Малахова Н.Н. Становление профессиональной авторской позиции педагога в условиях учреждения дополнительного образования детей
Современному педагогу, столкнувшемуся с обилием педагогических и психологических идей, бывает непросто рефлексировать свою концептуальную принадлежность, определить в рамках какой концепции образования действует и развивается он сам как профессионал, поскольку их авторы зачастую пользуются сходными терминами, за которыми нередко стоит различное психолого-педагогическое содержание.
На страницах педагогических изданий термин творческая индивидуальность педагога появляется все чаще, вытесняя более распространенное ранее словосочетание, творческая личность. Вероятно, это обусловлено пониманием того, что решающим фактором обновления школы и учреждений дополнительного образования является не просто личность педагога, его готовность действовать творчески, но яркая, самобытная личность; что педагогическое творчество не может существовать без личностного, индивидуального воплощения.
Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников») и одновременно развивающим неповторимость, уникальность отдельного педагога как личности и профессионала. Как этого достичь? Опыт работы ХЭШИ «Весна» в этом направлении убеждает в огромной значимости постепенного «выращивания» в недрах коллектива зерен творческой индивидуальности педагога.
Не о каждом педагоге можно сказать, что он – ярко выраженная индивидуальность и тем более индивидуальность творческая. В качестве факторов, тормозящих развитие творческой индивидуальности педагога дополнительного образования, можно назвать отсутствие отношения к деятельности как к призванию; слабое осознание своих индивидуальных особенностей; стремление к стандартному поведению как к единственно верному; силу привычки; неверие в свои силы; отсутствие стремления к творческому самовыражению и др.
Творческая индивидуальность педагога проявляется в таких содержательных сторонах его личности, как направленность (ценности, мотивация, установки), личностные качества (индивидуальные проявления психических качеств и процессов), когнитивная сфера (содержание, уровни и операции мышления).
По мысли И.Сергеева формирование индивидуальной педагогической концепции учителя проходит четыре ступени:
I ступень – сфера педагогического взаимодействия «Я» и ребенок. Основная деятельность, в которой происходит совершенствование – педагогической общение. Формируется крайне важное для педагога качество – эмпатия (способность понимать и чувствовать другого человека).
II ступень – сфера педагогического взаимодействия «Я» и группа учащихся в процессе обучения. Основная деятельность – преподавание. Развивающаяся функция – преподавательская экспрессия (способность насыщать процесс общения и взаимодействия с детьми разнообразными эмоциями). На этой ступени педагог делает выбор6 оставаться в мире стереотипов или ориентироваться на формирование своего творческого авторитета.
III ступень – сфера педагогического взаимодействия «Я» и организация, в которой я работаю. Основная деятельность – организующая. Развивающаяся функция – организаторские способности. На данной ступени педагог выбирает: по-прежнему работать над собственным авторитетом или становиться обладателем житейской мудрости руководителя.
IV ступень – сфера педагогического взаимодействия становится предельно широкой «Я» и бытие (общество, мир). Основной деятельность педагога становится созидание смысла. Внутренняя работа теперь сосредоточена на овладении философской мудростью.
Практика показывает, что большинство педагогов так или иначе решают свои проблемы с общением за 1-2 первых года своей работы (или – не могут решить их вовсе). Выстраивание индивидуального педагогического стиля длится уже заметно дольше – в среднем 5-10 лет. После этого, вероятно, может начаться подъем на «управленческую» ступень. Но данная последовательность не является жестко заданной. И подъем на очередную ступень отнюдь не означает доведение предшествующих качеств «до блеска», до абсолюта, они еще будут совершенствоваться при желании педагога.
Как обеспечить эффективное вхождение отдельного педагога и педагогического коллектива в сферу личностной парадигмы, в осознанную работу по становлению личностно-профессиональной позиции?
В каждом учреждении дополнительного образования эта задача решается многопланово, учитывая особенности коллектива, используя накопленный опыт и сложившиеся традиции. Мы считаем, что действенным фактором личностного роста педагога, своеобразным путеводителем и помощником является управленческая деятельность, адекватная личностной модели образовательной системы. Опыт работы художественно-эстетической школы «Весна» в этом направлении доказывает результативность следующих шагов:
1) использование в практике административной работы учреждения приемов наблюдения и оценки личностно ориентированных ситуаций на занятиях педагогов, воспитательных мероприятиях, в системе педагогического общения, в культурной среде школы искусств
(в работе с педагогическими кадрами используются программа наблюдения за особенностями профессионального стиля педагога на занятии, программа оценки эффективности занятия; разработан и апробирован в практике лист индивидуальной самооценки стабильно получаемых в профессиональной деятельности воспитательных результатов);
2) диагностика индивидуальных возможностей педагога и пошаговое сопровождение его в плане становления авторской методики и индивидуального профессионального стиля (составление профессиональной карточки педагога, личностно-профессиональный самоанализ творчества педагога дополнительного образования);
3) не прекращается работа по созданию в учреждении инфраструктурной и психологической среды, включающей общение, мотивацию, самопрезентацию, событийность субъектов образовательно-воспитательного процесса (изучение мотивационной среды развития ОУ, разработка форм и направлений психологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса, вариативные формы работы психолога с коллективом педагогов по различным направлениям);
4) создание и функционирование развивающейся системы методического обеспечения, включаясь в которую, педагог осваивает операции проектирования и целеполагания, реконструкции предметного материала с целью введения его в «личностный контекст» обучающихся, освоение природы и технологии создания личностно ориентированных ситуаций (изучение уровня профессиональной компетентности педагога – собеседования, анкеты, наблюдение; разработан лист индивидуальной самооценки качеств личности педагога) и др.
В работе с молодыми специалистами и опытными педагогами ХЭШИ «Весна» мы апробировали следующие формы работы по «выращиванию» авторского начала: алгоритм поиска модели индивидуального профессионального стиля, рефлексию индивидуального профессионально-педагогического опыта (через рекомендации и вопросы для размышления педагога).
Этапы становления и развития целостной авторской педагогической системы
Личностно-профессиональная позиция педагога
|
Пошаговое профессиональное саморазвитие
|
Педагог как носитель индивидуального профессионального опыта
|
Профессиональная педагогическая деятельность становится объектом специального внимания
|
Педагог как исследователь собственных индивидуально-профессиональных склонностей
|
Поиск личностного смысла собственной педагогической практики, модели индивидуального стиля (педагогического амплуа, профессионального «имиджа»)
|
Педагог как творчески рефлексирующий апробатор своей системы профессиональной деятельности
|
Целенаправленное, планомерное «выращивание» и апробация собственной педагогической системы, многократная проверка эффективности её элементов
|
Педагог как автор собственной модели профессиональной деятельности
|
Целостная авторская педагогическая система (авторская педагогическая технология)
|
Предпочитаемый педагогом стиль взаимодействия с детьми
|
Возможное педагогическое амплуа, модель индивидуального профессионального стиля
|
межличностный диалог
|
коммуникативно-диалогическое амплуа («учитель общающийся»)
|
контекстно-игровая форма учебно-творческого взаимодействия
|
имитационно-ролевое амплуа («учитель играющий»)
|
проблемно-творческая линия учебно-воспитательного процесса
|
амплуа искателя проблем и парадоксов («учитель-проблемник»)
|
художественно-эстетическая драматизация занятия
|
амплуа художественно-метафорического построения педагогического общения («учитель-актер», учитель-режиссер»)
|
применение жестких эффективных алгоритмов учебно-творческой деятельности
|
амплуа организатора познавательного успеха («учитель научающий»)
|
развитие у обучающихся потребности к самостоятельным учебным достижениям
|
амплуа организатора самостоятельного добывания знаний и опыта («учитель побуждающий»)
|
Научиться рефлексии собственного педагогического опыта – значит, научиться осознанности своей профессиональной деятельности. На первоначальном этапе это означает ставить такие вопросы: «Что я делаю (делал/а)? Как я это делаю (делал/а)? Почему я действую (действовал/а) в этом случае так, а не иначе?» – и отвечать на них.
Поразмышляйте над следующими вопросами:
1. В чем состоят цели обучения детей моему предмету (по моей программе, в моей студии, в моем творческом объединении, по данной теме, в конкретной ситуации на занятии и т.д.)?
2. Каковы основные элементы преподаваемого мною предмета, реализуемой программы (идеи, понятия, умения и т.д.)?
3. Каковы основные процедуры (процесс) их понимания, усвоения, приобретения (набор необходимых действий, образующих систему «гарантированного успеха»; логика прохождения различных по типу тем и понятий; самостоятельные работы детей, фонд учебно-методических материалов, приемы самоконтроля и т.д.)?
4. В чем состоит мой индивидуальный (авторский подход) в общении с ребятами, в реализации целей и задач обучения и воспитания, в движении к результату и т.д.?
5. Как обеспечивается соответствие результатов обучения (творческого развития) детей в моей студии государственным требованиям (стандартам, экспертным оценкам, творческим конкурсам и др.)?
6. Какими методиками (критериями) измерения результатов обучения детей я руководствуюсь в своей педагогической деятельности?
7. Как я выгляжу в глазах детей, каков мой стиль, влияние на поведение и развитие воспитанников?
Результатом творческого саморазвития педагога в результате такой целенаправленной работы становятся создание им собственной авторской педагогической системы, в которой проявляются – индивидуальная совокупность его личностных и профессиональных качеств; педагогическая технология, адаптированная к индивидуальности педагога, выражающая своеобразие его профессионального мировоззрения; специфическое коммуникативное пространство как стилевая характеристика профессионального общения и поведения педагога.
Мы считаем, что становление творческой индивидуальности, авторской позиции педагога дополнительного образования возможно в коллективе при таких условиях, когда:
? целенаправленно, усилиями административной команды и всего педагогического коллектива создается атмосфера готовности к творческому труду, открытости новым формам образования и их принятию, терпимости к методическому инакомыслию;
? культивируется рефлексия и конструктивный (нацеленный на позитивный результат) диалоговый стиль обсуждения всех проблем, интересующих педагогов;
? вырабатывается уважение к творческому самоопределению каждого педагога и терпимость к творческим, возможно, даже радикальным поискам;
? складывается естественное разнообразие и многообразие методик, приемов и технологий, к которым все относятся как к дополняющему и обогащающему, а не как к конкурирующему началу.