М.В. Белозёрова. Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

 
 
Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки назрела давно. Одно из направлений программы по совершенствованию содержания и структуры образования – поиск путей к безотметочному обучению в начальной школе. Возможно ли оно, если и дети, и родители «хотят отметок»?

Выдающимся практиком и теоретиком безотметочного обучения является Ш.А. Амонашвили. Он занимается этой проблемой уже более 25-ти лет. По его наблюдениям, а также, по мнению большинства учителей начальной школы, все дети с радостью идут в первый класс. Но по целому ряду причин (способности, здоровье, уровень подготовки, психологические особенности ребенка) они по-разному усваивают учебный материал и, соответственно, имеют разный уровень успеваемости.

Поэтому, по словам Амонашвили, отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой». Показателен в этом плане и социальный портрет оценки, выраженной в баллах, т.е. отметки:
? торжествующая пятерка;
? обнадеживающая четверка;
? равнодушная тройка;
? угнетающая двойка.

Современная традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования  у обучающихся оценочной самостоятельности.
Она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Система оценивания затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого учащегося; учителю приходится лавировать между фиксацией результатов ребенка по определенным нормативам и фиксацией успешности данного ребенка по сравнению с ним самим.

Система оценивания является малоинформативной. Учителю и учащимся трудно определить направления дальнейших усилий – над чем надо еще поработать, что улучшить.
Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Нередко отметочная система является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей.
Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие – к ухудшению физического здоровья школьников.

Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают, что в этих классах:
? выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;
? ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения);
? задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер.

Таким образом, при умелой организации безотметочного обучения в начальной школе в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя.
Возникает противоречие между существующей системой оценивания школьников и требованиями к современной начальной школе в широком смысле слова. Отмена отметок по пятибалльной системе вытекает из задач, поставленных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, предполагающей разработку новой модели начальной школы. Ее главной чертой становится переход от получения знаний в готовом виде к их «добыванию» самими учащимися. Поэтому отметка в баллах непригодна для младших школьников, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка, а не отметка должна отражать процесс продвижения и успешность ребенка, а не уровень, достигнутый им на данный момент времени.

Переход на безотметочное обучение затрагивает очень важные проблемы и ставит новые задачи перед школой и семьей, такие как:
? профессиональный рост учителя;
? формирование иного взгляда родителей на оценку и успехи своих детей.

Многое уже сделано для перехода на безотметочное обучение, а именно:
? давно существуют задекларированные идеи о переходе на безотметочное обучение;
? создана нормативно-правовая база безотметочного обучения;
? разработаны технологии оценки учебных достижений школьников.

Как известно, учебная деятельность – ведущая в начальной школе. Это значит, что если она не начнет формироваться в этот период, то потом может не появиться вовсе. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование основной структуры учебной деятельности. Это время по построению формы учебной деятельности, фундамента потребностей и способностей к самоизменению младших школьников.

Для полной сформированности учебной деятельности необходимо 5 – 6 лет; ее формирование заканчивается к 8 – 9 классу. Самоконтроль и самооценка (по Д.Б. Эльконину) – это совокупность изменений, направленных на коррекцию и совершенствование собственной учебно-познавательной деятельности учащегося и его рефлексивной позиции.
 
Выделяется 5 комплексных умений самоконтроля и самооценки в условиях безотметочной системы обучения:
1. Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности.
2. Умение планировать и конструировать процесс своей учебно-познавательной деятельности.
3. Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
4. Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность и ее результаты с выходом в рефлексивную позицию.
5. Умение корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность.
 
 
Решение проблемы оценивания учащихся начальной школы тесно связано с формирования контроля и самоконтроля, с обучением самооценке. По мнению А.Б. Воронцова «с самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться».

Д.Б. Эльконин утверждает, что для становления адекватной самооценки ребенка мало изъять из учебного процесса отметку, необходимо изменить содержание и всех остальных компонентов образовательного процесса. Нужно понять, что это не обучение традиционного типа, из которого изъяты отметки.
Данный тип обучения – развивающий – сложился в России в результате экспериментов под руководством таких ученых как Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, которые практически доказали теоретические положения Л.С. Выготского о том, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой.

Во многих школах нашего района есть классы, работающие по системе развивающего обучения. Часто при традиционном обучении учителя фрагментарно используют методические приемы системы развивающего обучения. Все первые классы уже работают по безотметочной системе обучения.
В гимназии № 1 работу по безотметочному обучению младших школьников начинали учителя, работающие по психолого-педагогической системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и сотрудничающие с Лабораторией гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили при НГПУ.

Обучение строится на содержательно-оценочной основе, т.к. содержание оценки:
? развивает и формирует оценочную деятельность детей,
? делает образовательный процесс гуманным и направленным на личность ребенка;
? развивает сотрудничество между учителем и ребенком,
? закрепляет между ними взаимопонимание и доверие.

А личностному подходу содержание оценки способствует то, что учитель учит детей содержательной оценочной деятельности и прививает им сугубо личностные качества, о которых говорил Д.Б. Эльконин, умения оценки и самооценки, само- и взаимоконтроля, самостоятельности в познании.

Творческой группой учителей определены и прорабатываются ключевые вопросы безотметочного обучения:
? что оценивать;
? как оценивать;
? что учитывать в процессе оценивания.

Работа ведется с учащимися, их родителями и учителями, которые хотят работать по данной технологии. В своей работе по становлению содержательной самооценки учителя руководствуются принципами безотметочного оценивания, разработанными Г.А. Цукерман.

В настоящее время определены средства оценивания знаний, умений и навыков учащихся. Официально безотметочное обучение введено в гимназии в первых классах и I четверти во втором классе. Но, используя систему балльного оценивания во 2 – 4-х классах, учителя стараются переосмыслить ее суть – наполнить балл (отметку) содержанием, организовав развернутую систему оценочных взаимоотношений учителя и ученика.

Полученная таким образом учеником балльная отметка свидетельствует не только об уровне ЗУНов ребенка, но и является свидетельством вдумчивой и кропотливой работы ученика и учителя по формированию критериев оценивания собственной деятельности, определению границ собственного знания и прогнозированию будущих успехов.

Возможность для самооценивания мы предоставляем детям уже с первых дней обучения. Выполнив задание по математике, письму, ребенок оценивает красоту получившегося узора, правильность написания элементов букв и т.д., для чего на полях тетради напротив нужной строки на вертикальной черте, линеечке или шкале успехов ставит точку; высота ее расположения свидетельствует о его самооценке. Во время проверки работы учитель может либо согласиться и обвести кружком эту точку, либо не согласиться и расположить свой кружок выше или ниже на этой оценочной шкале.

Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской. Примерно к концу I четверти в классе намечается тенденция к более адекватному детскому самооцениванию.

Если учитель целенаправленно работает над этой проблемой, то младший школьник научится не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать для себя возникшую трудность, но и анализировать ее причину.
 
Существует еще один способ оценивания деятельности и личности младшего школьника. Это «хорошие слова» или комплименты.  Этот прием хорошо известен учителям начальной школы и широко ими используется. Комплимент нормирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При этом похвала учителя должна быть заслуженной и пропорциональна достижению ребенка.

Как же научить ребенка оценивать свои возможности, узнавать о своем «незнании»? Первым шагом могут стать задания по различным учебным предметам с недостающими данными. С помощью таких заданий учитель обучает детей «умному спрашиванию», построению предположений.
Например, детям предлагается ряд задач, часть из которых имеет конкретное решение, а другая часть, лишь внешне похожая на первую, такого решения не имеет. На вопрос таких задач можно либо «умным» вопросом, либо утверждением, что эту задачу решить невозможно.
В ситуации, когда ученик понимает, что известным способом задача не решается, для первоклассника достаточно просто констатировать этот факт, для второклассника выход за границы незнания проявляется в его способности задать учителю вопрос с требованием доопределить задачу, т.е. добавит данные, более четко сформулировать вопрос.

В 1– 2-х классах существуют специальные уроки, где детей учат такому «умному спрашиванию», создают проблемные ситуации; в 3 – 4-х классах эти ситуации становятся неотъемлемой частью любого урока. Для школьников становится ценным само спрашивание, поиск путей решения подобных заданий.
В своей работе мы используем ретроспективную и прогностическую самооценку. Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы; она проще прогностической, поэтому формирование самооценки следует начинать с нее.

Первым шагом в этой работе является собственная оценка проверенного учителем задания, в котором ошибки уже исправлены. Получив тетрадь, ученик на вертикальной черте (шкале успеха) отмечает точку, соответствующую его самооценке. Чем выше точка, тем выше уровень самооценки.

Следующий шаг – самооценка ребенка до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю. В проводимых проверочных работах таких шкал, на которых дети оценивают себя, обычно бывает несколько. Каждая из них выбирается и обсуждается в классе. Ученики самостоятельно называют наиболее значимые для них аспекты данной работы (например: безударные гласные в корне слова, безударные личные окончания глаголов и т.д.) и отмечают предполагаемый уровень качества выполнения каждого конкретного задания.  Дети, активно участвующие в обсуждениях по поиску вариантов решения различных заданий, оценки правильности своих действий, задающие «умные вопросы», высказывающие собственные гипотезы, отдельно оцениваются учителем (не всегда отметкой). Их имена заносятся в специальный «Дневник личных достижений», либо в классный «Дневник успехов».
В классный Дневник успехов заносятся не только учебные достижения школьников. Особо отмечается творческая и поисковая деятельность, «именные открытия». За прошедшее время Дневник успехов приобрел особую популярность у ребят и их родителей, т.к. является своеобразной летописью их достижений.

Таким образом, исполнительская и поисковая, творческая активность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности оценивается по-разному, но одинаково достойно. 
Вернемся к самооцениванию школьников. Прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагать детям оценить себя возможно только тогда, когда ретроспективная самооценка ими осознана, адекватна и дифференцирована.
Возможны два варианта такого самооценивания:
? ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;
? ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз – после учительской проверки.

До выполнения работы учитель с детьми обсудил уровень сложности каждого задания, были выведены баллы за каждый этап работы. После учительской проверки ученики оценили собственные успехи, используя шкалу успеха, определили задачи на будущее (в устной форме).
Оценке подлежали: решение примеров, текстовой задачи, уравнения. Была дана оценка за общее впечатление от работы.
Основной смысл прогностической самооценки заключается в том, чтобы научить ребенка правильно рассчитывать свои силы.

Так на уроке литературного чтения до проверки домашнего задания учитель предлагает ребенку отметить в таблице буквой предполагаемую оценку своей внимательности, с которой они читали текст, заданный на дом. Затем следуют вопросы учителя или одноклассников по содержанию текста. После фиксации результатов опроса детям предлагается повторно оценить себя и занести результат самооценки в таблицу. В заключение этой работы учитель выставляет в таблицу свою оценку, соглашаясь или не соглашаясь с мнением ученика, при этом учитывается ученическая самооценка, его личные возможности, индивидуальный рост.

Данный вид работы рассчитан на достаточно долгий период. В результате ее самооценка большинства учащихся стабилизируется, становится адекватной.
Большое внимание уделяется формированию прогностической самооценки при работе в группах.
В целом, ретроспективное и прогностическое само- и взаимооценивание помогает ребенку более объективно и осознанно относиться к выставленному учителем итоговому баллу. Учитель же, выставляя такие баллы, оценивает каждого ученика индивидуально, учитывая его самооценку, личные возможности и индивидуальный рост.

Необходимость и важность проводимой работы в данном направлении разъясняется на родительских собраниях. В конце учебной четверти или полугодия родителям выдается составленная по 10-балльной шкале характеристика, которая дает точное представление о личностном росте ребенка: его работоспособность, активность на уроке, мотивация к учебе, уровень овладения учебным материалом, взаимоотношения с одноклассниками и т.д. Характеристика позволяет родителям оценить успехи ребенка и при необходимости вместе с учителем определить пути решения возникающих проблем.
Работа по оценочной деятельности младших школьников в условиях перехода на безотметочное обучение ведется в начальной школе гимназии № 1 уже достаточно давно. Сотрудники психологической службы гимназии отмечают, что в классах, где ведется эта работа, детям легче принять справедливость учительской отметки, оценки своих одноклассников, поскольку они на практике знают, из каких составляющих она складывается.

Таким образом, содержательная оценка необходима для того, чтобы сформировать и развить оценочную деятельность младших школьников, обучить их само- и взаимоконтролю, сделать образовательный процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это условие и результат сотрудничества между учителем и учащимися, закрепление взаимопонимания и взаимодоверия. А переход на безотметочную систему обучения возможен только там, где существуют отношения доверия между учащимися, учителями и родителями.

В одиночку за реформирование системы оценивания браться не стоит. Задача построения технологии безотметочного обучения по силам только коллективу всей школы, включая и основную, и старшую. Начиная работу по этой проблеме в первом классе, необходимо иметь перспективу движения в этом направлении на последующих этапах образования. Безотметочная система обучения – лишь первый шаг в решении задач, поставленных перед обновляющейся школой в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
 
 
М.В. Белозерова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ гимназии № 1