между странами. Но прогноз ЦДЭЧ на этих вопросах, конечно, останавливается, ибо в демографическом развитии России внешняя миграция уже играет и сохранит в будущем весьма заметную роль.
Во-вторых, прогноз ЦДЭЧ - вероятностный. Если сценарии ООН задают некоторые дискретные значения уровней рождаемости и смертности, то в версиях ЦДЭЧ определяются лишь верхняя и нижняя границы возможных изменений демографических показателей (сценарные переменные). Сам же прогноз представляет собой объединенный результат серии стохастических имитаций возможных комбинаций этих переменных. Для получения достаточно надежных результатов было выполнено 1000 таких имитаций.

Колебания рождаемости и смертности

В табл. 1 представлены максимальные и минимальные значения коэффициента суммарной рождаемости на начало, середину и конец XXI в., принятые в прогнозах ЦДЭЧ и ООН. Эксперты ООН фиксируют три дискретные траектории возможных изменений рождаемости, проходящие через указанные в таблице точки (высокий, средний и низкий сценарии), российские же специалисты указывают лишь верхнюю и нижнюю границы области потенциальных изменений.

Сценарии
Автор сценария
2000-2005
2045-2050
    2095-2100
Средний
 ООН
1,14
1,85 
2,08
Высокий
 ЦДЭЧ
1,35
2,14
2,50
 
 ООН 
1,17
2,35 
2,35
Низкий
ЦДЭЧ
1,13
0,95
0,95
 
ООН
1,11
1,35
1,85
      
Таблица 1
Коэффициент суммарной рождаемости в России по прогнозным сценариям ЦДЭЧ и ООН


Согласно среднему варианту прогноза ООН, к концу века рождаемость в России достигнет уровня простого замещения поколений (с учетом снижения смертности он определяется как 2,08 рождения на одну женщину), по высокому варианту рождаемость существенно превысит этот уровень, а по низкому - не достигнет его, хотя и заметно повысится по сравнению с сегодняшним показателем.

Сценарии
Автор сценария 
2000-2005
 2045-2050
  2095-2100
Мужчины
 
Единственный
 ООН
60 
 71 
80
Высокий 
ЦДЭЧ
61,2
73,8
86,5
Низкий
ЦДЭЧ
58,2
57,0
57,0
Женщины
 
Единственный 
ЦДЭЧ
73
77
85
Высокий
ООН
61,5
83,9
94,8
Низкий
ООН
59,8
71,5
71,5
      
Таблица 2
Ожидаемая продолжительность жизни в России по прогнозным сценариям ЦДЭЧ и ООН

Сценарные варианты ЦДЭЧ допускают изменения коэффициента суммарной рождаемости в расширяющемся интервале, причем расширение возможно в основном за счет постепенного повышения верхнего предела изменений до 2,5 рождений на одну женщину, тогда как снижение нижнего предела, даже если бы оно и имело место в нынешнем десятилетии, после 2010 г. не предполагается. Принятый в качестве минимального нижнего предала уровень (0,95 ребенка на одну женщину) означает, что 30% женщин вообще бездетны, причем для 25% отказ от рождения детей стал сознательным решением (рис. 1).
 

Рис. 1. Сценарии изменений коэффициента суммарной рождаемости на период до 2100 г. (левый график).
Рис. 2. Сценарии изменения ожидаемой продолжительности жизни на период до 2100 г. (графики справа).

Что касается продолжительности жизни, то эксперты ООН ограничились единственным сценарием: предполагается, что она будет постепенно повышаться и к концу XXI в. составит в России 80 лет для мужчин и 85 для женщин.
ЦДЭЧ рассматривает больший диапазон возможностей и не исключает некоторого роста смертности в ближайшие годы. В худшем варианте к 2008 г. разница продолжительности жизни мужчин и женщин может достичь 15 лет. При этом мужчины живут сейчас в среднем всего 57 лет, т.е. меньше, чем в 1955 г. В дальнейшем рост смертности взрослых продолжится, но будет очень медленным, а смертность детей по-прежнему будет снижаться, поэтому в целом показатели продолжительности жизни меняться не будут. В конце XXI в. она по-прежнему будет составлять у мужчин 57 лет, у женщин - 71,5 года, а коэффициент младенческой смертности сократится до 1,7 на 1000 новорожденных. Такой весьма пессимистический вариант развития очерчивает нижний предел ожидаемой продолжительности жизни.
Ее верхний предел определяется исходя из предположения, что в ближайшие годы тенденция к увеличению продолжительности жизни, характерная для 1994-1998 гг., восстановится, а затем будет расти с той же скоростью, что в странах Европейского союза в 1970-2000 гг. (прирост на 0,23-0,24 года за 1 год). Предполагается, что темп роста у мужчин будет несколько выше, а у женщин - чуть ниже, чем в странах ЕС, так что к 2050 г. разрыв в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами не будет превосходить 10 лет. В 2050-2100 гг. продолжительности жизни будет по-прежнему увеличиваться и к концу столетия составит более 87 лет у мужчин и более 95 у женщин. При благоприятном развитии ситуации коэффициент младенческой смертности сократится до 0,4 на 1000 новорожденных (рис. 2). Но это оптимистический сценарий.

Внешняя миграция

Как отмечалось выше, эксперты ООН в своем долговременном прогнозе обошли вопрос о миграции молчанием. Российские ученые при перспективных исчислениях населения России используют два способа учета миграции, которые определяют и два варианта предлагаемого прогноза: экстраполяционный и стабилизационный.
Первый из них основан на экстраполяции нынешних тенденций динамики чистой миграции (разницы между эмиграцией и иммиграцией) в Россию, что не предполагает существенных изменений в миграционной политике государства. В данном случае сценарии прогноза различаются деталями экстраполяции в зависимости от причин сокращения миграции в последние годы. При определении верхнего предела возможных объемов чистой миграции такое сокращение оценивается как кратковременная флукутация, и предполагается, что уровень, существовавший до 1998 г., восстановится. При вычислении нижнего предела, напротив, сокращение рассматривается как закономерное и необратимое, а сам предел устанавливается на крайне низком уровне. В таком случае внешняя миграция перестанет играть сколько-нибудь заметную роль в динамике численности населения России.

 

Рис. 3. Сценарии изменения младенческой смертности на период до 2100 г. (левый график).
Рис. 4. Максимальное и минимальное количество прибывших и выбывших по экстраполяционным сценариям прогноза, тыс. человек (графики справа)


Экстраполяция тенденций миграции охватывает период до 2015 г., а далее допускается, что отношение количества мигрантов к общей массе населения останется неизменным. Результаты расчетов представлены на рис. 4.

Стабилизационный способ учета внешней миграции основан на предположении, что в результате активной миграционной политики государства ежегодные объемы иммиграции в Россию резко повысятся. При этом уровень чистой миграции позволит полностью компенсировать убыль населения, неизбежную при экстраполяционном прогнозе, и стабилизировать его численность. При таком подходе объемы ежегодной миграции определяются непосредственно в процессе прогнозирования и не представляют собой заранее заданной дискретной величины. Объем чистой миграции, необходимый для поддержания численности населения России на уровне 144 млн. человек, представлен на рис. 5.
 
Рис. 5. Чистая ежегодная миграция в Россию: фактическая в 1950-2000 гг.и по стабилизационному прогнозу на 2000-2100 гг. при разных доверительных вероятностях, тыс. человек



Рис. 6. Численность населения России: фактическая до 2002 г. и перспективная до 2100 г. по экстраполяционному прогнозу ЦДЭЧ при разных доверительных вероятностях и по прогнозу ООН, млн. человек
 
Как и следовало ожидать, при реализации экстраполяционных миграционных сценариев численность населения России будет быстро убывать. Если на начало 2001 г. она составляла 146 млн. человек, то к началу 2051 она может опуститься ниже 98 млн., а к началу 2101 г. - ниже 68 млн. человек. С повышением доверительной вероятности увеличивается и возможный разброс значений.
В соответствии с низким сценарием ООН, население России к 2101 г. сократится до 53 млн. человек, с высоким - до 116 млн., со средним - до 80 млн. (рис. 6).
Стабилизационный вариант прогноза ЦДЭЧ, предполагающий высокий уровень чистой миграции, естественно, приводит к иным результатам. Если бы он реализовался, сокращение численности населения России было бы остановлено, и на протяжении столетия она сохранялась бы неизменной.
Однако такой вариант чреват быстрым изменением состава населения России - в нем будет стремительно нарастать доля мигрантов и их потомков (рис. 7.

При стабилизационной стратегии во второй половине XXI в. мигранты и их потомки с высокой степенью вероятности составят более половины населения России.
Перспектива существенного изменения состава населения в результате миграции стоит не только перед Россией. В 2002 г. Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН был подготовлен доклад "Замещающая миграция: является ли она решением проблемы сокращения численности и старения населения?". Согласно приведенным в нем расчетам, приток мигрантов приведет к тому, что уже к 2050 г. их доля в населении развитых стран станет очень высокой.
Согласно нынешнему прогнозу, учитывающему продолжающееся в России сокращение численности населения, для его поддержания на уровне 144 млн. требуется значительный приток эмигрантов. Поэтому если бы стабилизационный вариант прогноза реализовался, доля мигрантов и их потомков в населении нашей страны уже к 2050 г. приблизилась бы к 35%.
 


Рис. 9. Возрастная пирамида населения России в 2100 г. Экстраполяционный прогноз: 1 - медиана, 2 - 20-процентный и 3 - 60-процентный доверительные интервалы
 
Рис. 10. Возрастная пирамида населения России в 2100 г. Стабилизационный прогноз:1 - медиана, 2 - 20-процентный и 3 - 60-процентный доверительные интервалы

"Возрастная пирамида" все меньше напоминает пирамиду

На численность и демографическую судьбу поколений, составляющих нынешнее население страны, очень сильно повлияли социальные катастрофы ХХ в. и их последствия. Они привели к значительной деформации возрастной пирамиды населения России, которая отражает не только влияние долговременных, эволюционных изменений, обусловленных демографическим переходом, но и воздействие относительно кратковременных пертурбаций.
Демографические потрясения пришлись в основном на первую половину ХХ в., и сегодня их влияние ослабевает. Уже к 2050 г. диспропорции между полами и смежными возрастными группами при переходе от верхней к нижней части пирамиды будут значительно менее выраженными, чем сейчас. При отсутствии социальных или природных катаклизмов к 2100 г. контур российской возрастной пирамиды станет еще более четким. Впрочем, при реализации экстраполяционного прогноза последствия демографических катастроф ХХ в. будут просматриваться даже через сто лет (рис. 9). Если же осуществится стабилизационный прогноз, они станут почти незаметными (рис. 10). 
 
Однако в любом случае примерно с 2050 г. медианы возрастно-полового распределения населения в значительной степени стабилизируются. По крайней мере, доли трех основных возрастных групп населения будут меняться весьма незначительно. После 2050 г. пожилые люди будут составлять по стабилизационному сценарию 31,3%, а по экстраполяционному - 34,7% населения.
Как уже отмечалось, при реализации стабилизационного сценария в составе населении резко повышается доля мигрантов и их потомков. Через полвека она приблизится к 35%, а через 100 лет превысит 60%. Причем их будет особенно много среди людей трудоспособного возраста - 39% и 61% соответственно. Но почти столь же высоко их число будет и среди детей - 38% и 59%. Среди пенсионеров к 2050 г. мигранты составят 28%, а к концу столетия - свыше 56%.

Численность потенциальных работников

Сегодня в России к людям трудоспособного возраста относятся прежде всего мужчины от 16 до 60 и женщины от 16 до 55 лет. Несмотря на некоторые колебания, их численность на протяжении последних 50 лет постоянно росла. Этот процесс продолжается до сих пор, но скоро прекратится. Экcтраполяционный прогноз предсказывает, что уже с 2006-2007 гг. начнется быстрое сокращение числа трудоспособных россиян. К 2050 г. их будет на 45% меньше, чем было в 2000-м, и на 20% меньше, чем в 1950-м. К 2100 г. останется около 35% от того числа трудоспособных граждан, которое было в 2000 г.
Но если бы удалось реализовать стабилизационный вариант, положение было бы иным (рис. 14).
 
Рис. 14. Численность населения в трудоспособном возрасте: фактическая до 2002 г. и по экстраполяционному и стабилизационному вариантам прогноза при разных доверительных вероятностях, млн. человек.

Сокращение численности трудоспособного населения было бы намного меньшим, хотя полностью избежать его невозможно, что связано с меняющимся возрастным составом населения. Процесс продолжался бы только до середины века, к этому времени число трудоспособных уменьшилось бы менее чем на 15% от уровня 2000 г. и достигло бы примерно показателей 1971 г., после чего наступила бы стабилизация.
Сокращение численности трудоспособных граждан и постепенное старение населения неизбежно приведет к росту демографической нагрузки на работающих. 
 

Рис. 15. Число пожилых на 1 трудоспособного: фактическое до 2002 г. и по экстраполяционному и стабилизационному вариантам прогноза при разных доверительных вероятностях

Экстраполяционный прогноз предсказывает, что за 100 лет нагрузка на работающих вырастет на 103%, а согласно стабилизационному варианту, ее рост составит 77%. Разница, конечно, заметная, но едва ли ее можно считать принципиальной. Речь в данном случае шла о возрастании количества пенсионеров. Примерно так же обстоит дело и с общей демографической нагрузкой, учитывающей пожилых людей и детей в совокупности. Ее рост будет не столь драматичным (рис. 16). Наивысших показателей она достигала в 1964-1965 гг. и составляла 818 иждивенцев на 1000 трудоспособных. По сравнению с этим уровнем к 2100 г. рост нагрузки составит 23% при экстраполяционном прогнозе и всего 13% при стабилизационном.
По сравнению же с 2000 г. нагрузка увеличится на 51% по экстраполяционному и на 38% - по стабилизационному прогнозу. Но разница между итоговыми значениями по двум вариантам прогноза не слишком велика: общая демографическая нагрузка по стабилизационному варианту в 2100 г. всего на 9% ниже, чем по экстраполяционному.


 
Рис. 16. Общая демографическая нагрузка на 1 трудоспособного (детьми и пожилыми): фактическая до 2002 г. и по экстраполяционному и стабилизационному вариантам прогноза при разных доверительных вероятностях
 
Рис. 17. Численность призывных контингентов (мужчины в возрасте 18-19 лет): фактическая до 2002 г. и по экстраполяционному и стабилизационному вариантам прогноза при разных доверительных вероятностях, в тыс.


Кто станет охранять наши границы?

Маловероятно, что до 2100 г. в России сохранится армия, основанная на всеобщей воинской повинности и массовом призыве. Тем не менее вопрос о том, как будет меняться численность молодых мужчин призывного возраста, представляется весьма важным. Уже сейчас страна испытывает трудности с комплектованием армии, хотя на данном этапе абсолютная численность призывников растет и приближается к максимальным значениям за весь послевоенный период. Однако после 2006 г. процесс прекратится и сменится быстрым сокращением. При сохранении нынешних демографических тенденций через 10 лет призывной контингент сократится примерно вдвое по сравнению с 2005-2006 гг. По экстраполяционному прогнозу, Россию ожидает его дальнейшее непрерывное и очень существенное сокращение. Уже к середине века потенциальных новобранцев станет меньше, чем в 1961-1964 г., когда в призывной возраст вступили немногочисленные мальчики, родившиеся в разгар войны. По сравнению с 2003 г. их численность сократится на 60%. К 2100 г. в России будет всего 681 тыс. молодых мужчин в возрасте 18-19 лет - меньше трети от их числа в 2000 г.

Стабилизационный прогноз указывает на совершенно иные перспективы. Быстрого сокращение числа молодых мужчин после 2006 г. избежать нельзя, ибо оно - следствие падения рождаемости в 1990-е гг. и в определенной мере - эхо более отдаленных катаклизмов. Но реализация стабилизационной стратегии могла бы впоследствии привести к удержанию численности мужчин призывного возраста на довольно высоком уровне. Если говорить о медианных значениях показателя, то в 2050 г. эта численность по стабилизационному варианту на 57% выше, чем по экстраполяционному, а в 2100 г. - в 2,4 раза выше (рис. 17).
Кто родит новых россиян?

Очевидно, что демографическое будущее страны связано с числом потенциальных матерей - женщин в репродуктивном возрасте (от 15 до 49 лет). На протяжении последних 50 лет их число в России, несмотря на некоторые колебания, в основном росло и сейчас велико как никогда. Но в самые последние годы рост прекратился, а во второй половине нынешнего десятилетия начнется сокращение числа женщин, способных иметь детей, причем по экстраполяционному прогнозу развития демографической ситуации спад будет катастрофически быстрым. К 2050 г. число потенциальных матерей в России может сократиться практически вдвое, а к 2100-му - втрое.

Реализация стабилизационного варианта позволила бы повлиять на эту динамику, резко замедлить сокращение (к 2050 г. оно составило бы не 50%, а всего 20%) и стабилизировать число потенциальных матерей, так что к концу столетия их могло бы быть в 2,5 раза больше, чем по экстраполяционному прогнозу.

Таким образом, демографическая судьба России через 100 лет в полной мере зависит от той долгосрочной политики, которую примет (или не примет) руководство нашего государства. Наша страна - неотъемлемая часть мира, и процессы, происходящие в ней, соотносятся с глобальной системой развития цивилизации. Согласно прогнозам ученых, человечество стоит на пороге демографической революции, результатом которой неизбежно станет увеличение продолжительности жизни и в то же время сокращение рождаемости, что приведет к росту демографической нагрузки на трудоспособное население. Соответственно, возникнет необходимость радикальной перестройки и повышения эффективности работы системы здравоохранения и социального обеспечения. Более того, чтобы избежать жестокого кризиса, потребуется принципиальный рост качества жизни, которое невозможно без развития экономики, культуры, науки и образования. Причем решения по данным вопросам должны приниматься не в далеком будущем, а уже сегодня. После демографической революции ожидаются существенные изменения исторических маршрутов нашей цивилизации. Дальнейшие судьбы России зависят от того, какие решения принимаются сегодня руководством страны, в том числе от его демографической политики.


1 Прогноз разработан в рамках проекта "Демографическое развитие России в глобальном контексте: анализ и прогноз", поддержанного Российским Фондом фундаментальных исследований (грант № 02-06-80242).
2 World Population in 2300. Draft. Population Division of the Department of the UN Economic and Social Affairs (DESA), 9 December 2003.

"В мире науки"