В. Караковский. ШКОЛА БУДУЩЕГО — ЭТО ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ

 
 
 Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Общество проявляет активную заинтересованность в будущем россиского образования. Никогда не было столько программ, конкурсов, проектов, сопро­вождаемых немалыми материальными вложениями. Никогда так откровенно не поощрялись честолюбие и корысть.

Но повышенный интерес к образованию имеет сегодня некоторые особенности. Он идёт сверху — от политиков, экономистов, государственных деятелей и админист­раторов всех сортов. Для этих людей в качестве ориентиров выступают черты некоей глобальной модели образования, связанной с принятыми в современном деловом мир стандартами, — функциональная грамотность, компетентность, знание иностранного (желательно английского) языка, владение компьютером и как конечная цель — деловой успех. Образ школы будущего под сильным влиянием прагматизма. Здесь вы не найдёте Пушкина и Шекспира, мировой и отечественной истории, объективных зако­нов природы и новейших открытий современной науки.

Уже который раз размышляя о школе будущего, человечество имеет в виду со­вершенствование, усложнение, модернизацию учебного процесса. Опять нарушается баланс основных функций школы — обучения, воспитания и развития. Школа как педагогическая система, как целостность, стремящаяся к гармонии, разваливается.

Особенно обидно за воспитание. Похоже, что недооценка воспитывающей дея­тельности педагога стала нашей дурной традицией. Ещё А.С. Пушкин почти 200 лет назад замечал, что все беды России происходят по одной причине — из-за отсутствия воспитания. Д.И. Менделееву принадлежат слова: «Знания без воспитания — это меч в руках сумасшедшего».

Но воспитание всегда отставало от обучения, рассматривалось как сопутствую­щая деятельность. В России воспитывать издавна значило — поучать. Позднее воз­никла проблема свободного времени, и педагоги взялись за организацию досуга детей Рождение детских организаций (пионерской и комсомольской) значительно обогатило жизнь школы. Но вот наступило новое время, и этих организаций не стало. Общее отношение к воспитанию изменилось. Возникло даже выражение, ставшее крылатым: «Чем советское воспитание, лучше никакого». Так и пошло.

Хорошо ещё, что в последние 15 лет возникло типовое разнообразие школ. Это избавило нас от одной модели школы, от одного направления развития. Слава богу, сегодня есть много типов разнообразных школ, но среди них, к сожалению, слабо звучит школа воспитания.
 
В последние годы трагически обост­рилась проблема обесценивания челове­ка. В условиях новых рыночных отноше­ний и пропаганды личного успеха, расчё­та на свои силы слабеет и сходит на нет традиционное для России добротворчест­во, бескорыстная помощь слабым. До­стоинство любого государства измеряется двумя обстоятельствами — отношением к старикам и детям. Мы часто слышим правильные слова в адрес ветеранов (особенно в юбилейные дни), но ещё ча­ще по телевизору мы видим нищих, боль­ных, голодающих стариков, изгоняемых из своих жалких лачуг прямо на улицу. Сегодня в России 700000 никому не нуж­ных сирот-беспризорников, которых го­сударство и общество готовы продать за­рубежным благодетелям. Это же целый город одиноких детей! Вот вам и истинная цена человека. Умный, образованный человек — это, безусловно, хорошо, но ещё луч­ше — истинный гуманист, относящийся к человеку как к высшей ценности на земле. И это надо внушать с первого класса школы, занимаясь такого рода воспитанием неусыпно, ежедневно. Иначе человечество истребит себя.

Вот почему школа будущего должна быть школой глубочайшего воспитания. Мало того, она должна постепенно пре­вращаться в школу практического гума­низма. Человек — цель, объект, субъект и результат педагогических действий.

Многие думают, что воспитательная система школы создаётся для воспитания детей. Не только. Потому-то она и систе­ма, что включает в себя и взрослых, ко­торые в ней работают.
Учебная деятельность разъединяет учителей: ведь каждый преподаёт свой предмет, а их в школе — более 20. Вос­питывающая деятельность объединяет усилия всех педагогов школы, ставит их если не в равные, то в сходные условия.

Когда коллектив нашей школы на­чинал эту работу, у нас не было ни одно­го почётного звания, ни одной учёной степени. Теперь в школе восемь заслу женных учителей России, один народный учитель СССР, один заслуженный работ­ник культуры, 30 учителей высшей кате­гории, четыре кандидата и три доктора наук. На материале школы защищено более 30 кандидатских и докторских дис­сертаций, издано девять книг. Всё это — результат воспитательной работы, про­водимой в школе. И ещё одно замечание. Сегодня, глядя на нас, многие иронизи­руют: «Неужели вам не надоело сеять «разумное, доброе, вечное»? Ведь вокруг такая жестокая жизнь! Зачем же вы де­тей обманываете?». На это хочется ответить.

Жизнь существует в нескольких ипостасях. Есть объективная реальность, данная нам в восприятии. Есть жизнь, от­ражённая в сознании, воображении чело­века. И она имеет ничуть не меньшее значение.
Люди во все времена, когда им было очень плохо, придумывали лучшую жизнь, где было то, чего хотелось иметь в реальности. Дети это умеют делать осо­бенно хорошо. Они ведь фантазёры.

Школа — это разновозрастная общ­ность людей, которые могут жить подру­гам законам, нежели в повседневной жиз­ни. Нужно только договориться: «Какой бы жизнь ни была вокруг, давайте в нашем общем доме жить по законам порядочных  людей. Давайте жить так, чтобы людям рядом с каждым из нас было хорошо».  Мы по этому поводу даже придумали законы, правила, кодексы, которые помогают нам жить спокойно, дружно и человечно.
Мы размышляем о школе будущего без суетливого авангардизма, без эффектов и «педагогического выпендрёжа». Наша вера на этом пути такова: 
           
Без памяти — нет истории,            
Без истории — нет культуры,             
Без культуры — нет духовности,         
Без духовности — нет воспитания,      
Без воспитания — нет Человека,        
Без Человека — нет Народа!