Жукова О.В. Модель управления организационным развитием ДХЭШИ Весна как фактор мотивации инновационной деятельности

 
Детская художественно-эстетическая школа искусств «Весна» является социально открытой системой, учитывающей полифункциональный характер социального заказа  со стороны социума и государства. Содержательно-смысловое и воспитательное воздействие художественно-образовательной среды нашего учреждения  обеспечивается с одной стороны, развитием обучающихся с учетом их индивидуальных способностей, природных задатков, направленности личности, а с другой подготовка их как конкурентоспособных, социально-адаптированных, творчески активных людей. Основная  цель  деятельности  ДХЭШИ «Весна» -  создание  социокультурной  модели  образовательного  учреждения  дополнительного  образования  детей,  обеспечивающей  условия  для  самопознания  и  самоактуализации  личности  в  современном  обществе.

Успешная  реализации  поставленной  цели  представляется возможной   при  условии  слаженного  функционирования  структурных  единиц  управленческой  системы  школы.

В основе управления ДХЭШИ «Весна» лежит линейно-постановочная  модель организации управления школой  с  частичным  использованием  типичных  закономерностей  смешанно-коллегиальной  модели.  Данная   модель базируется на принципах,  весьма  актуальных  для функционирования  и  развития учреждения  системы  дополнительного  образования  детей:
? открытость;
? динамичность;
? культура организации;
? связь с внешней средой.

Сущность линейно-постановочной  модели  управления  школой  состоит в четком определении целей и результатов работы, формировании реальных программ, путей их достижения и оценки конкретных результатов деятельности. Так, административным  советом  школы, который  является  основным  координирующим  органом  и  в  основе   своей  деятельности  опирается  на  программно-целевой метод организации  образовательного  пространства,  разработана  система  внутришкольного контроля как целостной функции, отвечающей за взаимосвязь целей, планов и этапов их реализации. Административный совет  школы  также  формирует планово-прогностическую деятельность школы через построение работы на перспективной, прогнозируемой программе развития  нашего учреждения.  В административный  совет  школы  входят  директор,  заместитель  директора по учебно-воспитательной работе, заведующие методическими объединениями, педагог-психолог.

Использование линейно-постановочной  модели управления  при  организации  учебного  процесса позволяет  учитывать  различие  способностей детей,  что  является  весьма  важным  для   разработки  системы  многоуровневого обучения  и  реализации  этого  принципа в  адаптированных  и  авторских  образовательных  программах  нашего  учреждения.  Так,  в  образовательных  программах  выделяется  несколько  учебных  уровней  освоения  той  или  иной  программы,  в  зависимости  от  исходных  данных  обучающегося,  а  также от  степени его дальнейшего личного роста и совершенствования в овладении  тем  или иным видом  искусства.

Опора  на  линейно-постановочную  модель  управления  в  учреждении  дополнительного  образования  детей  имеет  свою  специфику. 
Во-первых, при  многоуровневой  системе  обучения  разделение  обучающихся  по  степени  творческой одаренности происходит внутри одной группы, что даёт  возможность не  изолировать «слабых» обучающихся, а наоборот, раскрыть  перед  ними  перспективу  роста  и  самосовершенствования.
Во-вторых, роль методических объединений в управленческой структуре школы  искусств «Весна» весьма  значительна.  Здесь  можно  говорить    о  диалоговом  принципе  обсуждения  и  решения  основных  задач  развития  учреждения.  И, поскольку,  именно  на  основе  консенсуса  вырабатываются  решения,  приемлемые  для  большинства  участников  образовательного  процесса,  можно  говорить  об  использовании  черт  смешанно-коллегиальной  модели  управления  организационным  развитием  «ДХЭШИ  «Весна». Это, в  свою  очередь, не  противоречит  основным  принципам  линейно-постановочной  модели,  поскольку руководители  методических  объединений входят  в  управленческий  административный  совет  школы  и  активно участвуют в  системе  управления  школой.

Такое  взаимодействие  нескольких  управленческих  моделей  является для  нашего  учреждения  органичным  явлением,  поскольку   работа  в  режиме инновационного  развития  образовательного  учреждения  подразумевает  постоянный  поиск  новых  форм  и  методов  в  системе управления  организационным  развитием  школы. 
 
О.В. Жукова,  директор  ДХЭШИ «Весна», кандидат искусствоведения