Поляков С.Д., Петренко Е.Л. АЗРАБОТКА ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


 
Новая ситуация с оплатой деятельности классного руководителя может при­вести к росту результативности и эффективности их деятельности только при реа­лизации ряда условий:
•    обучение классных руководителей эффективным способам работы;
•    методическое обеспечение деятельности классного руководителя;
•    обеспечение администрацией школы организационно-управленческих ус­ловий результативной деятельности классных руководителей.

Последние, организационно-управленческие, условия, на наш взгляд, явля­ются ключевыми.
Главным организационно-управленческим условием, позволяющим исполь­зовать новую ситуацию с оплатой классного руководителя для повышения эффек­тивности воспитательной деятельности в образовательном учреждении, является разработка на основе согласования интересов администрации и класс­ных руководителей внутришкольного нормативного документа о классном руководстве и его последующая последовательная реализация.

Цель данных методических рекомендаций - задать администрации школы ориентиры в разработке такого документа (именуемого далее Положением о дея­тельности классного руководителя в образовательном учреждении).

Основания для разработки
•    Трудовой кодекс (ТК) РФ (ст. 130), Закон РФ «Об образовании», Устав и концепция деятельности школы.
•    Приказ № 2! Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г и Приложение к нему.
•    Нормативное денежное вознаграждение за деятельность классного руко­водителя (в соответствии с постановлением  Правительства Российской Федерации).
 

1.   ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ   ПРЕДПОСЫЛКИ
1.1.     Положение о деятельности классного руководителя разрабатывается и утверждается в образовательном учреждении.
1.2.     Уровень сложности работы классного руководителя, предположитель­но, приравнивается к уровню сложности работы учителя-предметника. Это предпо­ложение означает, что возможное нормативное время работы классного руководи­теля - 7-10 ч в неделю непосредственной работы со школьниками и их родителями (0,4-0,6 от ставки учителя). Расчет произведен из соотношения оплаты классного руководства и оплаты за преподавательскую деятельность учителя.


2. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1.  Общие положения.
2.2.  Ценности и цели воспитания в образовательном учреждении.
2.3   Функции классного руководителя (формулируются с использование Приложения к Приказу № 21 Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г.)
2.4.  Сферы деятельности классного руководителя.
2.5.  Временные затраты на сферы деятельности классного руководителя.
2.6.  Формы документации классного руководителя.
2.7.  Виды сверхнормативной деятельности и формы их оплаты.
2.8.  Полномочия классного руководителя.
2.9.  Полномочия администрации в отношении деятельности классного руко-водителя (оценка и контроль, создание условий для деятельности).
2.10.   Порядок принятия Положения.

3. МОДЕЛЬ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
(Модель носит ориентировочный характер, указывая возможное общее для разных школ содержание Положения и пункты, которые наполняются содержанием, исходя из условий учреждения. В соответствующих местах текста стоит многоточие.)
3.1. Общие положения.
3.1.1.  Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу классного руководства в образовательном учреждении.
3.1.2.  Классный руководитель назначается и освобождается от работы в устаноленном порядке приказом директора из числа основных сотрудников общеобразовательного учреждения, имеющих среднее специальное или высшее образование. На период отпуска и временной нетрудоспособности классно­го руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, рабо­тающего в данном классе, с соответствующей доплатой за дни замены.
3.1.3.  Классный руководитель- центральная фигура в организации школьно­го воспитания.
3.1.4.  Классный руководитель стремится строить в классе воспитывающие отно­шения, влияя на них через организацию различных видов деятельности, создание условий для индивидуального позитивного проявления учащихся и помощь школьникам в решении их учебных и жизненных проблем.
3.1.5.  Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет за­меститель директора образовательного учреждения, курирующий ор­ганизацию воспитательного процесса.
3.1.6.  Классный руководитель в своей работе руководствуется Законом Рос­сийской Федерации «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ре­бенка, уставом образовательного учреждения, настоящим Положением и нормативами учета рабочего времени, утверждаемыми директором образовательного учреждения.
3.1.7.  Оплата за классное руководство осуществляется в установленном для образовательных учреждений порядке.
3.2.  Ценности, цели и содержание воспитания в образовательном учреждении. (Содержательная сторона воспитывающей деятельности классных руководителей определяется в каждой школе исходя из наличных воспитательных ресурсов и педагогических ориентиров: ценностей, миссии, целей школы.)
3.2.1.    Основные воспитательные ценности школы: ...
3.2.2.    Главные цели воспитания в школе: ...
3.2.3.    Задачи деятельности классных руководителей в школе: ...
3.3.  Функции классного руководителя. (Формулируются с использова­нием Приложения к Приказу № 21 Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. с по­правкой на особенности и условия образовательного учреждения.)
3.4. Сферы деятельности классного руководителя.
3.4.1.    Непосредственное педагогическое взаимодействие с детьми. Класс­ный руководитель:
•    организует жизнедеятельность классного коллектива;
•    создает...........................................................;
•    помогает.........................................................;
•    развивает.........................................................;

3.4.2.    Организационная непедагогическая работа с детьми:
•    организует дежурство по классу;

3.4.3.     Работа с документами:
•    ведет классный журнал;
•    ведет личные дела учащихся;
3.4.4.    Взаимодействие с администрацией, учителями, родителями школьни­ков и другими взрослыми, имеющими отношение к воспитанию школьников:
3.5. Ориентировочные временные затраты на сферы деятельности классного руководителя.
3.5.1. Непосредственная педагогическая работа с детьми и родителями. (Общая сумма часов на эту часть работы не должна превышать количество оплачиваемых ча­сов: от 7 до 10 часов в неделю, соответственно 0,4-0,6 ставки. Распределение этих часов по видам работы планируется исходя из условий и традиций школы.) Пример­ное распределение временных затрат классного руководителя в неделю:
•    Классные часы и мероприятия - ... часа в неделю.
•    Работа с активом и другими группами детей -.. .часа.
•    Индивидуальная работа с детьми -., .часа.
•    Работа с родителями - ... часа.
•    Другая работа с детьми (подготовка и участие в школьных мероприя­тиях, текущие повседневные дела, работа с экстремальными ситуация­ми) - в среднем в неделю ... часа.
3.5.2.  Другие виды работы классного руководителя - не являющиеся непо­средственной работой с детьми и родителями.
•    Работа с учителями.
•    Работа с документами и материалами диагностик.
•    Организационная непедагогическая работа.
•    Другая работа (школьные совещания и семинары, внешкольные сове­щания, связанные с деятельностью классного руководителя, методиче­ская работа, разработка классных мероприятий и пр.).
Желательно в этом разделе также конкретизировать перечисление видов ра­бот с учетом специфики образовательного учреждения.
Нормирование этих видов работ- временные затраты в неделю или в месяц -может осуществляться, но должно быть не более чем ориентировочным и гибким. И сами эти виды работ не могут быть предметом контроля. Другое дело умелое, реалистическое мотивирование такой работы. Эти положения аналогичны ситуации с «другими видами» деятельности учителя-преподавателя: деятельностью мето-добъединений, работой с журналом, подготовкой к урокам и пр.).
3.6.  Формы документации классного руководителя, принятые в школе.
3.7.    Виды сверхнормативной деятельности классного руководи­теля, формы их учета и оплаты.
В этом разделе Положения приводится список дополнительных видов дея­тельности классного руководителя в данной школе, требующих больших усилий и временных затрат (походы, творческие клубы, лагерные сборы,...). В данном раз­деле также прописываются формы учета сверхнормативной работы, называются формы поощрения, стимулирования и правила оплаты такой деятельности.
В каникулярное и летнее время режим работы классного руководителя уста­навливается согласно специальному плану с учетом данного Положения о деятель­ности классного руководителя.
3.8.  Полномочия классного руководителя. Классный руководитель имеет право:
•    получать информацию о физическом и психическом здоровье детей, их успеваемости и поведении;
•    вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различ­ным проблемам воспитательной деятельности;
•    создавать собственные воспитательные системы и программы, приме­нять и разрабатывать новые методы, формы и приемы воспитания, ру­ководствуясь при этом принципом «не навреди»;
•    координировать работу учителей-предметников;
•    вносить на рассмотрение администрации или совета школы согла­сованные с коллективом класса предложения;
•    приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу;
•    по согласованию с администрацией обращаться за помощью в соци­альные службы и другие организации, имеющие отношение к детям и их родителям;
•    определять свой режим работы с детьми;
•    выбирать форму повышения педагогического мастерства как воспитателя;
•    в случае несогласия с оценкой администрацией состояния воспитатель­ной работы в классном коллективе апеллировать к совету школы (по­печительскому совету);
•    защищать собственную честь и достоинство в школьных органах само­управления и защиты, при невозможности - в государственных органах власти и суде;
•    отказываться от поручений, лежащих за границей содержания его дея­тельности.
Классный руководитель не имеет права:
•   унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.

3.9.    Полномочия   администрации   в   отношении   деятельности классного руководителя.
3.9.1.  Оценка работы классного руководителя. Деятельность классного руко­водителя оценивается по двум основаниям:
•   Добросовестность выполнения видов работы, заданной нормативной частью деятельности;
•    качество   сверхнормативной   деятельности   классного   руководителя (критерии качества сверхнормативной работы вырабатываются мето­дическим объединением классных руководителей).
3.9.2.  Формы анализа деятельности классного руководителя:
•    анализ выполнения планов работы классных руководителей (периодич­ность и формы анализа определяются администрацией школы с учетом мнения методобъединения);
•    анализ ведения установленной Положением документации;
•    анализ занятий, мероприятий, проводимых классным руководителем;
•    совместный   анализ   деятельности   классным   руководителем   и   ад­министрацией образовательного учреждения;
•    анкетирование учащихся и их родителей с целью анализа особенностей воспитанников и совершенствования деятельности классного руково­дителя.
3.9.3.  Оценка работы классного руководителя снижается в случаях:
•    наличия обоснованных жалоб на его работу со стороны родителей и учащихся;
•    педагогически необоснованных конфликтов с учащимися;
•    неоднократного нарушения трудовой дисциплины.
3.9.4.  Для реализации педагогических задач администрацией создаются оп­ределенные условия деятельности классного руководителя:
•    материально-техническое обеспечение организуемой классным руко­водителем воспитательной деятельности;
•    методическая помощь в формах...;
•    организационная помощь в случае...;
•    стимулирование деятельности классных руководителей с использова­нием морального и материального поощрения в формах...
З.10. Порядок подписания Положения.
Положение разрабатывается комиссией в составе директора школы, замди­ректора по воспитательной работе и представителей методического объединения классных руководителей.
Положение утверждается на педсовете открытым голосованием, оформляется в виде локального акта и вступает в действие после его подписания директором школы и классными руководителями с указанием срока его действия.
Изменения в Положении о деятельности классных руководителей, а также его переутверждение производятся по инициативе администрации, методобъедине-ния классных руководителей, отдельных педагогов и утверждаются педагогиче­ским советом школы.

4.   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ  ЗАМЕЧАНИЯ
Данные методические рекомендации исходят из приоритетности управленче­ских задач организации деятельности классных руководителей в современной си­туации над содержательными.
Авторы убеждены, что новая ситуация с оплатой деятельности классных ру­ководителей - это шанс на приведение его работы в НОРМАЛЬНОЕ русло. Орга­низация нормальной деятельности классного руководителя выводит на первый план не требование педагогических подвигов, а спокойную педагогическую работу с ясными временными рамками и реалистичными критериями соответствия дея­тельности «стандартным» нормам такой работы - то есть то, о чем когда-то мечтал Антон Семенович Макаренко.

Наша разработка - попытка сделать шаг в этом направлении.
 
 
Поляков С.Д., д.п.н., проф., заведующий кафедрой воспитательных проблем образования УИПК ПРО, г. Ульяновск
Петренко Е.Л., старший преподаватель, УИПКиПРО, г. Ульяновск