Романов Б.В. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ И ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИИ ПОКОЛЕНИЯ XXI ВЕКА

 
В течение многих лет Б.В. Романов работает по авторской технологии и авторским учебным программам. Ядро технологии - индивидуализация обучения физической культуре. Технология педагогической деятельности описана Романовым Б.В. в пояснительных записках к авторским учебным  программам, факультативным и элективным курсам.  Содержание образования в области преподавания физической культуры модернизировано Борисом Викторовичем в соответствии со статусом ОУ – школы с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура», в соответствии с профилизацией III ступени образования по оборонно-спортивному направлению.
Об эффективности организации преподавания предмета свидетельствует тот факт, что в учебный план, помимо третьего и четвертого часов предмета «Физическая культура», вводятся факультативы и элективные курсы по теории физической культуры  и спорта, основам предпрофильной подготовки,  автором которых является Романов Б.В.   Таких программ за последние четыре года разработано более 20, все они имеют внешнюю экспертизу и соответствуют требованиям, предъявляемым к такого рода документам. Владея в совершенстве традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», учитель использует активные формы обучения: проектирование, моделирование, проблемные лекции, диспуты, брейн-ринги, элементы передовых педагогических технологий.
Усилиями Бориса Викторовича материально-техническая база занятий физической культурой и спортом обеспечена необходимым оборудованием и инвентарем, в том числе за счет привлечения  средств многоканального финансирования, спонсорской помощи выпускников-спортсменов прошлых лет.
В большом спортивном зале имеется все необходимое для реализации углубленного и профильного уровней изучения предмета «Физическая культура». На территории школы разбит спортивный городок, в зимний период прокладывается лыжня длинной в 400 м. В 2000 году был оборудован тренажерный зал. В 2005 году открылся малый спортивный зал, оснащенный всем необходимым для занятий физической культурой младших школьников. В 2005 году на школьном стадионе был сооружен корт для занятий большим теннисом. 
Борис Викторович входит в состав медико-социально-психологической службы, которая сопровождает учебно-воспитательный процесс. Службой систематически проводится динамическое наблюдение за здоровьем  детей с целью определения группы  развития для занятий физической культурой. Медики сотрудничают с преподавателями физкультуры по вопросам медико-педагогического контроля при проведении уроков физкультуры, профилактике и учету травматизма, обеспечения безопасного образовательного пространства во время динамических занятий.
 

Современные ученые считают, что молодому человеку, живущему в условиях мегаполиса, не хватает не только чистого воздуха и общения с природой, но и движения. Дефицит движения могут покрыть только занятия физической культурой и спортом, а в условиях школы – уроки  физической культуры.

Цель физического воспитания в нашей школе – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.

Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. В школе с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура» образовательной программой предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время – во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период.

Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 45 лет. С 1980 года  я работаю по авторской педагогической технологии, которую модернизирую в соответствии с требованиями времени. Сущность моей технологии заключается в личностно-ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитывая возрастные особенности обучающихся первой ступени образования, составляю подвижные игры по сюжетам народных сказок, мультфильмов, герои которых известны детям. Ребятам предлагаются упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

Во второй ступени образования, помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля при  выполнении упражнений.
 В процессе педагогической деятельности меняю типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Составляю комплексы физических упражнений для каждого ученика с учетом уровня его физического развития. На уроках использую различное спортивное оборудование и снаряжение: перекладины, лестницы, гимнастические скамейки, гантели, гири, тренажеры и т.д. В 9-ом классе ввожу в содержание урока элементы предпрофильной подготовки по специальностям, связанным с занятиями физической культурой и спортом.  Третья ступень образования – период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцирую физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому  признакам.
 
Оздоровительная задача
 
Способы решения
Профилактика гипокинезии
Нормализация двигательного режима за счет увеличения объема динамических физических нагрузок
Профилактика  нарушений осанки
Использование специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника и мышц свода стопы
Профилактика  травматизма
Обучение технике выполнения физических упражнений и правилам техники безопасности во время занятий физическими упражнениями
Профилактика сердечно-сосудистых
заболеваний
Тренировка аэробного и анаэробного характера, направленная на повышение адаптационных возможностей вегетативных систем организма
Профилактика  простудных
заболеваний
Использование в занятиях физическими упражнениями водных процедур и других компонентов закаливания
Основы безопасности жизнедеятельности
Обучение двигательным действиям прикладного характера, позволяющее использовать полученные знания и практический опыт в реальных жизненных ситуациях

Так на уроках гимнастики с юношами кроме снарядной, занимаемся атлетической гимнастикой и упражнениями на выносливость. Девушкам даю упражнения на развитие гибкости, чувства ритма. Уделяю внимание осанке, четкости движений. Старшеклассникам стараюсь дать больше самостоятельности при проведении разминок, судейства и т.д. Это вырабатывает у обучающихся понятия о критерии оценки, самооценки. Совместная работа с учителем помогает объективно подходить к оценке выполнения упражнений.  Даю много заданий в форме круговой тренировки, практикую уроки-спарринги. К проведению нестандартных уроков привлекаю студентов – практикантов кафедры физической культуры НГПУ и колледжа физической культуры и спорта с целью отслеживания правильности выполнения каждым обучающимся физических упражнений.

Содержание образования в старшей школе строю по принципу перехода от развития основных физических качеств к частным, индивидуальным, что обеспечивает переход осваиваемых знаний в практические навыки и умения.

В зависимости от сформированности умений и навыков позиционирую роль педагога. Так на уроках в начальной школе учителя я вижу в роли организатора, главная задача которого направить усилия детей на освоение основ физической культуры. В среднем звене учитель в большей степени – советник, рекомендующий и контролирующий технологию освоения предмета. В старшей школе, с учетом наработанного учащимися опыта, выступаю в основном в роле консультанта и координатора.

Особое значение придаю доверительным отношениям с ребятами, формированию убеждения в том, что физическая культура – ключ к преодолению многих сложностей, которые возникают в жизни.

Углубленное изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах города, области, страны. На каждом уроке провожу информационные беседы, а в конце учебного года во II и III ступени образования - экзамен по теории физической культуры. Предпочитаю такие формы организации аттестации как собеседование, защита проекта, реферата и др.
Важным направлением в физическом воспитании считаю воспитание аккуратности, бережливости, ответственности за себя и других. Серьезное значение придаю форме одежды, приветствию в начале урока, хронологии урока, точности и красоте выполнения упражнений. Каждый урок заканчиваю подведением итогов, домашним заданием на закрепление изученных физических упражнений.

В процессе занятий физической культурой обращаю внимание на исправление индивидуальных недостатков физического развития. У многих детей нарушена осанка, выражено плоскостопие, присутствуют признаки ожирения. Большинство этих нарушений имеет нестойкий функциональный характер, поэтому стремлюсь подобрать комплекс таких физических упражнений, которые помогают справиться с физиологическими проблемами. Эту работу провожу совместно со школьным врачом и  под его наблюдением.

Считаю важным эстетическое оформление уроков физкультуры и спортивных мероприятий. Уделяю внимание внешнему виду учеников, спортивной символике, музыкальному сопровождению. С моей точки зрения, средства цветовой и музыкальной выразительности вызывают желание красиво двигаться и точно выполнять упражнения.

Специфика предмета диктует необходимость соблюдения правил техники безопасности при организации занятий физкультурой. Перед каждым разделом программы знакомлю ребят с основными правилами обращения со спортивным инвентарем, требованиями к выполнению упражнений.
<…>

Инновационная деятельность учителя физкультуры определяется необходимостью  обобщения накопленного материала, сохранения лучших традиций, тиражирования передового педагогического опыта и результатов теоретической и практической деятельности в области развития физкультуры и спорта.
Для координации инновационной деятельности в 1998 году была основана школьная кафедра физической культуры, объединившая усилия учителей физической культуры, тренеров, медицинской службы ОУ и ученых. Научным руководителем кафедры является Кончиц Н.С., заведующий кафедрой ФК и С НИПКиПРО, профессор, доктор медицинских наук. В состав кафедры входят учителя физической культуры школы, 75% которых – мои бывшие ученики.

Кафедра физической культуры является методическим центром научно - исследовательской деятельности педагогов в области ЗОЖ, физкультуры и спорта.

Под патронажем кафедры физической культуры разрабатываются, апробируются и внедряются в УВП инновационные и экспериментальные проекты, модели, программы.

В инновационной деятельности кафедры физической культуры можно выделить следующие направления:
1. Разработка инновационных проектов, направленных на организацию научной поддержки решения важнейших проблем здоровьесохранения и здоровьеформирования школьников, развитие физической культуры и спорта.
2. Привлечение к созданию программ, проектов научных консультантов, специалистов. Организация независимой экспертизы научно-методических разработок в области физкультуры и спорта.
3. Обобщение результатов научно исследовательской деятельности кафедры физической культуры, подготовка материалов к печати.
4. Организация научно-экспериментальной работы. Мониторинг результативности и эффективности физкультурно-оздоровительного и спортивно-творческого движения.
5. Повышение методической грамотности педагогов в части организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности.
6. Обеспечение ОУ информацией о последних достижениях в области методики преподавания физической культуры посредством использования материалов СМИ, медиаресурсов.
7. Издательская деятельность.
8. Руководство секциями «ЗОЖ», «Физическая культура и спорт» школьного научного общества учащихся.
9. Сбор и систематизация материалов по ЗОЖ, физической культуре и спорту в методическом кабинете ОУ и школьном музее спортивной славы.
10. Аккумулирование и тиражирование передового опыта.  Подготовка портфолио учителей – мастеров. Закрепление положительного опыта учителей физической культуры, активно и качественно обучающих молодых специалистов. Распространение передового опыта через различные формы научно-методической и опытно-экспериментальной работы.
11. Функционирование постоянно действующего методического семинара для учителей физической культуры района, города, области по темам: в 2003 году - «Методика преподавания физической культуры на углубленном уровне»; в 2004 году - «Преподавание физической культуры в условиях реализации оборонно-спортивного профиля»; в 2005 году - «Организация итоговой аттестации по физической культуре»; в 2006 году - «Технология разработки и реализации элективных курсов по физической культуре».
12. Научно – методическое сопровождение УВП при изучении предметов образовательной области «Физическая культура» на углубленном уровне, в рамках профильного обучения по оборонно – спортивному направлению. Сотрудничество с учебной частью при наполнении учебного плана предметами, расширяющими и углубляющими рамки образовательной области «Физическая культура».
13. Участие в методических выставках, конкурсах, конференциях, семинарах, в Сибирской ярмарке «Учсиб», августовской педагогической конференции.
14. Накопление и использование медиаматериалов по проблемам физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности.
15. Размещение на сайте ОУ авторских программ и элективных курсов, реализующих углубленный уровень изучения предмета «Физическая культура».
16. Подготовка рекламных проспектов для потенциальных учеников  школы, их родителей. Выпуск рекламно-информационных изданий «Календарь местных  спортивных событий», «Наши спортивные достижения» в бумажной и медиа версиях.
17.   Систематическое обеспечение СМИ информационными материалами о  спортивных достижениях школы.
18. Презентации деятельности образовательного учреждения в области физкультуры и спорта в различных формах: выставках, конференциях, мастер-классах.   <…>

Система отслеживания, методы и показатели-индикаторы оценки результативности и эффективности используемых методик обучения, технологий, приемов
За годы педагогической практики у меня сложилась система отслеживания качества преподавания предмета на углубленном и профильном уровне, организации  физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности во внеурочное время.  Оценке подлежат следующие аспекты педагогической деятельности: развитие физических и психических качеств, формирование потребности в здоровом образе жизни, преодоление синдрома дефицита внимания; формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.  Обобщение педагогического опыта в области физкультурно-оздоровительной и спортивно - творческой деятельности позволило мне создать научно-методическую базу мониторинговых исследований в области развития физкультуры и спорта, который осуществляется школьной кафедрой физической культуры.  Полученные аналитические материалы структурированы в таблицы, диаграммы, шкалы, экспертизы, описания и др.  <…>

Опыт педагогической деятельности позволяет выделить такие траектории мониторинговых исследований как:
1. Оценка качества успеваемости по предмету «Физическая культура», изучаемого на базовом, углубленном, профильном уровнях. Для оценки и отслеживания результатов используется пакет статистических документов, утвержденных и рекомендованных министерством образования и науки РФ.
2. Сравнение показателей обучающихся по различным разделам физической культуры с нормативами ГОСа.
3. Результативность физкультурно-оздоровительной деятельности ОУ, измеряемая через изучение отношения детей к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни посредством тестирования и анкетирования школьников и их родителей.
4. Эффективность спортивно-творческой деятельности ОУ, оцениваемой через изучение условий и образа жизни обучающихся, отношения всех участников образовательного пространства к спортивно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности.
5. Оценка уровня степени удовлетворенности обучающихся и их родителей, выпускников прошлых лет, педагогов, социальных партнеров состоянием спортивно – физкультурной работы школы.
6. Анализ занятости обучающихся, педагогов и родителей в спортивных секциях в школе и за ее пределами, а также в органах ученического соуправления.
7. Педагогическая экспертиза методических материалов по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования школьников, развития физической культуры и спорта.
Практический опыт подсказывает, что в школе эффективность физкультурно-спортивной деятельности необходимо оценивать в основном по состоянию показателей здоровья, по оценке физической работоспособности и двигательным тестам.

Методика комплексной оценки физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности включает в себя:
? тесты для оценки физического развития, двигательной подготовленности;
? анкеты для опроса обучающихся об образе жизни, формах досуга, отношении к собственному здоровью, к занятиям физической культурой и спортом;
?  анкеты для опроса учащихся об уровне их знаний, навыков и умений в сфере здорового образа жизни, теории физической культуры и спорта;
?  анкеты для опроса педагогов, родителей на предмет определения уровня удовлетворенности организацией физкультурно – оздоровительной и спортивно-творческой деятельности в ОУ;
? сводные таблицы участия обучающихся, педагогов, родителей в спортивных и спортивно-творческих мероприятиях школы, района, города;
? сводные таблицы и диаграммы занятости обучающихся, педагогов и родителей общеобразовательного учреждения в спортивных секциях школы, района, города;
? сравнительные таблицы результативности участия обучающихся и педагогов школы в спортивных мероприятиях и соревнованиях района, города, области;
? тесты и сводные  таблицы для определения эффективности общешкольного спортивного или спортивно-творческого мероприятия;
? сравнительные таблицы для определения соответствия физических показателей обучающихся по различным разделам физической культуры нормативам ГОСа базового, углубленного, профильного уровней;
? таблица для обобщения сведений успеваемости обучающихся по предмету «Физическая культура» (год, экзамен, итог).

Роль учителя физической культуры в современной школе заключается не только в организации динамической активности обучающихся. Учитель физической культуры – это координатор деятельности по формированию психосоциальных, коммуникативных, информационных и других компетенций нового поколения, без которых немыслим человек XXI века.
 
 
Б.В. Романов, учитель физической культуры высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 29, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ