Поляков С.Д., Петренко Е.Л. АЗРАБОТКА ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Новая ситуация с оплатой деятельности классного руководителя может привести к росту результативности и эффективности их деятельности только при реализации ряда условий:
• обучение классных руководителей эффективным способам работы;
• методическое обеспечение деятельности классного руководителя;
• обеспечение администрацией школы организационно-управленческих условий результативной деятельности классных руководителей.
Последние, организационно-управленческие, условия, на наш взгляд, являются ключевыми.
Главным организационно-управленческим условием, позволяющим использовать новую ситуацию с оплатой классного руководителя для повышения эффективности воспитательной деятельности в образовательном учреждении, является разработка на основе согласования интересов администрации и классных руководителей внутришкольного нормативного документа о классном руководстве и его последующая последовательная реализация.
• обучение классных руководителей эффективным способам работы;
• методическое обеспечение деятельности классного руководителя;
• обеспечение администрацией школы организационно-управленческих условий результативной деятельности классных руководителей.
Последние, организационно-управленческие, условия, на наш взгляд, являются ключевыми.
Главным организационно-управленческим условием, позволяющим использовать новую ситуацию с оплатой классного руководителя для повышения эффективности воспитательной деятельности в образовательном учреждении, является разработка на основе согласования интересов администрации и классных руководителей внутришкольного нормативного документа о классном руководстве и его последующая последовательная реализация.
Цель данных методических рекомендаций - задать администрации школы ориентиры в разработке такого документа (именуемого далее Положением о деятельности классного руководителя в образовательном учреждении).
Основания для разработки
• Трудовой кодекс (ТК) РФ (ст. 130), Закон РФ «Об образовании», Устав и концепция деятельности школы.
• Приказ № 2! Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г и Приложение к нему.
• Нормативное денежное вознаграждение за деятельность классного руководителя (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации).
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
1.1. Положение о деятельности классного руководителя разрабатывается и утверждается в образовательном учреждении.
1.2. Уровень сложности работы классного руководителя, предположительно, приравнивается к уровню сложности работы учителя-предметника. Это предположение означает, что возможное нормативное время работы классного руководителя - 7-10 ч в неделю непосредственной работы со школьниками и их родителями (0,4-0,6 от ставки учителя). Расчет произведен из соотношения оплаты классного руководства и оплаты за преподавательскую деятельность учителя.
2. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1. Общие положения.
2.2. Ценности и цели воспитания в образовательном учреждении.
2.3 Функции классного руководителя (формулируются с использование Приложения к Приказу № 21 Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г.)
2.4. Сферы деятельности классного руководителя.
2.5. Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя.
2.6. Формы документации классного руководителя.
2.7. Виды сверхнормативной деятельности и формы их оплаты.
2.8. Полномочия классного руководителя.
2.9. Полномочия администрации в отношении деятельности классного руко-водителя (оценка и контроль, создание условий для деятельности).
2.10. Порядок принятия Положения.
3. МОДЕЛЬ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
(Модель носит ориентировочный характер, указывая возможное общее для разных школ содержание Положения и пункты, которые наполняются содержанием, исходя из условий учреждения. В соответствующих местах текста стоит многоточие.)
3.1. Общие положения.
3.1.1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу классного руководства в образовательном учреждении.
3.1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от работы в устаноленном порядке приказом директора из числа основных сотрудников общеобразовательного учреждения, имеющих среднее специальное или высшее образование. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, работающего в данном классе, с соответствующей доплатой за дни замены.
3.1.3. Классный руководитель- центральная фигура в организации школьного воспитания.
3.1.4. Классный руководитель стремится строить в классе воспитывающие отношения, влияя на них через организацию различных видов деятельности, создание условий для индивидуального позитивного проявления учащихся и помощь школьникам в решении их учебных и жизненных проблем.
3.1.5. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора образовательного учреждения, курирующий организацию воспитательного процесса.
3.1.6. Классный руководитель в своей работе руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка, уставом образовательного учреждения, настоящим Положением и нормативами учета рабочего времени, утверждаемыми директором образовательного учреждения.
3.1.7. Оплата за классное руководство осуществляется в установленном для образовательных учреждений порядке.
3.2. Ценности, цели и содержание воспитания в образовательном учреждении. (Содержательная сторона воспитывающей деятельности классных руководителей определяется в каждой школе исходя из наличных воспитательных ресурсов и педагогических ориентиров: ценностей, миссии, целей школы.)
3.2.1. Основные воспитательные ценности школы: ...
3.2.2. Главные цели воспитания в школе: ...
3.2.3. Задачи деятельности классных руководителей в школе: ...
3.3. Функции классного руководителя. (Формулируются с использованием Приложения к Приказу № 21 Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. с поправкой на особенности и условия образовательного учреждения.)
3.4. Сферы деятельности классного руководителя.
3.4.1. Непосредственное педагогическое взаимодействие с детьми. Классный руководитель:
• организует жизнедеятельность классного коллектива;
• создает...........................................................;
• помогает.........................................................;
• развивает.........................................................;
•
3.4.2. Организационная непедагогическая работа с детьми:
• организует дежурство по классу;
•
3.4.3. Работа с документами:
• ведет классный журнал;
• ведет личные дела учащихся;
3.4.4. Взаимодействие с администрацией, учителями, родителями школьников и другими взрослыми, имеющими отношение к воспитанию школьников:
3.5. Ориентировочные временные затраты на сферы деятельности классного руководителя.
3.5.1. Непосредственная педагогическая работа с детьми и родителями. (Общая сумма часов на эту часть работы не должна превышать количество оплачиваемых часов: от 7 до 10 часов в неделю, соответственно 0,4-0,6 ставки. Распределение этих часов по видам работы планируется исходя из условий и традиций школы.) Примерное распределение временных затрат классного руководителя в неделю:
• Классные часы и мероприятия - ... часа в неделю.
• Работа с активом и другими группами детей -.. .часа.
• Индивидуальная работа с детьми -., .часа.
• Работа с родителями - ... часа.
• Другая работа с детьми (подготовка и участие в школьных мероприятиях, текущие повседневные дела, работа с экстремальными ситуациями) - в среднем в неделю ... часа.
3.5.2. Другие виды работы классного руководителя - не являющиеся непосредственной работой с детьми и родителями.
• Работа с учителями.
• Работа с документами и материалами диагностик.
• Организационная непедагогическая работа.
• Другая работа (школьные совещания и семинары, внешкольные совещания, связанные с деятельностью классного руководителя, методическая работа, разработка классных мероприятий и пр.).
Желательно в этом разделе также конкретизировать перечисление видов работ с учетом специфики образовательного учреждения.
Нормирование этих видов работ- временные затраты в неделю или в месяц -может осуществляться, но должно быть не более чем ориентировочным и гибким. И сами эти виды работ не могут быть предметом контроля. Другое дело умелое, реалистическое мотивирование такой работы. Эти положения аналогичны ситуации с «другими видами» деятельности учителя-преподавателя: деятельностью мето-добъединений, работой с журналом, подготовкой к урокам и пр.).
3.6. Формы документации классного руководителя, принятые в школе.
3.7. Виды сверхнормативной деятельности классного руководителя, формы их учета и оплаты.
В этом разделе Положения приводится список дополнительных видов деятельности классного руководителя в данной школе, требующих больших усилий и временных затрат (походы, творческие клубы, лагерные сборы,...). В данном разделе также прописываются формы учета сверхнормативной работы, называются формы поощрения, стимулирования и правила оплаты такой деятельности.
3.5. Ориентировочные временные затраты на сферы деятельности классного руководителя.
3.5.1. Непосредственная педагогическая работа с детьми и родителями. (Общая сумма часов на эту часть работы не должна превышать количество оплачиваемых часов: от 7 до 10 часов в неделю, соответственно 0,4-0,6 ставки. Распределение этих часов по видам работы планируется исходя из условий и традиций школы.) Примерное распределение временных затрат классного руководителя в неделю:
• Классные часы и мероприятия - ... часа в неделю.
• Работа с активом и другими группами детей -.. .часа.
• Индивидуальная работа с детьми -., .часа.
• Работа с родителями - ... часа.
• Другая работа с детьми (подготовка и участие в школьных мероприятиях, текущие повседневные дела, работа с экстремальными ситуациями) - в среднем в неделю ... часа.
3.5.2. Другие виды работы классного руководителя - не являющиеся непосредственной работой с детьми и родителями.
• Работа с учителями.
• Работа с документами и материалами диагностик.
• Организационная непедагогическая работа.
• Другая работа (школьные совещания и семинары, внешкольные совещания, связанные с деятельностью классного руководителя, методическая работа, разработка классных мероприятий и пр.).
Желательно в этом разделе также конкретизировать перечисление видов работ с учетом специфики образовательного учреждения.
Нормирование этих видов работ- временные затраты в неделю или в месяц -может осуществляться, но должно быть не более чем ориентировочным и гибким. И сами эти виды работ не могут быть предметом контроля. Другое дело умелое, реалистическое мотивирование такой работы. Эти положения аналогичны ситуации с «другими видами» деятельности учителя-преподавателя: деятельностью мето-добъединений, работой с журналом, подготовкой к урокам и пр.).
3.6. Формы документации классного руководителя, принятые в школе.
3.7. Виды сверхнормативной деятельности классного руководителя, формы их учета и оплаты.
В этом разделе Положения приводится список дополнительных видов деятельности классного руководителя в данной школе, требующих больших усилий и временных затрат (походы, творческие клубы, лагерные сборы,...). В данном разделе также прописываются формы учета сверхнормативной работы, называются формы поощрения, стимулирования и правила оплаты такой деятельности.
В каникулярное и летнее время режим работы классного руководителя устанавливается согласно специальному плану с учетом данного Положения о деятельности классного руководителя.
3.8. Полномочия классного руководителя. Классный руководитель имеет право:
• получать информацию о физическом и психическом здоровье детей, их успеваемости и поведении;
• вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
• создавать собственные воспитательные системы и программы, применять и разрабатывать новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь при этом принципом «не навреди»;
• координировать работу учителей-предметников;
• вносить на рассмотрение администрации или совета школы согласованные с коллективом класса предложения;
• приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу;
• по согласованию с администрацией обращаться за помощью в социальные службы и другие организации, имеющие отношение к детям и их родителям;
• определять свой режим работы с детьми;
• выбирать форму повышения педагогического мастерства как воспитателя;
• в случае несогласия с оценкой администрацией состояния воспитательной работы в классном коллективе апеллировать к совету школы (попечительскому совету);
• защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности - в государственных органах власти и суде;
• отказываться от поручений, лежащих за границей содержания его деятельности.
Классный руководитель не имеет права:
• унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.
•
3.9. Полномочия администрации в отношении деятельности классного руководителя.
3.9.1. Оценка работы классного руководителя. Деятельность классного руководителя оценивается по двум основаниям:
• Добросовестность выполнения видов работы, заданной нормативной частью деятельности;
• качество сверхнормативной деятельности классного руководителя (критерии качества сверхнормативной работы вырабатываются методическим объединением классных руководителей).
3.9.2. Формы анализа деятельности классного руководителя:
• анализ выполнения планов работы классных руководителей (периодичность и формы анализа определяются администрацией школы с учетом мнения методобъединения);
• анализ ведения установленной Положением документации;
• анализ занятий, мероприятий, проводимых классным руководителем;
• совместный анализ деятельности классным руководителем и администрацией образовательного учреждения;
• анкетирование учащихся и их родителей с целью анализа особенностей воспитанников и совершенствования деятельности классного руководителя.
3.9.3. Оценка работы классного руководителя снижается в случаях:
• наличия обоснованных жалоб на его работу со стороны родителей и учащихся;
• педагогически необоснованных конфликтов с учащимися;
• неоднократного нарушения трудовой дисциплины.
3.9.4. Для реализации педагогических задач администрацией создаются определенные условия деятельности классного руководителя:
• материально-техническое обеспечение организуемой классным руководителем воспитательной деятельности;
• методическая помощь в формах...;
• организационная помощь в случае...;
• стимулирование деятельности классных руководителей с использованием морального и материального поощрения в формах...
З.10. Порядок подписания Положения.
Положение разрабатывается комиссией в составе директора школы, замдиректора по воспитательной работе и представителей методического объединения классных руководителей.
Положение утверждается на педсовете открытым голосованием, оформляется в виде локального акта и вступает в действие после его подписания директором школы и классными руководителями с указанием срока его действия.
Изменения в Положении о деятельности классных руководителей, а также его переутверждение производятся по инициативе администрации, методобъедине-ния классных руководителей, отдельных педагогов и утверждаются педагогическим советом школы.
3.8. Полномочия классного руководителя. Классный руководитель имеет право:
• получать информацию о физическом и психическом здоровье детей, их успеваемости и поведении;
• вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
• создавать собственные воспитательные системы и программы, применять и разрабатывать новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь при этом принципом «не навреди»;
• координировать работу учителей-предметников;
• вносить на рассмотрение администрации или совета школы согласованные с коллективом класса предложения;
• приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу;
• по согласованию с администрацией обращаться за помощью в социальные службы и другие организации, имеющие отношение к детям и их родителям;
• определять свой режим работы с детьми;
• выбирать форму повышения педагогического мастерства как воспитателя;
• в случае несогласия с оценкой администрацией состояния воспитательной работы в классном коллективе апеллировать к совету школы (попечительскому совету);
• защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности - в государственных органах власти и суде;
• отказываться от поручений, лежащих за границей содержания его деятельности.
Классный руководитель не имеет права:
• унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.
•
3.9. Полномочия администрации в отношении деятельности классного руководителя.
3.9.1. Оценка работы классного руководителя. Деятельность классного руководителя оценивается по двум основаниям:
• Добросовестность выполнения видов работы, заданной нормативной частью деятельности;
• качество сверхнормативной деятельности классного руководителя (критерии качества сверхнормативной работы вырабатываются методическим объединением классных руководителей).
3.9.2. Формы анализа деятельности классного руководителя:
• анализ выполнения планов работы классных руководителей (периодичность и формы анализа определяются администрацией школы с учетом мнения методобъединения);
• анализ ведения установленной Положением документации;
• анализ занятий, мероприятий, проводимых классным руководителем;
• совместный анализ деятельности классным руководителем и администрацией образовательного учреждения;
• анкетирование учащихся и их родителей с целью анализа особенностей воспитанников и совершенствования деятельности классного руководителя.
3.9.3. Оценка работы классного руководителя снижается в случаях:
• наличия обоснованных жалоб на его работу со стороны родителей и учащихся;
• педагогически необоснованных конфликтов с учащимися;
• неоднократного нарушения трудовой дисциплины.
3.9.4. Для реализации педагогических задач администрацией создаются определенные условия деятельности классного руководителя:
• материально-техническое обеспечение организуемой классным руководителем воспитательной деятельности;
• методическая помощь в формах...;
• организационная помощь в случае...;
• стимулирование деятельности классных руководителей с использованием морального и материального поощрения в формах...
З.10. Порядок подписания Положения.
Положение разрабатывается комиссией в составе директора школы, замдиректора по воспитательной работе и представителей методического объединения классных руководителей.
Положение утверждается на педсовете открытым голосованием, оформляется в виде локального акта и вступает в действие после его подписания директором школы и классными руководителями с указанием срока его действия.
Изменения в Положении о деятельности классных руководителей, а также его переутверждение производятся по инициативе администрации, методобъедине-ния классных руководителей, отдельных педагогов и утверждаются педагогическим советом школы.
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Данные методические рекомендации исходят из приоритетности управленческих задач организации деятельности классных руководителей в современной ситуации над содержательными.
Авторы убеждены, что новая ситуация с оплатой деятельности классных руководителей - это шанс на приведение его работы в НОРМАЛЬНОЕ русло. Организация нормальной деятельности классного руководителя выводит на первый план не требование педагогических подвигов, а спокойную педагогическую работу с ясными временными рамками и реалистичными критериями соответствия деятельности «стандартным» нормам такой работы - то есть то, о чем когда-то мечтал Антон Семенович Макаренко.
Наша разработка - попытка сделать шаг в этом направлении.
Поляков С.Д., д.п.н., проф., заведующий кафедрой воспитательных проблем образования УИПК ПРО, г. Ульяновск
Петренко Е.Л., старший преподаватель, УИПКиПРО, г. Ульяновск
Петренко Е.Л., старший преподаватель, УИПКиПРО, г. Ульяновск