И.Н. Домнина. Моя педагогическая философия

 
 
О моей педагогической философии можно писать много, но зачем?
Как отделить педагогическую философию от философии жизни? Ведь перед детьми нельзя притворяться,  они сразу уловят фальшь. Надо быть умным, справедливым, естественным - вот и вся философия. Но главное - добрым. Ни сентиментальным, ни жалостливым, а добрым. Добро само по себе активное движущее начало, а когда работаешь с детьми, доброта должна стать основополагающим профессиональным качеством.

Я не оговорилась насчет профессионального качества: доброта есть во всех нас от рождения, но с течением лет мы часто теряем её, а работая с детьми, теряем еще и сознательно, напуская на себя излишнюю строгость. Не нужно этого! Моя педагогическая философия может быть выражена словами Расула Гамзатова: «Не стыдитесь доброты своей!». Да, это непросто. Есть риск, что дети перестанут соблюдать дистанцию, есть риск прослыть популистом среди коллег-педагогов. Но переступать через себя нельзя опять же из-за специфики нашей работы. На протяжении многих лет я стараюсь поддерживать на своих уроках атмосферу доброжелательности и доверия. А как иначе преподавать музыку? Любить музыку насильно не заставишь, можно только увлечь. И одна я с этой задачей не справлюсь, мне нужна поддержка всего класса. Когда вокруг увлеченные и вдохновленные лица, разве сможет устоять в своем скептицизме какой-нибудь «Фома неверующий» из 6А или 5Б? Не сможет. Его увлечет азарт работы, общая творческая атмосфера.

А насчет одаренных детей разговор немного другой. Их не надо увлекать, их надо вести к намеченной цели. Постепенно, шаг за шагом вырабатывать потребность в самостоятельности суждений и оценок, воспринимаемых явлений, пробуждать инициативу и творческую фантазию. Если я не выращу деятелей искусства с мировым именем, а просто мои нынешние шумные второклассники, пятиклассники, семиклассники притихнут при звуках музыки Чайковского, Бетховена, Грига, если словосочетание «классическая музыка» не будет вызывать у них презрительной гримасы, если они научатся слушать, слышать, понимать и чувствовать музыку, а не набор звуков в виде трех повторяющихся нот, можно считать, что я выполняю высокую миссию школьного учителя музыки.

Можно ли назвать это философией? Не знаю. Скорее, это мое профессиональное и жизненное кредо - служить детям, вкладывать в их души доброе начало.
 
И.Н. Домнина, учитель музыки МОУ СОШ № 4