Модель организационного развития начальной школы - детского сада Сибирский лучик

 
 
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад № 60 «Сибирский лучик» (VI, VIII вида) осуществляет образовательную деятельность по программам дошкольного и начального общего образования и психолого-медико-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

На обучении, воспитании и лечении находятся 52 ребенка, из них: 18 — в дошкольных группах, 34 - в начальной школе. Диагнозы: детский церебральный паралич, синдром Дауна, поражение центральной нервной системы, снижение интеллекта разной степени тяжести. Функционируют 2 дошкольные группы, смешанные по возрасту и диагнозу, и 4 класса начальной школы. В учреждение принимаются дети с 4-хлетнего возраста.

В условиях модернизации системы образования закономерным явлением стал процесс развития коррекционно-образовательных учреждений. В связи с этим актуализировалась задача разработки целостной стратегии деятельности данных учреждений, в которой модель организационного развития являлась бы одной из составляющих частей.

Модель нашего учреждения призвана отображать понимание процесса воспитания, обучения и развития детей, основывающееся на восприятии детства как уникального и неповторимого этапа в жизни ребенка, закладывающего основу для его личностного становления, развития способностей и возможностей, воспитания автономии, самостоятельности и дальнейшей социализации. Процесс продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого - это динамичный мотивообразующий процесс для всех участников общения. Он рассматривается в модели как фундаментальный стержень коррекционно-развивающего обучения и воспитания. В соответствии с представлениями о развитии детей с особыми образовательными потребностями работа всего персонала коррекционно-образовательного учреждения должна быть направлена на удовлетворение потребностей каждого ребенка во взаимодействии со стабильным и отзывчивым взрослым, на оптимизацию характеристик первичного социально-эмоционального окружения детей.

По нашему мнению развитие коррекционно-образовательного учреждения может быть наиболее эффективным, если оно соответствует основным принципам медико-психолого-педагогической помощи для детей с особыми потребностями:
? Семейно-центрированность;
? междисциплинарный вид командной работы;
? уважение к личности и партнерство во взаимодействии с детьми и взрослыми;
? открытость к запросам; конфиденциальность полученной информации.

С целью решения специальных задач коррекционного образования в учреждении создана система коррекционно-развивающего сопровождения, качество которого определяет так называемый командный подход и согласованная работа специалистов: педагога, психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, медицинского персонала. Обучение, индивидуальные коррекционные занятия, внеклассная личностно значимая деятельность, организованные в атмосфере доверительного взаимодействия, индивидуализация приемов работы с ребенком образуют систему коррекционно-развивающего воздействия, обеспечивающего социализацию и адаптацию детей с нарушениями в развитии.

Квалификация   специалистов   учреждения   предполагает   наличие   дефектологического образования.
В решении различных вопросов дальнейшего совершенствования организационной структуры учреждения функции администрации изменяются в зависимости от значимости объекта стратегии.

Таким образом, организационно-образовательная структура учреждения представляет собой сочетание элементов нескольких моделей организационного развития, таких как инновационно-модульная и линейно-постановочная модели.