Попов Э.А. Добровольчество как инструмент воспитания социальной зрелости подрастающего поколения
Из опыта деятельности Молодёжного клуба «Алые паруса» ДДТ «Центральный»
Молодёжный клуб «Алые паруса» создан в ДДТ «Центральный» в декабре 2004 года. Клуб создавался как многоцелевое, многофункциальнальное объединение подростков и молодёжи Центрального района г. Новосибирска, выполняющее функции детско-молодёжных организаций (ДМО). В современных реалиях образовательного пространства ДМО являются субъектом образования подрастающего поколения, основной функцией которого является социальное воспитание детей и молодёжи.
Социальное воспитание – это составная часть социализации молодого человека. Это формирование в личности подростка, молодого человека спектра качеств, знаний, умений для его «позитивного развития и духовно-ценностной ориентации» (А.В. Мудрик). Базовой категорией в процессе социального воспитания является социальный опыт, получаемый подростком, молодым человеком стихийно или в специально создаваемых условиях.
Социальное воспитание – это составная часть социализации молодого человека. Это формирование в личности подростка, молодого человека спектра качеств, знаний, умений для его «позитивного развития и духовно-ценностной ориентации» (А.В. Мудрик). Базовой категорией в процессе социального воспитания является социальный опыт, получаемый подростком, молодым человеком стихийно или в специально создаваемых условиях.
Молодёжный клуб «Алые паруса» ДДТ «Центральный» ? форма организации досуга подростков, молодёжи, позволяющего приобрести социальный опыт в разнообразных видах деятельности: организаторской, творческой, игровой, добровольческой. Именно добровольческая деятельность (программа «Дети - детям») является и показателем, и фактором становления социальной и гражданской зрелости молодых людей.
Современный подросток, молодой человек развивается в определённой социально-экономической ситуации, в определённом информационном поле, в определённом поле норм морали, нравственности, ценностей, принятых в обществе. Так сложилось, что современные чрезмерная конкурентность и соревновательность, приоритетность личностного благополучия, расслоение общества по экономическому статусу, преимущественно репродуктивный и обезличенный метод преподавания в образовательных учреждениях создают феномен невостребованности в окружающем человека обществе таких качеств личности как доброта, способность к сопереживанию, способность помогать другим, принятие других как ценности, способность к самопожертвованию во благо окружающих.
С другой стороны, современные дети, молодёжь, как и во все времена, нуждаются в признании собственной значимости, в дружбе, в любви, в добротворчестве. Недаром губернатор Новосибирской области В.А. Толоконский на Форуме добровольцев сказал: «Я желаю вам уметь дружить, уметь любить!».
Таким образом, налицо парадокс: есть потребность быть добрыми, есть способы удовлетворить эту потребность (в частности в добровольческой деятельности), приобретя социально-значимый социальный опыт, но в обществе сформировалась ситуация невостребованности или, по крайней мере, второстепенности добротворчества.
Каждому человеку необходимо ощущать принадлежность к какому-то «Мы». Человек – существо социальное. В подростковом возрасте, в силу возрастных особенностей и закономерностей развития, эта потребность очень актуальна. Подросток стремится быть частью какой-то группы, коллектива. Однако, «Прекрасное постигается путём изучения и ценой больших усилий. Дурное усваивается само собой, без труда» (Демокрит).
И действительно, окружающая реальность такова, что подростку можно реализовать свою потребность в принадлежности к «Мы», став членом асоциальной группы, группы нарушителей порядка в школе, ссузе, группы скинхедов, фашистов и т.п. В данном контексте ДМО и, в частности, Молодёжный клуб «Алые паруса» ДДТ «Центральный», это альтернатива, где можно стать членом группы организаторов, членом творческого коллектива, команды добровольцев. И важно для подростков, что они практически самостоятельно определяют, что, как и где, когда они будут делать вместе. Мы взяли на себя смелость предложить в качестве идейной основы деятельности Клуба постулат: Каждый человек добр изначально. Необходимо только сделать так, чтобы сам человек понял это.
Добровольчество является мощным инструментом формирования и развития коммуникативных, организаторских качеств личности. Добровольчество закрепляет в человеке общечеловеческие нормы морали и нравственности. Добровольчество формирует навыки проектной деятельности как механизма достижения целей. В конце концов, добровольчество есть мощный инструмент формирования социальной и гражданской зрелости, через развитие социальной и гражданской ответственности.
В процессе претворения в жизнь добровольческих инициатив ребята попадают в ситуацию внутренне мотивированной необходимости:
? определить цель деятельности (реализации программы);
? сформировать команду;
? разработать проект программы;
? найти необходимые для реализации программы ресурсы;
? реализовать задуманное;
? проанализировать результат.
Таким образом, легко и естественно ребятами усваивается алгоритм реализации идей (так называемое кольцо Анохина): А (анализ ситуации) – Ц (целеполагание) – П (разработка плана) – Р (реализация плана) – А (анализ новой ситуации, возникшей в результате реализации идеи). Постепенно ребята приобретают навык выстраивания пути достижения желаемого. А это – навык достижения успеха, который молодые люди используют в реальной жизни. Навык не индивидуалистический, а коллективный, ведь любая добровольческая инициатива в Клубе объединяет группу ребят.
Говоря о результатах добровольческой деятельности в контексте становления социальной, гражданской зрелости подростков, молодых людей, мы отмечаем следующее:
? возрастает психологическая устойчивость ребят;
? формируется проектное мышление;
? формируется навык принятия решений;
? развиваются коммуникативные навыки;
? формируется толерантность как основа строительства конструктивных отношений с окружающими людьми;
? корректируются дисгармоничности личности молодых людей, сформировавшиеся в результате педагогической безграмотности взрослых, особенностей микросоциального окружения.
Примеры.
Девушка А. – учащаяся 11 класса гимназии № 1 девушка с большим потенциалом (творческим, интеллектуальным, духовным). Есть устремлённость к добротворчеству. В школе испытывает постоянный дискомфорт из-за эгоцентрической направленности окружения на личные достижения без учёта потребностей окружающих. Испытывала состояние депрессии, искала тех, кому она нужна как человек, тех, кому нужна её помощь. Стала участницей игровой программы для детей сирот (в помещении ДДТ «Центральный»). Внесла предложения по проведению программ, стала душой коллектива добровольцев Клуба. Организовала игровые, обучающие программы для детей младшего школьного возраста. Девушка стала спокойной, уверенной в себе, значительно расширился круг её общения. Организовала благотворительную акцию по сбору вещей, книг, игрушек, канцелярских принадлежностей для воспитанников детских домов города. Если раньше «металась» с выбором дальнейшего обучения, то сейчас определилась. Очень развито чувство ответственности: «Я ещё так много сделать должна…».
Юноша Е. (15 лет) учащийся ПУ № 10. оказался в окружении сверстников, где «правят бал» грубость, неуважение к людям, к правилам общественного поведения, был вынужден подстраиваться, бросил учёбу. Безответственен, необязателен. Фактически бродяжничал, с мамой отношения сложные – мать в него не верит. Попал в группу подростков асоциального поведения. Но почувствовал это – не его. «Что делать - не знаю…». Стал участником игровых программ для детей сирот. Открыл в себе новое для себя качество – «Я люблю детей», стал постоянным участником программ для детей сирот, детей из неблагополучных семей НСО (приют «Радуга»), детей младшего школьного возраста Центрального района. Почувствовал свою востребованность, стал активным членом команды. Определил для себя направление дальнейшего обучения, поступил в геодезический колледж. В семье отношения стабилизировались, он стал более устойчивым в отношениях с окружающими людьми.
Юноша А. выпускник гимназии № 13, студент НПК № 2. В школе был мало кем принимаем, понимаем (и среди сверстников, и среди педагогического состава). В 11 классе не определил для себя чёткого направление дальнейшего обучения, был склонен к бездеятельному времяпровождению. Стал участником наших программ для детей сирот, детей из неблагополучных семей НСО. Здесь он нашел круг единомышленников, друзей. Определил для себя педагогику как направление дальнейшего обучения, как смысл жизни. Уровень ответственности за дело, за людей резко возрос: «Я же не могу подвести тех, кто мне верит!..». Директор гимназии была крайне удивлена, когда он организовал в школе благотворительную акцию по сбору вещей, игрушек для детей сирот города.
Мы не ставим перед собой задачу анализа педагогической эффективности добровольческой деятельности для формирования социальной, гражданской зрелости подростков, молодёжи ? это предмет серьёзного исследования. Мы хотим обратить внимание на то, что в современных реалиях добровольческая деятельность может стать тем компенсаторным механизмом, который может позволить возродить механизм социального воспитания порастающего поколения, социального воспитания на основе общечеловеческих норм морали, нравственности, на основе трепетного, уважительного отношения к человеку как высшей ценности бытия.
Попов Э.А., педагог-организатор ДДТ «Центральный»