Томкевич О.Б. Использование интернет-ресурсов на уроках географии

 
 
Томкевич Ольга Борисовна работает в экономическом лицее с 1986 года, преподает географию в классах II и III ступеней лицея, используя современные педагогические технологии.  Основополагающими принципами преподавания учитель считает принципы гуманизма и демократизации, позволяющие создавать комфортные условия для проявления и развития способностей каждого ребенка.  Основную цель своей педагогической деятельности Ольга Борисовна определяет как формирование географической культуры учащихся, воспитание в них чувства гражданской ответственности. Для реализации этой цели педагог разработала авторскую технологию обучения географии, основу которой составляет формирование познавательного интереса учащихся на основе организации игровой деятельности.  Умелое сочетание отбора содержания образования, форм, методов и средств обучения обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся в изучении предмета и результативность итоговых показателей.
Ольга Борисовна умело применяет традиционные и активные формы обучения, проводя уроки-семинары, зачеты, конференции, диспуты, «круглые столы», позволяющие ей максимально учитывать познавательные интересы учащихся, их творческие способности и на этой основе добиваться повышения уровня обученности детей, развития их творческого мышления.
Учитель на уроке эффективно использует технические средства обучения: графопроектор, интерактивную доску, телевизор, DVD плеер,  мультимедийный проектор.
Особое место в педагогической работе Ольги Борисовны занимает руководство исследовательской деятельностью лицеистов.  Ее ученики являются победителями районных олимпиад, призерами районной и городской научно-практической конференций.
По итогам районного и городского смотров-конкурсов «Учебный кабинет – 2006» кабинет географии МЭЛ, которым заведует О.Б. Томкевич, занял 1 место.
 
 
Современные преобразования в российском образовании происходят в эпоху стремительного развития высоких технологий, расширения информационного пространства средствами Интернет.
Сегодня педагог должен обладать навыками сотрудничества с учащимися на основе информационного взаимодействия, уметь осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Изменения в структуре и содержании общего и среднего образования (ЕГЭ, профильная школа, различные виды тестирования) привели меня к активному использованию компьютера.

Уроки с использованием ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими: меняется собственная позиция (я перестаю быть «источником знаний», а становлюсь соавтором, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, создания творческих работ в осуществлении деятельного подхода к образованию).

Для успешного сотрудничества учителя и учащихся на уроках с использованием ресурсов Интернет я придерживаюсь определенных условий:
? уроки провожу в компьютерном классе, где у каждого ученика  современный персональный компьютер;
? предоставляю полный доступ к техническим средствам обучения;
? предоставляю учебное время для самостоятельной работы учеников на компьютере;
? создаю обстановку сотрудничества, доброжелательности.

Оценивая опыт проведения уроков с использованием НИТ, можно сделать вывод, что при четкой организации урока достигается большой эффект, успешно решаются задачи общепедагогического и методического содержания. При этом сохраняется дифференцированный подход и в освоении материала, и в заданиях для решения нет никакого психологического неудобства, так как все заняты посильной работой, и в то же время каждый является важным звеном в структуре урока.

Реализация возможностей средств Интернет позволяет организовывать такие виды деятельности, как умение накапливать, осуществлять сбор, обрабатывать информацию, анализировать и интерпретировать ее.

Предлагаю Вашему вниманию один из уроков географии, проведенный с учащимися 6 класса, с использованием ресурсов Интернет.
 
Тема урока:  Погода
Цель и задачи:
? систематизировать знания о погоде, полученные на уроках географии;
? познакомить с данными метеорологических служб, опубликованных в сети Интернет;
? отработать навыки работы с поисковыми системами Интернет.
 
Оборудование:
? компьютеры с доступом каждого ученика к Интернет;
? стационарная станция погоды;
? учебные таблицы «Приметы погоды»;
? карточки-задания для учащихся.
 
Тип занятия: систематизация знаний, полученных на уроках географии с практическим применением сети Интернет
 
Логика занятия: мотивация – анализ содержания – самостоятельный поиск – обобщение и систематизация – самоанализ – коррекция – анализ.
 
Ход занятия
 
Мотивация
Передача последних известий ежедневно заканчивается сводкой погоды. Диктор сообщает, какая погода в разных городах нашей страны и за рубежом. Это интересует каждого человека независимо от возраста, профессии и увлечений. В наше время погоду можно узнавать с помощью Интернет. Сегодня мы будем анализировать погоду разных регионов России с помощью поисковой системы 
www.yandex.ru.
 
Анализ содержания
Давайте опишем погоду сегодняшнего утра (дети называют и записывают данные в таблицу: температуру воздуха, атмосферное давление, направление и силу ветра, облачность, осадки). Мы перечислили явления, характеризующие погоду и формирующиеся в тропосфере.
С помощью погодной станции давайте опишем погоду на данный момент (заполняется второй столбик  на доске).
Вывод: за первую половину дня произошли изменения температуры воздуха и  атмосферного давления, неизменными остались влажность воздуха, облачность, ветер и осадки. Следовательно, погода меняется во времени.
Проанализировав данные таблицы и выводы, сформулируйте определение понятия погода (Погода – это состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени).
 
Самостоятельный поиск
Погода меняется не только во времени, но и в пространстве. Чтобы в этом убедиться,  используйте данные метеорологической службы, помещенные в Интернете на сегодняшний день.
Для этого воспользуйтесь  алгоритмом:
? откройте браузер Internet Explorer, 
? загрузите страницу поисковика, для этого в строке адреса наберите:
www.yandex.ru,
? в строке поиска наберите: погода Новосибирск, погода Москва, погода Тында (индивидуально-групповая работа),
? нажми кнопку «Найти»,
? интернет-поисковик нашел разные сайты по погоде, выбери тот сайт, который даст более полные данные для заполнения таблицы,
? заполни таблицу,
? сделай вывод.
 
Вывод: (самостоятельно; обращается внимание, что представленные города находятся на одной широте, а погода в данный момент разная; еще раз вспоминаем определение «погоды»).
Физ. минутка
 
Обобщение и истематизация
Обобщение и систематизация проводится по данным, полученным из Интернета. Подтверждается, что погода меняется не только во времени, но и в пространстве.
 
Коррекция
По ходу выполнения самостоятельной работы могут возникнуть разные вопросы. Помочь  может как учитель, так и одноклассники. На этом основании можно провести коррекцию своих действий.
В давние времена изменение погоды предсказывали по приметам: форме дыма из труб, цвету закатного солнца, поведению животных и т.д. (Рассматриваем  учебные таблицы «Приметы погоды»)   Приведите примеры предсказания погоды.
 

Приметы ясной погоды

 

Приметы пасмурной погоды

 

Утром ясно, днем кучевые облака, к вечеру исчезают

 

Дым стелется по земле

 

Вечером обильная роса

 

К ночи теплее

 

Ветер к вечеру стихает

 

Куры и воробьи купаются в пыли

 

Звезды слабо мерцают и имеют зеленоватый оттенок

 

Облака идут против ветра

 

Облака идут по ветру

 

Раньше обычного закрывают свои цветы одуванчики и ноготки

 

Давление повышается

 

Давление падает

 

 

Белые кувшинки не раскрывают своих цветков и не всплывают над водой

 

Слоистые облака приближаются с запада, опускаются, уплотняются

 

Солнце садится в тучу, закат имеет красноватый оттенок

 

Ласточки и стрижи летают низко над землей

 

В радуге сильно выделяется полоса красного цвета

 

После дождя тепло

 

Ветер усиливается к вечеру и к ночи

 

Стрекозы собираются в стаи, их полет становится нервным, путанным, они гудят звонче обычного

 


Более двухсот лет назад за погодой стали наблюдать систематически: регистрировали с помощью приборов температуру и влажность воздуха, атмосферное давление, направление и силу ветра и т.д. Сейчас земная поверхность покрыта сетью метеорологических станций, где за состоянием тропосферы наблюдают специалисты-метеорологи. Данные о погоде в России собираются с метрологических станций, от искусственных спутников Земли, кораблей погоды, геофизических ракет и скапливаются в  Гидрометеоцентре, расположенном в Москве. По этим данным составляются синоптические карты, по которым делаются прогнозы погоды. Прогноз погоды необходим почти всем отраслям народного хозяйства, поэтому службы погоды имеются почти во всех странах мира.

Чтобы быстро узнать прогноз погоды в Новосибирске на ближайшие 3 дня (региональный компонент), воспользуемся информацией Интернета.
 
Задание:
Наберите в строке браузера Internet Explorer адрес сайта:
www.weather.ngs.ru
 
Анализ. Учащиеся анализируют данные детального прогноза погоды на 3 дня в г. Новосибирске (устно).
Итог занятия
? мы вспомнили о погоде, ее элементах, обобщив знания, полученные на уроках географии в 6 классе;
? для характеристики погоды мы воспользовались поисковой системой
www.yandex.ru , в которой нашли сайты с погодой в городах Москва, Новосибирск и Тында, составив сводную таблицу;
? с помощью сайта
www.weather.ngs.ru  мы узнали и проанализировали детальный прогноз погоды в городе Новосибирске за три дня.
 
 
О.Б. Томкевич, учитель географии высшей квалификационной категории МОУ экономический лицей