Н.В. Воронина. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 
 
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. 

На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – единственный экологический вид на Земле, который  в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающего прогресса, когда  разум людей  достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами – как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Ученые-экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии,  не решат глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с  природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающих  контактов не уберечь.

Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, возможно возродить воспитанием и образованием.
Для успешного экологического образования и воспитания населения необходимы непременные условия: во-первых,  общество должно быть готово усвоить экологические идеи и знания; во-вторых – необходима соответствующая литература, пособия по экологическому воспитанию и образованию; в-третьих, необходима качественная экологическая подготовленность  педагогов любой специализации., именно педагогов, как основных людей, которые организуют своей деятельностью передачу всего накопленного человечеством опыта молодому поколению.

Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому, особая и значимая роль  в экологическом воспитании и образовании принадлежит преподавателю начальных классов.

В рамках МОУ СОШ «Перспектива» проблема экологического воспитания и образования является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей.
Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время. На начальном пороге обучения  детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы, как ближайшем окружении самого ученика и это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.

Стоит отметить, что каждый учебный предмет вносит определенную лепту в реализацию задач экологического воспитания ребенка, однако ни для одного предмета, будь то математика, родной язык или музыка, эти задачи не являются главными. «… Обучение может порождать какие-то качества личности, но не воспитывать, если мы не организуем его так, чтобы оно было направлено на получение воспитательного эффекта, заданного как цель» - констатирует в своих трудах И. Я. Лернер. Это призывает выработать определенную систему в работе по экологическому воспитанию детей. И хотя в учебном плане работы МОУ СОШ «Перспектива» нет предмета «Экология», определенная система работы по экологическому воспитанию существует и, как показывает практика, имеет хорошие результаты. Работа по экологическому воспитанию детей нашла в отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях, а также участии детей в городских экологических турнирах. Вся деятельность по экологическому воспитанию поддерживается, переплетается с задачами, поставленными на других уроках – литературного чтения, музыки, трудового обучения, математики, окружающего мира. Здесь все зависит от мастерства педагога, который поставленные воспитательные цели взаимообуславливает, конкретизирует, «вплетает» в канву других уроков, привлекает к творческой деятельности детей, тем самым прочно закрепляет полученные раньше экологические знания. Главной и неотъемлемой составляющей экологического воспитания и образования младшего школьника является определенная выработанная система занятий.

Системный подход по экологическому воспитанию детей позволяет:
? установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;
? обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы (как внутри начальной школы, так и  со средней школой);
? создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;
? расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;
? углубить теоретические знания в области экологии;
? формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки;
? обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом работа по экологическому воспитанию позволяет реализовать воспитательный, образовательный и развивающий  потенциал природоведческих знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

Перечисленное фактически характеризует функции экологического воспитания младших школьников в условиях МОУ СОШ «Перспектива», которые в обобщенном виде могут быть представлены в следующем виде:
Образовательная – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественно-научных, обществоведческих, исторических, экологических понятиях.
Развивающая – осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника.
Воспитывающая – социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств, формирование элементарной экологической культуры, формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма и гармоничным взаимодействием с природой, обеспечение элементарной эрудиции ребенка, его культурного фонда.

Исходя из этого, принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий, такие как создание экологических троп в ближайшем парке, исследовательская деятельность, сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, фотографирование, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных,  выяснение с детьми, занесено ли то или иное животное в Красную книгу  и многие другие виды деятельности.

Мы считаем, что большую роль в экологическом воспитании младших школьников играет усиление роли занятий, которые проводятся вне класса (на пришкольном участке, в парке, учреждениях культуры, биологическом кабинете и т. п.). Роль занятий по экологическому воспитанию на классных часах в условиях школы  также меняется: из формы организации вербального накопления знаний они становятся средством применения, обобщения и систематизации представлений, полученных чувственным путем.

Структура занятия представляет собой несколько частей, то есть включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей, что является важным условием. Например, беседа, игра, конструирование или изобразительная деятельность, рассказывание, или просмотр отрывка фильма на экологическую тему, игра, или рассматривание иллюстраций, рассказ учителя, игра, и т. д.

Как видно из приведенного примера, обязательной структурной единицей занятия по экологии является игра (преимущественно ролевая) и продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая, проведение опытов). Необходимость проведения ролевой игры определяется тем, что эта деятельность остается для младшего школьника актуальной и связывает ведущую деятельность предыдущего периода развития – игровую  с ведущей деятельностью  периода обучения в начальных классах – учебную. Кроме того, в процессе ролевой игры осуществляется развитие психического процесса, особенно важного для начального этапа обучения, - воображения.

Введение заданий,  основанных на моделировании, изобразительной деятельности, определяется тем, что обучение экологическим знаниям должно строиться с учетом характера мыслительной деятельности каждого ребенка в отдельности. Учитель в данном случае проверяет не технику рисования, не умение вырезать, склеивать и т. п., а умение применять полученные знания в нестандартной ситуации (построение модели, схемы, рисунка). Для младшего школьника, как показывает  практика, особенно актуальны два способа передачи своего отношения к полученной информации – рисунок и слово. Эта возможность и предоставляется учащимся  на занятиях по экологическому воспитанию и образованию.

В образовательном пространстве МОУ СОШ «Перспектива» экологическое воспитание и образование выстраивается, прежде всего, в соответствии с особенностями местных природных и социальных явлений, в последующем постепенно знания расширяются до уровня рядом расположенных областей, края, страны, далее – выход за рамки своей родины. Так постепенно происходит знакомство учащихся с проблемами экологии других стран, а вообщем, единого для всего человечества дома – планеты Земля. Каждый преподаватель начальных классов определяет по собственному усмотрению последовательность изучаемых на экологических занятиях тем. Так, например, прежде всего детям предлагается серия занятий  по выяснению, что такое экология. В данном разделе учащимся даются знания об организме и окружающей среде, о связи между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Дается, выясняется простейшая классификация экологических связей между живой и неживой природой, связей внутри живой природы; разъясняется сущность и значение экологии на основе различных примеров.

Далее в процессе разнообразной практической деятельности дети учатся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. Выявляются наиболее характерные отличительные признаки схожих видов. Объяснение учителем или самостоятельный поиск ответа на вопрос о происхождении названий некоторых видов животных, или растений. После чего проводятся занятия по упражнению (в том числе и игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных. Когда дети станут хорошо ориентироваться в полученных знаниях, можно начинать работу по знакомству с живыми существами, которым угрожает исчезновение, после чего детям предлагаются занятия по изучению способов охраны природы: знакомство с существованием охраняемых природных территорий – заповедниками, заказниками, национальными парками; знакомство с памятниками природы, ботаническими садами, зоопарком, как местами сохранения и размножения редких видов животных и растений; с помощью видеофильмов организация путешествий по заповедникам нашей страны.

Так постепенно занятия по экологическому воспитанию и образованию расширяются – это  выяснение роли неживой природы в жизни человека; пополнение знаний о разнообразии живой природы;  изучение почвы; изучение экологических связей в живой природе; открытие мастерских (изготовление кормушек, домиков для птиц); выявление связей между состоянием природы и здоровьем человека; обсуждение примеров экологических катастроф и т. д.

В заключении стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста, обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании  достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах.
 
Литература:
1. Биология охраны природы. М.: Мир, 1983.
2. Гумилев Л. Н. Энтогенез и биосфера Земли. М.: «Владос», 2001.
3. Экологические очерки о природе и человеке. М.: Прогресс, 1988.

Н.В. Воронина,  учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ «Перспектива», г. Новосибирск