Л.В. Понкратова. Обновление содержания дошкольного образования в рамках взаимодействия ДОУ и школы


Обновление содержания образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения кардинально новых форм.

Дошкольное учреждение сегодня рассматривается как социально-образовательная система в инфраструктуре района, которая может решать задачи социальной и педагогической компенсации условий для полноценного развития личности каждого ребёнка, разновозрастного сотрудничества, социально-педагогической работы с семьёй, организации семейного культурного досуга, медицинского просвещения, оказание психологической помощи, педагогического родительского всеобуча.

Такие подходы придадут педагогическому процессу целостный, последовательный характер только тогда, когда проблемы дошкольного и начального общего образования будут решаться не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие детей, полученное в дошкольном образовательном учреждении. А это возможно при условии взаимодействия и сотрудничества всех участников педагогического процесса: педагоги, дети и их родители.

Современное образование должно обеспечивать комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения. Камнем преткновения на пути гармоничного развития каждого ребенка является отсутствие преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. Нужно отметить, что в настоящее время в построении преемственности между различными звеньями образовательной системы сложилась парадоксальная ситуация, когда низшее, предшествующее звено вынуждено приспосабливаться к последующему, высшему.

Любой, кто берется исследовать проблему преемственности, непременно заметит: «Тема очень сложная». А казалось бы, что в ней сложного? Известно, что «гладкой» преемственности в развитии человека не бывает, и любой переход в новое состояние, даже самый приятный  - это всегда стресс. Поскольку без стрессов обойтись невозможно, надо попытаться «сделать» их менее вредными и более полезными для развития.

Для учителя начальных классов все просто: преемственность – это наличие у ребёнка перед поступлением в школу определённых знаний и навыков. И только. Психологическая готовность, желание ребёнка учиться и познавать новое, общаться со сверстниками для него несущественны. И это понятно, так как основным показателем работы учителя является отметка. Какова отметка – таков и ученик. Перед большинством учителей ребёнок не предстает целостной личностью.

Для воспитателей дошкольных учреждений преемственность – забота о том, чтобы к детям, когда они придут в школу не было никаких претензий.         Если исходить из определений преемственности, представленных в различных словарях, то можно сказать, что преемственность – это идущий в порядке последовательности процесс, основанный на переходе чего-либо непосредственно от одного к другому. На ступени «дошкольное образовательное учреждение – начальная школа» мы имеем следующее. Начальная школа должна обеспечить максимально комфортный переход детей от модели воспитания, образования и развития, предлагавшейся в дошкольном учреждении, к учебной, школьной модели. Главной целью является плавное замещение форм работы с детьми при переходе из детского сада в школу и учет тех достижений, которых они смогли достичь на ступени дошкольного образования.

В связи с разработкой концепции непрерывного образования слово «преемственность» приобрело новую актуальность. Однако что мы вкладываем в это понятие: стыковку программ? Реализацию единого стиля обращения с ребенком? Представление о жизни ребенка как некоем социально-психологическом целом? Чаще всего проблема преемственности возникает как проблема взаимонепонимания между педагогами дошкольного образования и педагогами начальной школы.

Жизненные радости ребенка подготовительной группы детского сада сопровождаются тревогой взрослых: как сложится его дальнейшая школьная судьба? Эта тревога передается детям-дошкольникам. Детям подготовительной  к школе группы был задан вопрос: Хочется ли тебе идти в школу? Анализ результатов пороса показал следующее: из 45 детей – 35% хотят идти в школу (привлекает внешняя атрибутика, желание быть старше, много знать), 65% - отрицательно.

На вопрос «Для чего нужно учиться в школе?»  дети дали следующие ответы:
? чтобы много знать,
? чтобы быть отличником как сестра,
? иметь много друзей. 

Образовательная среда школы коренным образом отличается от образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, и не только тем, что в детском саду кормят вкуснее и туалеты там чище. В школе – совершенно иная организационная культура, к сожалению, менее индивидуализированная. У ребенка не будет персонального шкафчика, кровати, полотенца и правила жизненного распорядка здесь строже, нормативы поведения более стандартны. Образовательная среда школы представляет собой совокупность менталитета педагогов, истории и традиций школы. На все это накладывает свой отпечаток окружающая социальная микро-макросреда. Ситуация перехода ребенка из детского сада в школу осложняется тем, что существует огромный разрыв между высокими достижениями выпускников детского сада и теми требованиями которые предъявляет школа (особенно инновационная, престижная, поступающим на обучение детям.)

Будут ли учителя наконец учитывать то, что и мы, дошкольники, работаем с детьми, обучаем их чему-то?

За последнее время в нашем районе значительно расширилось видовое разнообразие действующих садов, сегодня это: детские сады общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития (№ 22, 23, 34); детские сады комбинированного вида (№ 451, 484); детские сады «Центр развития ребёнка» (№ 42, 117, 376, 486, 495), в детских садах № 451, 484 открыты группы кратковременного пребывания для детей от 2- 7 лет, детский сад  № 135 для детей с нарушением речи. Спектр дополнительных услуг, оказываемых дошкольными учреждениями сегодня разнообразен -  по физическому воспитанию – ЛФК, спортивная аэробика, художественная гимнастика, ритмика (заключены договоры о сотрудничестве с ДЮСШ № 3 Олимпийского резерва), лечебное плавание, массаж, гидромассаж (№ 451, 484, 495, 117, 34, 376), художественно-эстетическому – работают студии изобразительной деятельности, кружок «Умелые ручки», вокально-хореографические студии (ДОУ № 17, 22, 484, 421, 451), школа юного шахматиста (ДОУ № 484,451,421) совместное сотрудничество с домом детского юношеского творчества. Такая сеть дошкольного образования в районе дает реальную возможность родителям в выборе типа, вида, режима работы дошкольного учреждения, получения дополнительных услуг по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому направлениям содержания дошкольного образования и предполагает развитие ребёнка.

 Вариативность образовательных программ, обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию педагогического процесса. Педагогический процесс в дошкольных учреждениях района строится на основе комплексных программ: «Детство» (№ 451, 22, 23), «Школа 2100» (№ 42, 421, 484, 486), «Программа воспитания и обучения в детском саду». Кроме комплексных программ в ДОУ используются парциальные программы по различным направлениям развития ребёнка – экологическому, познавательному, ОБЖ., правовому воспитанию. Внедряется в работе с детьми метод проектов.

Стыковка программ и обучающих методик возможно и необходима. Ведь учителю в 1-м классе надо на что-то опираться! Он не может делать вид, что передним сидит не ребенок, а чистый лист бумаги. Причем преемственность на наш взгляд должна осуществляться не только на уровне учебных знаний и умений, но и навыков поведения, самообслуживания, саморегуляции.
Более того, детский сад ведь не просто дает знания. Он выстраивает, формирует детское мировоззрение. Как же учитель может это игнорировать! Культура поведения на уроке тоже закладывается на занятиях в детском саду: как надо слушать, как грамотно и правильно отвечать.

А что касается альтернативных детскому саду учебных центров, групп раннего развития по подготовке к школе, то они наносят больше вред, так как на их базе проходят подготовку организованные дети из дошкольных учреждений, а не неорганизованные. Они дублируют программы дошкольного учреждения, дают опережающие знания, которые ребёнок должен был бы получить только в первом классе. Сегодня это 25% детей, посещающих подготовительные курсы, в 2006 году 30%.  Кроме этого современные родители плохо понимают своих детей, мы можем сколько угодно рассуждать о недопустимости подготовки к школе в том виде, в котором мы с ней сейчас сталкиваемся, о том, что не надо учить детей писать и читать.
Но мы ведь действительно зависим от школы! Позиция школы порождает у родителей своеобразную моду, на подготовку ребенка к школе. Школа для родителей это важно, а детский сад – это проходной, незначимый этап. Родители, приводя ребенка в школу на занятия, не задумываются, что ребенок испытывает большие перегрузки, т.к. в детском саду у него тоже были занятия, пусть в игровой форме, но требующие умственной, физической активности, а ему без организации сна еще необходимо сидеть на подготовительных курсах. А мы говорим о сохранности здоровья детей. Такая подготовка не снимает проблем, которые могут возникнуть у ребенка в школе, а наоборот, может сформировать новые проблемы из-за нерациональной организации занятий, несоответствия требований, неадекватных задач, которые ставятся перед дошкольниками. Не в высшие же учебные заведения мы их готовим, они должны прожить свое дошкольное детство полноценно, они должны наиграться. Только в рамках развитой игровой деятельности у детей формируются начала деятельности учебной. Школа не должна принимать на подготовительные курсы детей, посещающих детский сад.  И надо ли потом удивляться, что ребёнку неинтересно учиться в школе и его познавательная активность падает? И тем самым обесценивается значимость детского сада, успехи детей, получается, что детский сад плохо подготовил к школе. Не надо учите его раньше времени считать, писать и говорить по-английски, и проблем не будет! С ребенком необходимо работать постоянно. Прежде всего эта работа должна быть индивидуальной, учитывающей особенности развития и возможности ребёнка.

В разговоре о преемственности необходимо затронуть проблему педагогических кадров. Сегодня в районе работает 314 педагогов дошкольного образования, имеющих высшее и среднее специальное образование. Из них 200 имеют высшую и первую квалификационную категорию. Детские сады района принимали участие в работе Сибирской ярмарки, где были представлены материалы из опыта работы. Детский сад  № 495 получил малую Золотую медаль за разработку проекта по организации клуба молодых родителей. Участвовали в городском конкурсе учебно-методических материалов «Образование – взгляд в будущее города», детский сад № 451 был награжден дипломом и надо учесть то, что в этом конкурсе нет отдельных номинаций для дошкольников и вместе с тем детский сад стал лауреатом. Детский сад № 42 Центр развития ребёнка принимал участие в городском конкурсе «Детский сад года 2007», за номинацию «Я - человек» был награжден дипломом. После долгого перерыва по инициативе филиала ГЦРО в апреле месяце был проведен конкурс «Воспитатель года» победителями стали детский сад № 484, 451, 421, награждены дипломами детские сады № 135, 495. Сегодня в районе организован совет руководителей.

Центральным филиалом ГЦРО создан  сайт, на котором размещены страницы дошкольных учреждений, информация об их развитии.

Многие детские сады совместно со школами пытаются найти точки соприкосновения – через организацию для детей подготовительных групп экскурсий в школу, посещение школьной библиотеки – детские сады № 451, 421, 495, 42, 376, 117,  школы № 156, 12, 29, гимназия № 13, экономический лицей. В марте 2007 года на базе детского сада № 484 был проведен семинар-практикум по программе «Школа 2100», формирование элементарных математических понятий у дошкольников, на этой встрече присутствовали учителя школы № 156.  Разговор был интересный, конструктивный, были предложения от школы о сотрудничестве. Но все это не является преемственностью в полном смысле, это одна из форм взаимодействия, сотрудничества. С целью более легкой адаптации детей к школе.

Последние годы в дошкольных учреждениях осуществляется психолого-педагогическое сопровождение развития каждого ребенка на этапе перехода из дошкольного детства к школьному обучению. Как следствие, большинство детей, поступающих в школу, имеют хороший уровень готовности к обучению, дети поступают в гимназии № 1, 13, 10, экономический лицей, школы № 156, 29, 12. Мы отслеживаем успехи наших выпускников и нам приятно, когда каждый год 1 сентября они приходят к нам, чтобы поделиться своим праздником.

Практика преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Школа, как преемник дошкольной ступени образования должна строить свою работу на основе тех достижений ребенка –дошкольника, которые он достиг в детском саду. У каждой ступени  образования свои приоритетные задачи, если детский сад обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, школа совершенствует достижения дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств. Но чтобы это произошло, необходимы новые формы сотрудничества – проведение круглых столов, мастер-классов, семинаров, взаимопосещения, совместное проведение педагогических советов. Эта работа должна проходить на уровне целей и задач развития образования района.

Организация преддошкольной подготовки с целью создания равных стартовых возможностей должна быть организована для неорганизованных детей.

Потенциал у педагогов дошкольного образования нашего района высокий, но вместе с тем есть ряд проблем:
 - Переукомплектованность дошкольных учреждений.  Сегодня в дошкольные учреждения ждут очередь большое количество детей. Большинство это от 1,5 – 3 лет. Мы говорим о том, что детям должно быть комфортно в детском саду. И педагоги делают все, чтобы детям действительно было комфортно, но при большой перегруженности групп это очень сложно.
- Кадровое обеспечение. Сегодня в дошкольные учреждения не идут работать молодые специалисты, нет материальной заинтересованности, проблемы с жильем, идет отток кадров -  это препятствует выполнению системой дошкольного образования той важной социальной роли, которая возложена на нее изначально. Необходимо рассмотреть и решать проблему кадрового обеспечения, чтобы впоследствии не превратить детские сады в сады присмотра и ухода, а не развития ребенка.
Есть хорошее древнее изречение: «Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». И задача педагогов - этот факел зажечь.
 
 
Л.В. Понкратова,  заведующая МДОУ № 484, руководитель первой  квалификационной категории, г. Новосибирск