Жукова О.В. Модель управления организационным развитием ДХЭШИ Весна как фактор мотивации инновационной деятельности
Детская художественно-эстетическая школа искусств «Весна» является социально открытой системой, учитывающей полифункциональный характер социального заказа со стороны социума и государства. Содержательно-смысловое и воспитательное воздействие художественно-образовательной среды нашего учреждения обеспечивается с одной стороны, развитием обучающихся с учетом их индивидуальных способностей, природных задатков, направленности личности, а с другой подготовка их как конкурентоспособных, социально-адаптированных, творчески активных людей. Основная цель деятельности ДХЭШИ «Весна» - создание социокультурной модели образовательного учреждения дополнительного образования детей, обеспечивающей условия для самопознания и самоактуализации личности в современном обществе.
Успешная реализации поставленной цели представляется возможной при условии слаженного функционирования структурных единиц управленческой системы школы.
В основе управления ДХЭШИ «Весна» лежит линейно-постановочная модель организации управления школой с частичным использованием типичных закономерностей смешанно-коллегиальной модели. Данная модель базируется на принципах, весьма актуальных для функционирования и развития учреждения системы дополнительного образования детей:
? открытость;
? динамичность;
? культура организации;
? связь с внешней средой.
Сущность линейно-постановочной модели управления школой состоит в четком определении целей и результатов работы, формировании реальных программ, путей их достижения и оценки конкретных результатов деятельности. Так, административным советом школы, который является основным координирующим органом и в основе своей деятельности опирается на программно-целевой метод организации образовательного пространства, разработана система внутришкольного контроля как целостной функции, отвечающей за взаимосвязь целей, планов и этапов их реализации. Административный совет школы также формирует планово-прогностическую деятельность школы через построение работы на перспективной, прогнозируемой программе развития нашего учреждения. В административный совет школы входят директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заведующие методическими объединениями, педагог-психолог.
Использование линейно-постановочной модели управления при организации учебного процесса позволяет учитывать различие способностей детей, что является весьма важным для разработки системы многоуровневого обучения и реализации этого принципа в адаптированных и авторских образовательных программах нашего учреждения. Так, в образовательных программах выделяется несколько учебных уровней освоения той или иной программы, в зависимости от исходных данных обучающегося, а также от степени его дальнейшего личного роста и совершенствования в овладении тем или иным видом искусства.
Опора на линейно-постановочную модель управления в учреждении дополнительного образования детей имеет свою специфику.
Во-первых, при многоуровневой системе обучения разделение обучающихся по степени творческой одаренности происходит внутри одной группы, что даёт возможность не изолировать «слабых» обучающихся, а наоборот, раскрыть перед ними перспективу роста и самосовершенствования.
Во-вторых, роль методических объединений в управленческой структуре школы искусств «Весна» весьма значительна. Здесь можно говорить о диалоговом принципе обсуждения и решения основных задач развития учреждения. И, поскольку, именно на основе консенсуса вырабатываются решения, приемлемые для большинства участников образовательного процесса, можно говорить об использовании черт смешанно-коллегиальной модели управления организационным развитием «ДХЭШИ «Весна». Это, в свою очередь, не противоречит основным принципам линейно-постановочной модели, поскольку руководители методических объединений входят в управленческий административный совет школы и активно участвуют в системе управления школой.
Такое взаимодействие нескольких управленческих моделей является для нашего учреждения органичным явлением, поскольку работа в режиме инновационного развития образовательного учреждения подразумевает постоянный поиск новых форм и методов в системе управления организационным развитием школы.
О.В. Жукова, директор ДХЭШИ «Весна», кандидат искусствоведения