Алгоритм действий педагога при подготовке к учебному занятию
1. Учет особенностей обучающихся группы:
• уровень группы;
• отношение обучающихся к данному виду деятельности, творчества;
• темп работы группы
• сформированность ЗУН
• отношение к разным видам учебной деятельности
• отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным
• общая дисциплина обучающихся.
• уровень группы;
• отношение обучающихся к данному виду деятельности, творчества;
• темп работы группы
• сформированность ЗУН
• отношение к разным видам учебной деятельности
• отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным
• общая дисциплина обучающихся.
2. Учет индивидуальных особенностей:
• тип нервной системы;
• коммуникативность;
• эмоциональность;
• управление восприятием нового материала обучающихся;
• умение преодолеть плохое настроение;
• уверенность в своих знаниях, умениях;
• умение импровизировать;
• умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТОО и ЭВТ.
3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение занятия
Общие:
1. Определить место учебного занятия в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую зада чу учебного занятия.
2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме учебного занятия: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием
3. Просмотреть образовательную программу
4. Конкретизировать задачи учебного занятия, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна обучающимся, осознана ими
5. Определить, что должен понять, запомнить ребенок на учебном занятии, что он должен знать и уметь после него
6. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, вкаком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам
7. Отобрать содержание учебного занятия в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН
8. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся, если таковые ведутся.
9. Записать предусматриваемый ход учебного занятия в план занятия, представив себе учебного занятия как целостное явление.
Частные:
1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед обучающимися, соблюдать логику изложения материала.
2. Быть доброжелательным, не оскорблять обучающихся, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ быть следствием неясного вопроса
4. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным объяснением того, как ученики поняли требования.
5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают педагога, потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
7. Экономить время, вовремя начинать и заканчивать учебное занятие, не допускать длительных проработок обучающихся.
8. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
9. Темп учебного занятия поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
10. Стимулировать вопросы обучающихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ ПЕДАГОГА
1. Разработка системы учебных занятий по теме или разделу образовательной программы
2. Определение триединой задачи учебного занятия на основе программы, методических пособий, дополнительной литературы
3. Отбор оптимального содержания учебного материала учебного занятия, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение того главного материала, который обучающийся должен понять и запомнить на занятии.
5. Формулирование учебных задач занятия.
6. Разработка структуры учебного занятия, определение его типа и оптимальных методов и приемов обучения.
7. Определение межпредметных связей и методов их использования на занятии.
8. Планирование всех действий педагога и обучающихся на всех этапах занятия, особенно в нестандартных ситуациях.
9. Подбор дидактических средств учебного занятия (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).
10. Проверка оборудования и ТСО.
11. Планирование записей и зарисовок на доске педагогом и выполнение аналогичной работы обучающимися на доске и в тетрадях.
12. Определение оптимального объема и форм самостоятельной работы учащихся на занятии.
13. Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на
занятии, а если нужно и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
14. Продумывание форм подведения итогов учебного занятия.
15. Запись плана учебного занятия в соответствии с требованиями.
2. Определение триединой задачи учебного занятия на основе программы, методических пособий, дополнительной литературы
3. Отбор оптимального содержания учебного материала учебного занятия, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение того главного материала, который обучающийся должен понять и запомнить на занятии.
5. Формулирование учебных задач занятия.
6. Разработка структуры учебного занятия, определение его типа и оптимальных методов и приемов обучения.
7. Определение межпредметных связей и методов их использования на занятии.
8. Планирование всех действий педагога и обучающихся на всех этапах занятия, особенно в нестандартных ситуациях.
9. Подбор дидактических средств учебного занятия (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).
10. Проверка оборудования и ТСО.
11. Планирование записей и зарисовок на доске педагогом и выполнение аналогичной работы обучающимися на доске и в тетрадях.
12. Определение оптимального объема и форм самостоятельной работы учащихся на занятии.
13. Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на
занятии, а если нужно и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
14. Продумывание форм подведения итогов учебного занятия.
15. Запись плана учебного занятия в соответствии с требованиями.