Напольских Н.Г. Образ царевны - воплощение авторского идеала
Урок литературы в 5 классе по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Цели урока:
1. обучить приёмам характеристики литературного героя;
2. сформировать представление о царевне как воплощении авторского идеала;
3. работать над развитием речи (доказательность, правильность, логичность, эмоциональность), аналитических навыков;
4. продолжить воспитание нравственных качеств.
1. обучить приёмам характеристики литературного героя;
2. сформировать представление о царевне как воплощении авторского идеала;
3. работать над развитием речи (доказательность, правильность, логичность, эмоциональность), аналитических навыков;
4. продолжить воспитание нравственных качеств.
Средства обучения:
? книга Пушкина А.С. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
? иллюстрации к сказке Т.А. Мавриной, В.А. Милашевского, В.М. Конашевича;
? фрагмент одноимённого мультипликационного фильма («Союзмультфильм», 1951 год, художники Л. Мильчик, В. Никитин);
? иллюстрации к сказке детей;
? презентация.
? книга Пушкина А.С. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
? иллюстрации к сказке Т.А. Мавриной, В.А. Милашевского, В.М. Конашевича;
? фрагмент одноимённого мультипликационного фильма («Союзмультфильм», 1951 год, художники Л. Мильчик, В. Никитин);
? иллюстрации к сказке детей;
? презентация.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; доска.
Опережающие задания:
? работа с толковым словарём («идеал», «милая», «кроткая», «красота», «милосердный», «нравственный», «честь», «порядочность»);
? создание иллюстраций к сказке.
? работа с толковым словарём («идеал», «милая», «кроткая», «красота», «милосердный», «нравственный», «честь», «порядочность»);
? создание иллюстраций к сказке.
Методические приёмы: эвристическая беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, сравнительный анализ двух героинь, сравнительный анализ иллюстраций.
Предполагаемый результат:
? приобретение навыков характеристики литературного героя;
? сформированное представление о царевне как воплощении авторского идеала;
? акцентирование основополагающих нравственных качеств, работа над их присвоением.
? приобретение навыков характеристики литературного героя;
? сформированное представление о царевне как воплощении авторского идеала;
? акцентирование основополагающих нравственных качеств, работа над их присвоением.
Ход урока
Сегодня мы продолжаем изучать творчество А.С. Пушкина. Будем говорить о сказке. Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
Определение темы урока, постановка цели.
Тема нашего урока: «Образ царевны – воплощение авторского идеала».
? Какие слова в формулировке темы являются важными?
? Какое значение имеет слово «идеал»?
? Какие слова в формулировке темы являются важными?
? Какое значение имеет слово «идеал»?
Эвристическая беседа
Почему царевна – идеал, а не царица?
Давайте найдем в тексте описание внешности царицы и царевны. (Ввести задание о заполнении таблицы по ходу урока).
Что общего в их описании?
А в чём разница? Зачем автор использует союз «но» в описании царицы?
Почему описание царевны начинается с этого союза?
Почему царевна – идеал, а не царица?
Давайте найдем в тексте описание внешности царицы и царевны. (Ввести задание о заполнении таблицы по ходу урока).
Что общего в их описании?
А в чём разница? Зачем автор использует союз «но» в описании царицы?
Почему описание царевны начинается с этого союза?
Перед вами кадры из мультипликационного фильма, созданного в 1951 году художниками Л. Мильчик и В. Никитиным. (Демонстрация кадров из презентации).
? Кто изображён на иллюстрациях?
? Какие черты показали художники – мультипликаторы в портретах героинь?
? Какие цвета использовали для создания образов?
? А есть ли в тексте ещё характеристика двух героинь? ( Их речь, поступки)
? Автор продолжает показывать царевну и царицу, используя разные детали.
? Как относятся героини к другим людям? Найдите доказательство в тексте.
? Чем занимаются? Что важно царице? («Я ль на свете всех милее…»)
? Какие значения имеет слово «милая»? Как это слово понимает царица?
? Чем занимается царевна в тереме у богатырей? Прочитайте этот фрагмент.
? Какие черты показали художники – мультипликаторы в портретах героинь?
? Какие цвета использовали для создания образов?
? А есть ли в тексте ещё характеристика двух героинь? ( Их речь, поступки)
? Автор продолжает показывать царевну и царицу, используя разные детали.
? Как относятся героини к другим людям? Найдите доказательство в тексте.
? Чем занимаются? Что важно царице? («Я ль на свете всех милее…»)
? Какие значения имеет слово «милая»? Как это слово понимает царица?
? Чем занимается царевна в тереме у богатырей? Прочитайте этот фрагмент.
Обратите внимание на кадр из мультипликационного фильма.
- На какой детали художники акцентировали внимание?
-Что, как вы думаете, обозначает свечка? ( Свет).
- А о каком свете идёт речь?
-Что, как вы думаете, обозначает свечка? ( Свет).
- А о каком свете идёт речь?
Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из мультфильма. Скажите, что автор хотел нам ещё сказать о царевне?
Вывод по теме урока
Почему царевна – идеал? Обращаемся к таблице, которую заполняли в течение урока. (Красивая, добрая, милосердная, честная, верная, трудолюбивая, милая, скромная, верующая, кроткая, терпеливая).
- А в каких произведениях мы с вами уже сталкивались с такой характеристикой героини? (Народные сказки к этому времени уже изучены, поэтому вопрос не вызывает трудностей).
Получается, что идеальная героиня А.С. Пушкина похожа на героиню народной сказки, т.е. в понимании и народа, и автора такой должна быть женщина, жена. А.С. Пушкин в письме к своей жене Н.Н. Гончаровой в 1833 году («Сказка о мертвой царевне» создана в этом же году) писал: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я ещё более твоего лица».
- Что больше всего ценил А.С.Пушкин в женщине?
- Что же автор хотел нам сказать своей сказкой?
- А в каких произведениях мы с вами уже сталкивались с такой характеристикой героини? (Народные сказки к этому времени уже изучены, поэтому вопрос не вызывает трудностей).
Получается, что идеальная героиня А.С. Пушкина похожа на героиню народной сказки, т.е. в понимании и народа, и автора такой должна быть женщина, жена. А.С. Пушкин в письме к своей жене Н.Н. Гончаровой в 1833 году («Сказка о мертвой царевне» создана в этом же году) писал: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я ещё более твоего лица».
- Что больше всего ценил А.С.Пушкин в женщине?
- Что же автор хотел нам сказать своей сказкой?
Приведите пословицы, которые, по вашему мнению, могли бы стать эпиграфом нашего урока.
? Не все то золото, что блестит.
? Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать.
? Родилась пригожа, да по нраву негожа.
? Хорош ликом, да душа пришита лыком.
Домашнее задание
Ответить на вопрос: «Почему царевна – воплощение авторского идеала?»
Ответить на вопрос: «Почему царевна – воплощение авторского идеала?»
Н.Г. Напольских, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 12