Мандыч Л.И. Характеристика мотивационно-интеллектуальной модели развитием МОУ ДОД ДДТ Центральный
Л.И. Мандыч
ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МОУ
ДОД ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ»
Сформировавшаяся модель управленческой деятельности ДДТ «Центральный», выбор
оптимальных схем развития образовательного учреждения как социально открытой,
непрерывно совершенствуемой педагогической системы предопределен, с одной стороны,
существующими нормативно-правовыми и законодательными актами, основными положениями
Концепции модернизации дополнительного образования детей до 2010 года.
С другой стороны, ДДТ «Центральный» является неотъемлемой частью образовательной системы района, поэтому своей деятельностью он специфическим образом обогащает содержание основного общего образования, усиливая воспитательную, обучающую и развивающую функции, актуализируя социокультурный потенциал развития детей, обеспечивая им условия для творческого развития.
Единство социального и государственного заказа является исходной предпосылкой для принятия своевременных управленческих решений, определяющих последовательное продвижение детского и педагогического коллективов нашего образовательного учреждения к достижению проектируемых результатов.
Мотивационно-интеллектуальная модель управления развитием образовательного учреждения сопряжена с практическим применением ряда следующих концептуальных схем:
концепцией моделирования и реализации интеллектуальных систем в системе общего и дополнительного образования;
концепцией потребностно-мотивационной регуляции взаимосвязанного поведения детей и взрослых в условиях творчески ориентированной деятельности сложившегося коллектива образовательного учреждения.
Осознание педагогами возможностей своего непрерывного развития, целенаправленная ориентация на удовлетворение потребности в своем устойчивом росте и развитии составляет важнейшие признаки мотивационно-интеллектуальной модели управления развитием ДДТ «Центральный». При этом эффект развития достигается, прежде всего, за счет управления инновационными процессами, поддержке творческих педагогических инициатив в коллективе. Совершенствуется и пространство взаимодействия.
1. Муниципальная образовательная система района, на которую мы ориентируемся, реализуя мотивационно-управленческую модель развития УДОД, к настоящему моменту представлена различными типами и видами учреждений. Со многими образовательными учреждениями района, такими как: гимназии № 1 и № 13, экономический лицей, СОШ №№ 4, 12, 29, 54, 99, 156, «Диалог» ведется скоординированная работа на основе договоров о сотрудничестве. Содержание таких договоров ежегодно обновляется в соответствии с непрерывно меняющимися условиями и требованиями. Стратегия управленческих решений и действий остается прежней. Таким образом на практике осуществляется концептуальная для нас идея о создании единого образовательного пространства как пространства творческого самоопределения детей и педагогов.
Все образовательные учреждения в той или иной степени осуществляют вариативное, познавательно-творческое развитие детей, вводят новые образовательные технологии. Инновационные проекты, реализуемые в школах, принимаются в расчет при проектировании и организации учебно-воспитательной деятельности в Доме детского творчества «Центральный».
2. Мотивационно-интеллектуальная модель управления развитием образовательного учреждения предполагает предельно четкий расчет имеющихся ресурсов развития. Важнейшим источником совершенствования системы финансирования образовательного учреждения являются: родители, лица их заменяющие (Попечительский совет), администрация Центрального района, Новосибирский городской благотворительный общественный фонд развития Дома творчества.
3. В последние годы стратегической целью опытно-поисковой деятельности учреждения являлось создание благоприятных условий для творческого, культурного и профессионального самоопределения, последовательного духовно-нравственного развития растущей личности. Важность профессиональной готовности педагогов к актуализации творческого начала в развитии ребенка трудно переоценить. Через творчество ребенок познает мир, утверждает себя среди своих сверстников и взрослых. Приобщение к творчеству сопровождается выработкой у детей устойчивых интересов, потребностей, идеалов, ценностей и желаний, трудолюбия и стремления к совершенству. В приобщенности детей к творчеству мы видим неиссякающий источник укрепления интереса к традициям отечественной и мировой культуры, самоопределения в мире культуры, будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, управление развитием детских интересов в специфических условиях деятельности объединений той или иной направленности составляет определенную проблему, управленчески последовательное решение которой рассматривается в качестве еще одного важного ресурса повышения качества дополнительного образования.
В настоящее время в ДДТ «Центральный» работает коллектив единомышленников с высокой степенью сформированности профессиональной ответственности и компетентности. Это проявляется в том, что содержание учебно-воспитательного процесса, цели и задачи, формы, методы и приемы организации творчески ориентированной деятельности тесно связаны между собой, устойчиво растет умение педагогов системно анализировать свой опыт, а также опыт своих коллег на основе максимально объективного мониторингового контроля. Потребностно-мотивационный контроль позволит нам в обозримой перспективе перевести качество дополнительного образования на новый, еще более высокий уровень.
4. Дом детского творчества «Центральный» в выборе дальнейшей стратегии своего развития как целостной, социально открытой педагогической системы опирается на достаточно длительную историю своего существования. Последнее десятилетие этой истории отмечено переходом к работе учреждения в режиме устойчивого развития. Сегодня мы – это открытая, непрерывно развивающаяся социально-педагогическая система. Открытость предопределена тем, что налажен оптимальный механизм переработки информации, изучения и распространения опыта, адекватно имеющимся возможностям выполнения социального заказа.
5. Развитие образовательного учреждения – многоуровневое явление. Фактическим итоговым результатом деятельности образовательного учреждения в режиме развития являются успехи детей. Достигнутые на сегодняшний день результаты образовательной деятельности ДДТ «Центральный» подтверждены победами на различного рода конкурсах. Воспитательная система ДДТ отмечена дипломом на Всероссийском конкурсе воспитательных систем. Дом детского творчества стал лауреатом областного и регионального конкурсов учреждений дополнительного образования детей, четыре раза становился лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года». Тем не менее, на сегодняшний день перед нами стоит весьма ответственная задача – сохранения в деятельности учреждения дополнительного образования детей режима устойчивого развития по всей организационно-управленческой вертикали. Развивающие модели должны реализовываться в педагогическом и детских коллективах на всех уровнях относительно педагогического коллектива на содержательно-смысловом, методико-технологическом и организационно-педагогическом уровнях.
6. Режим устойчивого развития в организационно-педагогическом плане мы рассматриваем как теоретически и практически продуманную деятельность, соответствующую современным стандартам профессионализма и направленную на непрерывное изучение и совершенствование учебно-воспитательного процесса, устойчивый рост его качества. Режим устойчивого развития – это не прихоть руководителя, а важнейший принцип обеспечения жизнеспособности современного образовательного учреждения. Это – единственно верная реакция современного учреждения дополнительного образования детей на требование времени, непрерывно обновляющего социальный запрос в адрес ДДТ «Центральный» социума. Устойчивое развитие обеспечивается научно-обоснованными управленческими действиями. Необходимо осуществлять управление ОУ в прогностическом ключе, действовать опережающими (прогностически достоверными) способами реагирования. Эта задача весьма трудна. Мотивационно-интеллектуальная модель управления развития учреждением ДОД дает определенный ключ к постановке данной проблемы к ее практическому решению.
7. Требование этапности крайне важно в практической реализации мотивационно-интеллектуальной модели.
Достигнутая к настоящему времени теоретическая и практическая готовность педагогического коллектива участвовать в инновационных процессах стала для нас не только результатом, но и определенной проблемой, требующей организационно-управленческого решения. Системно скоординированное осуществление целевых программ, организация опытно-поисковой деятельности в рамках структурных подразделений и в целом всего ДДТ, включение различных механизмов стимулирования – определяют логику управленческих действий на сегодняшнем этапе развития ДДТ. Вдумчивая работа со своим опытом, его непрерывное совершенствование обеспечивает режим устойчивости. Управление развитием потребностей и интересов обучающихся выступает сегодня для нас содержательно-интеграционной базой для сплочения коллектива.
8. В соответствии с избранной моделью, планирование перспектив развития в коллективе в настоящее время идет как сверху вниз, так и снизу вверх. В любом случае руководитель и его подчиненные ориентированы на компетентность, личностные достижения и ответственность. К настоящему моменту достигнута проектируемая на предшествующих этапах гармония вертикальных и горизонтальных связей. Создано пространство для конструктивного взаимодействия.
Процесс планирования сегодня становится особо ответственным моментом для непрерывного обогащения (переформулирования) целей и задач, профессионально-развивающей их корректировки, уточнения. Контроль же имеет по преимуществу функцию поддержки.
9. Достигнутая к настоящему времени цель научно-методического и психологического сопровождения – создание условий для интенсивного, педагогически оптимального профессионально-личностного развития практически всех педагогических работников. Вместе с тем, научно-методическая деятельность призвана, воплотить в жизнь спроектированную концепцию, стратегию и тактику управления развитием потребностей и интересов детей на системно-целостной основе.
Созданная система управления в ДДТ подразумевает не только управление развитием целостной системы, но и управление всеми структурными подразделениями, а также управление развитием взаимоотношений в коллективе обучающихся.
Каждый из обозначенных блоков-модулей, безусловно, имеет свои собственные проблемы, которые определенным образом влияют на развитие образовательного учреждения как динамической, социально-открытой педагогической системы.
Внедрению эффективной системы мотивационно-интеллектуального управления развитием ДДТ препятствовали следующие проблемы:
недостаточно эффективное использование нормативно-правовой документации в образовательном процессе,
недостаточное бюджетное финансирование,
статусное восприятие населением района деятельности ДДТ, его оценки как еще одного досугового Центра,
неравномерное развитие структурных подразделений,
нехватка высококвалифицированных кадров.
Внедрение целевого управления, основанного на мотивационно-интеллектуальной модели деятельности, потребовало дополнительных усилий со стороны администрации, в части усиления мотивации к непрерывному профессиональному росту работников в освоении принципов реализации интеллектуальных систем в образовательной деятельности, а также выявления и реализации потребностно-мотивационной базы познавательно-творческой активности личности.
10. В ДДТ «Центральный» используется своя собственная модель информационно-коммуникативного взаимообмена опытом творческой педагогической деятельности. Она заключается в следующем. Проводятся еженедельные совещания при директоре, производственные совещания, учебно-методический совет, художественно- творческий совет, административно-хозяйственный совет, педагогический информационный стенд, сайт ДДТ, консультации ученого, педагога-психолога, заместителя директора по учебно-методической работе все это позволяет решать актуальные задачи, совершенствовать систему информационно-коммуникативного взаимодействия.
Персонал и администрация четко информированы о взаимных требованиях и ожиданиях. Разработана и успешно работает система избирательно-дифференцированной интеграции ДДТ с внешней средой, поэлементно оттачивается система воспитательной работы, ведется рекламная деятельность, обеспечивается участие всей педагогической команды в процессе решения актуальных проблем Дома творчества. В целом, достигнут, на наш взгляд, системный подход в осуществлении информационной деятельности по основным направлениям.
В настоящий момент мы стремимся решить следующие актуальные проблемы и задачи:
всемерно стимулировать опытно-поисковую и экспериментальную работу творчески ориентированных педагогов;
осуществлять своевременную научно-педагогическую поддержку инициатив;
обеспечить эффективное методико-технологическое разрешение типично-схематических процедур организации профессиональной деятельности педагога;
создать практически удобный для применения и надежный по качеству мониторинг целостного воспитательно-образовательного процесса;
укрепить материально-техническое обеспечение работы детских творческих объединений;
выработать приемлемый для ДДТ механизм управления качеством воспитательно-образовательного процесса по целевому промежуточному и конечному результату.
Планирование деятельности в структурных подразделениях и ДДТ «Центральный» по сложившейся традиции осуществляется в соответствии с выработанными стратегическими целями и задачами, что обеспечивает рациональный, научно-обоснованный уровень управления информационным обменом.
Л.И. Мандыч, директор ДДТ «Центральный», руководитель высшей квалификационной
категории, заслуженный работник культуры РФ