Модель управления развитием МОУ СОШ № 29

 
Условия небольшой школы, где обучается немногим более четырехсот детей, а педагогический коллектив не превышает сорока человек, предполагают возможность создания структурной сети, обеспечивающей единство между всеми педагогами: учителями предметниками и их методическими объединениями, педагогами дополнительного образования, тьюторами, научными руководителями.
Интеграция образовательных сфер на общешкольном уровне, а также стратегическое планирование развития школы осуществляется научно-методическим советом, представляющим собой группу наиболее опытных и творчески мыслящих учителей, независимо от их квалификационной категории. Для решения текущих проблем создаются временные творческие группы свободного состава, функции которых могут заключаться в выработке стратегии школы, планировании образовательной деятельности, поддержке молодых и вновь прибывших коллег, разработке значимых для образовательного учреждения проектов и программ.
 
Авторы и создатели модели системы управления развитием школы предполагают, что:
1. Образовательная система школы – это целостный социальный организм, упорядоченный относительно своей важнейшей функции – предоставления современных, качественных образовательных услуг.
2. Образовательная система может развиваться не в целом виде сразу, не синхронно, а по частям – по подсистемам и компонентам.
3. Педагоги, обучающиеся, родители, социальные партнеры, представители органов государственно – общественного соуправления являются участниками процесса развития школы.
4. Образовательная система школы в режиме развития, являясь, с одной стороны, саморегулирующимся организмом, с другой стороны - управляется вышестоящими организациями и учреждениями образования, администрацией ОУ, педагогическим советом. Советом Учреждения
5. Моделирование стратегии развития школы осуществляется коллективом творчески работающих учителей, членами научного общества учителей «Пчела», научно-методической службой ОУ. Этими же участниками обеспечивается выделение «точек роста» образовательной системы.
6. Устойчивость развития ОУ поддерживается наличием сложившихся традиций, стабильностью педагогического коллектива, наличием парадигмы, концепции и программы развития школы.
7. Инновационное развитие системы обеспечивается профессиональным ростом педагогического коллектива, расширением числа творчески работающих учителей, разработкой и внедрением инновационных моделей, проектов и программ.
8. Функционирование и развитие школы опирается на максимальное использование возможностей открытого образовательного пространства, гражданского общества микрорайона школы, Центрального района, города Новосибирска, НСО.
 
Цели управленческой  деятельности
Целью управленческой деятельности МОУ СОШ № 29 является обеспечение устойчивого развития образовательной системы, успешное разрешение противоречия между меняющимся поступающим в адрес школы социальным заказом и необходимостью модернизации содержания образования, уклада школьной жизни, образовательной среды школы. На решение перечисленных задач направлены программы, проекты и педагогические эксперименты, которые разрабатываются и реализуются на базе школы.

Механизм управления развитием школы включает в себя следующие управленческие подпрограммы:
? программа управления развитием школы на период до 2010 года,
? программа реализации профильного обучения,
? программа перехода на реализацию федерального компонента образовательных стандартов первого поколения,
? программа управления ходом эксперимента муниципальной площадки «Школа – центр физкультурно-оздоровительного и спортивно – творческого движения «Спорт для всех»,
? программа управления статусной школой- школой с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура»,
? программа управления статусной школой – школой полного дня,
? программа управления качеством  подготовки выпускника на основе компетентного подхода,
? программа управления инновационной деятельностью педагогического коллектива,
? программа развития методической службы ОУ на период до 2010 года,
? программа совершенствования кабинетной системы.
 
Функционирование системы управ¬ления регламентируется ло¬кальными документами, положе¬ниями, актами, правилами, договорами, в которых определяются функции, полномочия и траектории взаимодействия участников образовательного процесса. Среди локальных документов: Устав ОУ (редакция 2007 г.), положение о Совете Учреждения, права и обязанности обучающихся, должностные инструкции всех работников ОУ, коллективный договор и др.
 
 
Системное описание модели управления
Сложившаяся в МОУ СОШ № 29 модель управления развитием школы имеет признаки трехуровневой интегративно-матричной модели, где:
Первый уровень (стратегический). Директор. Педагогический совет. Совет Учреждения.
Второй уровень (тактический). Заместитель директора по ВР. Заместитель директора по НМР. Заместитель директора по УВР. Заведующий кафедрой начального образования. Заведующий кафедрой физической культуры. Руководители МО. Старшая вожатая. Преподаватель-организатор ОБЖ. Школьный психолог. Социальный педагог. Заведующая школьной библиотекой. Руководитель школьного музея Методический совет. Научно-методическая служба Научное общество учителей.
Третий уровень (исполнительский). МО учителей – предметников. МО классных руководителей.  Школьная аттестационная комиссия. Кафедра начального образования. Кафедра физической культуры. Медико-социально-психологическая служба. Школьный информационный центр. Музей истории школы. Попечительский совет. Фонд «Поддержка и развитие ОУ «Феникс». Учителя-предметники. Воспитатели ГПД, ПДО. Временные творческие группы учителей.  Органы ученического соуправления. Ассоциация выпускников. Родительские комитеты. Общественная лига тренеров. Временные творческие группы учителей.
 
Принципы управленческой деятельности
Основными принципами,  заложенными в механизм управления МОУ СОШ № 29 являются:
1. Демократичность – сочетание общественных и государственных форм управления в контексте создания оптимальных условий для реализации программ, подпрограмм, проектов и моделей. Их ресурсное обеспечение.
2. Функциональность – четкое разграничение зон контроля и руководства, определение объема компетенций,. делегирование полномочий, установление уровня ответственности каждого члена педагогического коллектива за состояние и результаты деятельности образовательного учреждения.
3. Научность – построение образовательного процесса в соответствии с достижениями современной науки
4. Системность – рассмотрение содержания образования, организации образовательного процесса, уклада школьной жизни как единого целого.
5. Необходимость и достаточность – установление минимально необходимого контроля за всеми сферами деятельности образовательного учреждения
6. Ориентированность на результат – мониторинг конечных результатов деятельности образовательного учреждения (оптимальность и достижения, эффективность и продуктивность. Изучение динамики развития и др.)
7. Ресурсный подход – комплексное обеспечение и развитие  безопасной, комфортной, здоровьесберегающей, современной образовательной среды.