Пруткова Е.Ю. Интегративно-матричная модель развития МОУ СОШ № 99

 
 
Организационно-образовательная структура школы представляет собой совокупность двух систем: смешанно-коллегиальной и интегративно-матричной моделей управления. Соотношение этих моделей в процентном варианте составляет 60 % - 40 %.
 
Смешанно-коллегиальная модель
Приоритет личностно-ориентированной парадигмы способствует гуманизации образовательного процесса, рассматривая сотрудничество учащихся и учителя как необходимое условие успешной самореализации и эффективного обучения. Эта модель предусматривает взаимодействие различных структур школьного управления и самоуправления по определению основных направлений развития школы.

Общие цели всего педагогического коллектива диктуют необходимость координации усилий по созданию единой образовательной среды, выявлению приоритетов в учебно-воспитательном процессе (учитывая заказ общества и государства), по определению благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия на личность обучающегося, а также поиск наиболее оптимальных и действенных путей и методов достижения поставленных целей и задач. Поэтому в 1998 году в школе был создан научно-методический совет (НМС) - общешкольный координационный орган, в который входят директор, его заместители, руководители методических объединений, психолого-педагогическая служба и научный консультант. Вся деятельность НМС направлена на достижение целей и задач развития школы, планирование, прогнозирование, руководство, организацию, контроль и корректировку всего педагогического процесса, а также инновационной и экспериментальной деятельности. Совет обеспечивает взаимосвязь педагогической науки с практикой, разрабатывает и принимает стратегические решения, приемлемые для большинства участников. Педагогические консилиумы и советы по итогам классно-обобщающего контроля позволяют классным руководителям и учителям-предметникам совместно, на основе единых требований, решать проблемы воспитания, корректировать индивидуальную траекторию развития отдельных учащихся. Кооперация педагогов является необходимым условием для введения образовательных инноваций, формирования коллектива единомышленников и повышения качества образования.

Дифференциация учащихся по способностям и возможностям происходит внутри класса, в связи с этим учителем определяются задачи разного уровня сложности, требующие от него гибкости и способности к моделированию при проектировании УВП. Деятельность учителя на уроке регламентируется методическими предметными объединениями, в рамках которых организуются взаимные консультации, взаимопосещения уроков, обобщение и распространение передового опыта, планируется повышение его профессионального мастерства, координируются программы, учебные планы и УМК по классам и параллелям.
 
 
Интегративно-матричная модель
Наряду с традиционным когнитивным содержанием, образование направлено на эмоциональное, нормативно-поведенческое, социальное и экспрессивное развитие личности. Традиционные школьные дисциплины дополняются различными курсами. Например, изучение литературы как вида искусства в старших классах расширяется за счет введения таких предметов, как мировая художественная культура, риторика, журналистика, основы театральной культуры. В начальной школе предметы образовательной области «Искусство» дополнены такими предметами и факультативами, как хор, ритмика, сценическое искусство, а также индивидуальными и групповыми занятиями по выбору в ДШИ № 23 на различных отделениях. Таким образом, школьники имеют возможность выбирать индивидуальные образовательные траектории: набор учебных дисциплин и глубину освоения отдельных курсов. Эти дополнительные предметы практикуют индивидуальные формы образования и нетрадиционные методики — проектное обучение, поэтому, особенно на начальной ступени, создана структурная сеть, обеспечивающая интеграцию между педагогами МОУ СОШ № 99 и преподавателями ДШИ № 23 (учителя начальных классов ведут уроки по изобразительному искусству, риторике, сценическому мастерству).

В основной школе также происходит кооперация с преподавателями ДШИ № 23 и педагогами дополнительного образования (ДДТ «Центральный»). Функционал такого педагога включает преподавание одного или нескольких предметов, руководство проектной деятельностью, индивидуальную и групповую воспитательную работу, а также внеурочные занятия и консультирование. Учителя географии, литературы, истории, иностранного языка, географии, технологии, мировой художественной культуры, информатики, физики, психологии в системе занимаются организацией проектной деятельности с учащимися. В 2005-2007 учебных годах на базе нашей школы работала творческая группа учителей по теме «Гуманитарный проект в обучении» в рамках повышения квалификации (НИПКиПРО). Итогом работы группы стало обобщение опыта работы учителей- предметников в проектной технологии, выявление специфики различных видов проектов и методики работы над ними.

В инновационной деятельности самым важным и первостепенным является целевой компонент, который подразделяется на цели первого и второго порядка, а также цели администрации (стратегические и тактические) и цели педагогов и специалистов (специальные). Главное, чтобы освоение частных, специальных целей всегда было согласовано с общей целью (стратегической и тактической), то есть все цели должны быть интегрированными.

В условиях синтеза этих двух моделей на постоянную структуру накладываются временные целевые структуры. Постоянные элементы: научно-методический совет, методические объединения, орган школьного самоуправления. Новый элемент - формирование временных проектных групп для решения конкретных проблем. Эти группы создаются руководителями проектов, которые имеют право привлекать в них не только учителей-предметников, но и социального педагога, педагога-психолога, учащихся, родителей, деятелей общественных и научных учреждений. В нашей школе в данный период работает 4 таких группы: по внедрению проектной технологии в обучение; по формированию информационной культуры школьников; по отбору наиболее эффективных способов и условий личностного развития и социализации каждого школьника; по созданию банка рабочих программ по отдельным предметам для профильной школы.
Администрация   школы   рассматривает интегративно-матричную модель как наиболее перспективную для дальнейшего развития ОУ.

Е.Ю. Пруткова,  заместитель директора МОУ СОШ № 99 по научно-методической работе