Пруткова Е.Ю. Формирование умений и навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения общественных дисциплин
Сейчас, когда историческое образование в России постепенно становится личностно-ориентированным, плюралистическим и многообразным, учитель истории сталкивается с проблемами не только дидактического или информационного характера. При еще не сформулированной концепции стабильного исторического и обществоведческого образования школы вынуждены функционировать, самостоятельно преодолевая мировоззренческий и нравственно-ценностный вакуум, активно участвуя в поиске и формировании новой структуры и содержания школьного образования, целей и приоритетов образовательной политики.
Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределиться в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
Отличие моего подхода к изучению истории – в работе с детьми в режиме конкретизации представлений, погружения в эпоху посредством эмоционального окрашивания изучаемого материала и самостоятельной деятельности учащихся. Особенно это важно для среднего звена, когда логическое и абстрактное мышление еще не очень развито.
Для формирования интереса к истории, культуре я использую социальные и познавательные мотивы. Социальные мотивы позволяют добиться положительной оценки и успеха. Они связаны с эмоциональным воздействием на ученика (переживание, эмоции удивления, радости, успеха) и осуществляются через участие в познавательных и интеллектуальных играх, решение проблемных задач, через разные формы деятельности: индивидуальную, коллективную, групповую, личностно-ролевую с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Познавательные мотивы направлены на формирование эмоционального отношения к предмету, развитие интеллекта, способствуют личностному росту. Поэтому в учебно-познавательной деятельности учащихся 5-7-х классов чаще всего использую такие методы обучения, как:
? словесно-логические, наглядные, практические – по способу передачи информации,
? индуктивные – по способу изложения,
? репродуктивные, алгоритмические, частично-поисковые, проблемно-поисковые – по видам деятельности учащихся.
Кроме этого, в своей деятельности сочетаю традиционные и нетрадиционные приемы изучения истории, например: ретроспективные театрализованные ролевые игры «Суд над Сократом», «Древнегреческая школа», урок-спектакль «Путешествие в древний Египет», урок-образ Древнего Востока. Учитывая эмоциональное отношение к деятельности в этом возрасте, применяю персонификацию в форме мини-сочинений «Один день из жизни средневекового… крестьянина (рыцаря, купца и т.д.)», «Как я был участником (зрителем) Олимпийских игр в древней Греции». Помогает слышать голоса прошлого диалог культур (реставрация и реконструкция гербов, гимнов, молитв богам древнего Египта, Греции), воображаемое или заочное путешествие «Как я побывал в средневековом городе», «Экскурсия по средневековому городу». Включаю поиск в задания по работе с картами, картинами, иллюстрациями, например: написать сочинение по картине, дать название картине, придумать за действующих лиц слова. Дифференцирую самостоятельную работу, домашние задания. В процессе итоговой проверки по теме или по курсу предлагаю тестовые задания на опознание, различение, соответствие, подстановку, алгоритм. Результатом совместной деятельности учителя и учащихся являются выставки и выпуск сборника творческих работ, спектакль-коллаж из театрализованных исторических фрагментов для родителей.
В 8-9 классах ситуация успеха важна вдвойне, так как в этом возрасте идет самоутверждение личности. Большое значение приобретают такие методы обучения, как словесно-логические, дедуктивные и индуктивные, частично-поисковые, проблемные, эвристические.
Основными формами деятельности становятся групповая и личностно-ролевая.
Продолжаю использовать нетрадиционные приемы: эффект присутствия, персонификацию и драматизацию (урок-инсценировка «Пленительные образы России» о судьбах жен декабристов), ретроспективные ролевые игры (реставрация русского народного свадебного обряда, святочных вечеров и игр), деловая игра «Нужно ли нам наследие древнего Междуречья?».
Продолжаю использовать нетрадиционные приемы: эффект присутствия, персонификацию и драматизацию (урок-инсценировка «Пленительные образы России» о судьбах жен декабристов), ретроспективные ролевые игры (реставрация русского народного свадебного обряда, святочных вечеров и игр), деловая игра «Нужно ли нам наследие древнего Междуречья?».
На уроках по изучению культуры я успешно применяю межпредметные связи: урок, на котором учащиеся создают эскизный проект средневекового города, связан с отработкой навыков эскизирования на уроках черчения; соединяю урочную и внеурочную деятельность - факультатив «Основы риторики: некоторые вопросы теории и практики», конкурс ораторов; использую проектную технологию (презентация авторских проектов учащихся) и нетрадиционные типы уроков (видеоурок, посвящение в рыцари, музыкально-литературный салон в Москве первой половины ХIХ века и т.д.). В проведении таких уроков очень помогает общеэстетическое образование наших учащихся, которое они получают в начальной школе силами педагогов ДШИ № 23, специальное музыкальное и хореографическое дополнительное образование по выбору. Ребята с удовольствием посещают театральную студию; есть необходимая материально-техническая база (костюмы, реквизит, декорации, готовые или сделанные самими учащимися в процессе подготовки к уроку, спектаклю). Всё вышеперечисленное позволяет использовать приемы театрализации и драматизации на уроках гуманитарного и художественного циклов в системе и тесном взаимодействии.
Большое значение для активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся имеет мотивация их на изучение материала, поэтому имеет большое значение формулировка темы урока. Классифицирую названия тем уроков по следующим критериям:
А) сквозной линии – «От республики к империи», «От разрядки к конфронтации»;
Б) проблемной ситуации – «Откуда есть пошла русская земля…», «Петр I – титан или тиран?», «Повредились ли нравы в России в ¼ XVIII века?!»;
В) новому ракурсу – «Когда солнце было богом…», «Хаос и порядок в истории, культуре, жизни…»;
Г) эпиграфу-цитате – «Москва не сразу строилась…», «Странная насмешка судьбы и истории», «Россия – Восток или Запад…» и т.д.
Кроме актуализации темы урока, для повышения мотивации использую проблемные вопросы, задания, проблемные ситуации, применяю прием «Цель-заказ», отработанный в системе повышения квалификации учителей на кафедре ОО «Искусство» и «Технология» НИПКиПРО.
Часто использую на уроках элементы методики анализа художественных произведений Л.П. Масловой, к.п.н., доцента кафедры ОО «Искусство» и «Технология»: через сенсорный анализ слова (синестезийный подход), через его звучание к значению, к первосмыслу. Работа со словом осуществляется в игровой форме, класс делится на группы и пытается проникнуть в суть слова через органы зрения, слуха, обоняния, осязания, через генетическую память поколений. Цель методики: развитие воображения, ассоциативного мышления и формирование мотивации и интереса к изучаемой теме.
В конце урока или изучения темы обязательно провожу рефлексию по таким вопросам:
? реализовалась ли ваша цель в изучении данной темы?
? совпал ли конечный результат с планируемым?
? насколько продуктивна и интересна была ваша работа?
? насколько материал был для вас новым?
? что было наиболее трудным?
? что вам захотелось узнать дополнительно?
Формированию познавательного интереса способствуют уроки-обобщения в игровой форме, например: КВНы, игра «ЧТО, ГДЕ, КОГДА?», издание сборника риторических этюдов учащихся самими учащимися.
Для социального развития и самореализации ученика важны навыки исследовательской работы, которые приобретаются в среднем, старшем звене и являются следствием растущего интереса к истории России и мира. В этом возрасте значимым становится профессиональное и жизненное самоопределение, поэтому основными методами обучения становятся проблемные, частично-поисковые, исследовательские, метод проектов, а ведущими формами деятельности – индивидуальная и личностно-ролевая (групповая).
Апробированы интегрированные уроки (история - литература): «Странная насмешка судьбы и истории» по роману «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных» М. А. Булгакова о судьбах представителей различных социальных слоев в России в переломные периоды; проблема нравственного выбора в годы Великой Отечественной войны по произведениям В. Быкова; «Анекдот как источник… изучения истории, культуры», «Архитектурный облик индустриального города конца ХIХ - начала ХХ веков». Для усиления эмоционального восприятия использую такие нетрадиционные типы уроков, как урок-конференция, урок-телепередача (с имитацией публичных форм), урок - деловая игра, урок-образ.
Актуальность использования проектной технологии в обучении подтверждается нормативными документами Концепцией модернизации российского образования до 2010 года и Концепцией профильного обучения на старшей ступени. В ФБУП 2004 года в старших классах выделены часы на проектную и исследовательскую практику учащихся.
Раньше считалось, что проект может быть только технологическим. Сегодня мы убеждаемся, что проектная технология с успехом может использоваться и при изучении других предметов, так как овладение исследовательскими и проектными методами развивает интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности, формирует умения и навыки, повышает учебную мотивацию, стимулирует стремление к самосовершенствованию. Но в отличие от проекта технологического гуманитарный проект имеет ряд отличительных черт:
? предполагает интегрированные знания и содержание;
? приоритет отдается воспитательным целям перед обучающими и развивающими;
? значимость не в готовом продукте, а в новых знаниях и опыте общения с окружающим миром и людьми, так как в проектном обучении ценны не только результаты, но в большой степени сам процесс;
? этапы работы над проектом могут варьироваться, сокращаться;
? критерии оценки готового проекта и его защиты меняются в зависимости от целей и специфики деятельности.
Проектное обучение активизирует образовательный процесс, потому что оно личностно ориентировано, самомотивируемо, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических образовательных задач:
? вычленять проблему и формулировать темы проектов;
? определять свою позицию;
? подбирать пути и способы решения проблемы;
? аргументировано и обоснованно излагать и защищать свою позицию;
? понимать роль и значение работы в команде.
Таким образом, учебным результатом выступает опыт проектирования, способность создавать и защищать собственный продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, проживание «ситуации успеха» ребенок делает открытия в самом себе, в товарищах, в окружающем мире, в предмете исследования.
На уроках истории, обществознания, мировой художественной культуры применяю различные виды проектов.
1. Мини-проекты в формате «мозгового штурма», анализа документальных источников и произведений искусства (на уроках по мировой художественной культуре). Например, урок по теме «Язык живописи» (или язык графики, скульптуры и т.д.) в 10-м классе. На уроках обществознания по темам «Политика как деятельность», «Наука и ее роль в современном мире», «Предпринимательство» ставлю перед учениками задачу – создать модель современного политика, ученого, предпринимателя. Работу организую по группам, итогом которой является представление своих проектов учащимися и их обсуждение.
2. Проекты средней продолжительности по темам о культуре, эпохе, либо о цивилизациях целесообразнее использовать во внеурочное время, а на уроках представлять только их защиту (презентацию), так как подробное изучение этих тем ограничено учебным временем. Ребятам предлагается образовать группы по интересу к какой-либо проблеме, погрузиться в эпоху, а на защите раскрыть этот вопрос более полно и углубленно, нежели он предложен в учебнике. Каждая группа готовит свой вопрос, в итоге учащиеся получают целостное и образное представление об эпохе, цивилизации или культуре определенного народа в конкретный период. Например, при изучении темы «Советская культура 60-80-х годов ХХ века» в курсе истории России в 11-м классе предлагаются темы: «Сибирская наука», «Советский кинематограф», «Советский спорт – достижения и провалы», «Литература - запрещенная и разрешенная», «Музыка 60-80-х годов» и другие и ставится проблемный вопрос для всех «А был ли застой в данной сфере культуры?», на который каждая группа отвечает своим содержанием.
3. Длительные (или долгосрочные) проекты по проведению ученического исследования по проблеме (ученический реферат исследовательского характера), на которые отводится период от одной четверти до года. К долгосрочным проектам можно отнести урок обобщения по теме «Русская культура первой половины ХIХ века» в 9-м классе (или в 8-м при концентрической системе), на котором ребята представляли свои творческие ролево-игровые проекты. Также видом коллективного долгосрочного проекта может быть урок-суд, урок-свадьба.
Можно классифицировать проекты на индивидуальные (реферат, мультимедийная презентация), парные и групповые (проекты-инсценировки, ролево-игровые или творческие по какой либо эпохе, цивилизации). Деятельность учащихся оформляется в виде какой-либо продукции (ролик, видеофильм, журнал, сценарий, сайт), сопровождается пояснительной запиской, в которой указываются тема, цели, задачи, форма представления (защиты) и краткая аннотация (описание содержания).
Проектная деятельность интегрирует исследовательскую, коммуникативную, игровую, самоопределенческую, рефлексивную технологии и основана на познавательной активности учащихся. Знания, полученные в процессе личностно-значимой и эмоционально-окрашенной деятельности, будут более прочными и глубокими, а умение рефлексировать помогает учащимся анализировать свою и чужую деятельность, вносить в нее коррективы, выбирать наиболее оптимальные пути решения проблемы.
Также эта деятельность способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, которая в большей степени будет востребована в ВУЗах.
Диагностика результативности проектной деятельности учащихся отслеживается через: анализ выполненных проектов по заданным критериям; интерес учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности; анкетирование учащихся; наблюдение за учеником; тестирование межличностных отношений, эмоционального климата в коллективе; сравнение результатов учащегося по возрастным этапам; портфолио достижений учащегося; участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах.
Организация исследовательской работы с учащимися в изучении истории дает возможность решить ряд задач:
? осуществить более глубокое и прочное освоение учебного материала, значительное расширить кругозор учащихся;
? познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;
? показать алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов;
? включить ребенка в контекст научного исследования;
? научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;
? приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результатов.
На пути к профильной школе, где в учебный план включены дополнительные часы на исследовательскую практику и проектную деятельность, массовое обучение учащихся исследовательским умениям и навыкам становится неизбежным. Поэтому, второй год в 10-11-х классах ведется спецкурс «Введение в исследовательскую деятельность с использованием современных информационных технологий». Актуальность программы и ее универсальность для любых школ и профилей прописана в пояснительной записке к рабочей программе. Программа составлена и осуществляется в соавторстве с учителем информатики высшей категории Г.М. Сазоновой.
Большое внимание на уроках истории и обществознания уделяю работе с историческими документами и мемуарами. Разработаны дидактические комплекты с документами по эпохе Ивана IV Грозного, Петра I, Николая I, Александра I, разделам «Киевская Русь в IX-XII века», «Монголо-татарское иго», «От Руси к России (XIV-XVI вв.)».
Специфика работы в старших классах диктует необходимость создания системы контроля знаний учащихся, степени их обученности. По различным темам созданы папки с контрольными и срезовыми материалами по истории и обществознанию. Тесты содержат вопросы и задания разной степени сложности и модификации. Есть задания репродуктивного, алгоритмического и эвристического уровня. Также созданы итоговые тесты по всем предметам обществоведческого цикла, контрольные работа в форме ЕГЭ по отдельным темам.
Мой профессиональный интерес в последние годы связан с такими педагогическими и методическими проблемами и инновациями, как:
? этнокультурный и интегрированный подходы в изучении истории (изложено в первой части);
? формирование мотивации учебной деятельности у учащихся;
? специфика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в урочное и внеурочное время как факторы успешной социализации и самореализации учащихся (изложено в первой и во второй частях);
? создание учебных программ элективных курсов для профильной школы и их апробация;
? инновационные методы оценки результатов.
Много лет являюсь руководителем методического объединения учителей истории школы, курирую такие направления, как работа с одаренными детьми, подготовка их к участию в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях, веду разнообразную внеклассную работу по предмету.
Руковожу научным обществом учащихся школы № 99, организую и провожу традиционное внешкольное мероприятие День Науки. Учащиеся 8-11 классов приглашаются на заседания предметных секций. Лучшие работы направляются для участия в районной научно-практической конференции. Конференция открывается пленарным заседанием и заканчивается подведением итогов и награждением. В школе созданы свои макеты грамот и дипломов по всем номинациям и конкурсам.
Кабинет истории оснащен современной техникой: телевизором, видеомагнитофоном, компьютером, копировальной техникой, СD-проигрывателем. Создана видеотека и медиатека учебных и познавательных фильмов, программ; библиотека методической, энциклопедической и учебной литературы в помощь учителю и для самостоятельной работы учащихся, дидактические комплекты к темам.
Е.Ю. Пруткова, учитель истории высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 99