Галямина Г.И. Воспитание в разновозрастном коллективе
Современные условия диктуют настоятельную необходимость вовлечения подрастающего поколения в активную общественно-полезную деятельность. К сожалению, в настоящее время многое оказалось упущено или разрушено. Негативные последствия разрушительных действий в сфере воспитания подрастающего поколения мы испытываем на себе достаточно регулярно и порой в особо жестких формах.
Изменить ситуацию трудно, но активные действия в этом направлении необходимы. Свой вклад в это дело может внести и наша система дополнительного образования. Большое значение для отвлечения подростков от влияния антисоциальных групп имеет формирование подросткового коллектива как средового условия реализации позитивной социальной позиции растущей личности.
В наши дни принципы коллективного воспитания и сама сущность коллектива часто искажаются, причем некоторыми деятелями педагогической науки искажаются сознательно и целенаправленно. Кроме того, внедряемые в массовое сознание ценности также направлены на дискредитацию самого чувства коллективизма и на его искоренение. А ведь коллектив обладает самыми широкими воспитательными возможностями.
Представляя собой относительно компактную социальную группу, одну из важнейших ячеек общества, коллектив объединяет людей, занятых решением определенной общественной задачи. Содержание и масштаб задач зависят от характеристик коллектива, в том числе, и от возраста его членов, но социальная значимость задачи обязательна. Вовлечение подрастающего поколения в общественно значимую деятельность является одним из условий предотвращения антиобщественного поведения детей и подростков. Кроме того, участие в общественно значимых делах является одной из существенных потребностей подросткового возраста.
Социально-значимый характер решаемой задачи занимает первое место в плане эффективного функционирования коллектива. Успешное осуществление задачи требует больших усилий по организации коллектива, по поддержанию его целевой направленности, по координации индивидуальных действий его членов, то есть требует эффективного руководства и лидерства.
Существенной чертой жизни сложившегося коллектива является функционирование в нем нормативного поведения. Одним из факторов сохранения его целостности является наличие групповых норм, которые возникают как в процессе жизнедеятельности самой группы, так и привносятся в нее извне более крупной социальной общностью. Часто сама группа для значимых групповых ситуаций вырабатывает свои собственные нормы.
Важной характеристикой коллектива является групповая сплоченность. Существует трактовка сплоченности как в основном эмоционального феномена межличностных отношений, однако для достижения подлинной сплоченности большое значение имеет ценностно-ориентационное единство членов группы.
В нашем ДДТ «Центральный» уже 24 года действует историко-краеведческий клуб «Исток-39». За это время нами, педагогами клуба, накоплен некоторый опыт воспитательной работы с детьми и подростками.
Сложившийся за время существования клуба подход к воспитательной работе в нашем детском объединении можно выразить двумя словами: воспитание коллективом.
Возможно, что в нашем клубе легче, чем в ином другом осуществлять воспитание через коллектив, т.к. важнейшей составной частью нашей образовательной программы является походно-экспедиционная практика, предполагающая коллективные виды деятельности: учебно-тренировочные выходы, многодневные походы различной степени сложности и экспедиции. Успешная реализация программы возможна только при наличии крепкого коллектива единомышленников, при наличии четкого позитивного взаимодействия между всеми его участниками, что предполагает осознание каждым воспитанником своей связи с коллективом клуба. На достижение таких условий и направлены значительные усилия педагогов.
Тем не менее, мы думаем, что некоторые моменты нашего опыта могут быть полезны педагогам, работающим в объединениях, непосредственно не включающие коллективные формы организации деятельности.
Сформировать детский коллектив нелегко, тем более, что мы имеем дело с детьми и подростками, чье развитие происходит в условиях нравственной и ценностной деформации общества, в силу чего дети зачастую настроены весьма индивидуалистично. Определенные затруднения вызывает достаточно пестрый состав клуба. Наши воспитанники весьма отличаются друг от друга по всем показателям. Клуб представляет собой разновозрастное объединение, разница в возрасте может быть весьма существенной и составлять 7-8 лет. В клубе занимаются дети и подростки от 11 до 18 лет, мальчики и девочки. Они различаются и по уровню подготовки, и по сугубо личностным характеристикам. В клубе существует «ядро» из ребят с наибольшим стажем занятий. В начале каждого учебного года к нам приходят подростки 11-12 лет из разных школ города, по большей части не знакомых друг с другом. На этом этапе они не воспринимают клуб и его коллектив как единое целое. Многие новички испытывают определенную отчужденность по отношению к старшим воспитанникам, по отношению к членам своей учебной группы из других школ или классов. Каждый из них заинтересован, прежде всего, в достижении только своего лично-значимого результата. Перед нами стоит задача преодоления эгоцентрических настроений и вовлечения детей в коллектив клуба. Необходимо создать условия для преодоления эгоцентрических настроений. Для этого необходимо продемонстрировать новичкам значимость клуба как единого целого и показать роль каждого из них в успешном решении общественных дел.
Большое значение мы, как педагоги клуба, уделяем внешней игровой атрибутике, подчеркивающей единство членов клуба. Такая атрибутика имеет большое значение и во взрослом коллективе, а тем более это важно для детей и подростков: клубная символика, внутриклубная игровая иерархия, клубные традиции, праздники и мероприятия.
Каждый из пунктов выполняет свою задачу в плане достижения поставленной цели внешнего подчеркивания единства.
Наличие клубной символики, т. е. своего герба, гимна и флага содействует внешнему оформлению клуба как группы. Принятие клубной символики с одной стороны подчеркивает некоторое обособление входящих в нее членов от представителей других творческих коллективов, с другой стороны - содействует объединению лиц, принимающих эту символику. Разрабатывая такие элементы клубной символики как герб, флаг, гимн необходимо позаботится о том, чтобы создание этих атрибутов самое активное участие принимали дети и подростки. Только при таком условии они могут быть приняты обучающимися и сыграют отведенную им роль в системе воспитательной работы клуба.
В рамках любого коллектива, даже самого сплоченного, существует некоторая дифференциация его членов в зависимости от целого ряда факторов, например, таких как время пребывания в рамках данного коллектива, участие в коллективных мероприятиях и др. Наличие такой внутриклубной иерархии наглядно демонстрирует новичкам перспективы включения в данный коллектив и содействует активизации личной позиции каждого члена клуба. Подобная иерархия ни в коем случае не разобщает поколения воспитанников клуба. Напротив, каждый, вновь пришедший в клуб, стремится как можно скорее войти в круг старших и более опытных товарищей, приобрести определенный статус в рамках данного коллектива.
Как ни значимы для укрепления коллектива групповая символика и иерархия создать подлинно сплоченную группу можно только в ходе организации совместной социально-значимой деятельности. Поэтому важнейшее место в системе воспитательной работы клуба занимает организация и проведение различных мероприятий, как досугового характера, так и организационно-хозяйственного. Успешное завершение совместного начинания дает каждому члену коллектива осознание значимости собственного вклада в общее дело, формирует у новичков самосознание полноправных членов клуба, уверенно чувствующих себя в кругу не только своих сверстников, но так же среди старших кружковцев и руководителей, позволяет преодолеть отстраненность новичков. Подросток, осознавший свою причастность к коллективу через личное участие в делах клуба, перестает ощущать себя сторонним наблюдателем. Он начинает воспринимать себя как часть большого социального организма, при этом ни в коей мере не теряя себя как неповторимую, единственную в своем роде, личность: только благодаря реализации своих лучших личностных характеристик подросток успешно участвует в решении стоящих перед коллективом задач.
В клубе присутствуют различные формы общественно-полезной деятельности:
? подготовка и проведение походов и экспедиций,
? обработка полученного во время походно-экспедиционного сезона материалов,
? работа со снаряжением,
? работа по благоустройству кабинета,
? работа по благоустройству территории ДДТ,
? хозяйственные работы в походно-экспедиционном отряде,
? подготовка и проведение массовых мероприятий: календарных и народных праздников, ролевых игр, слета Юных археологов и краеведов «Искатели древностей».
В рамках клуба наиболее результативными с точки зрения педагога и популярными среди детей является организация досуговой деятельности, т.е. подготовка и проведение праздников, ролевых игр и массовых мероприятий вне рамок клуба. Эти виды досуга дают возможность детям в игровой форме выйти за рамки сложившегося ролевого стереотипа, попробовав себя в новой роли, раскрыть скрытые резервы своей личности. Положительный эмоциональный заряд, полученный во время подготовки и проведения мероприятия, сохраняется и в будни, укрепляя мотивацию пребывания в клубе.
Особенно важен в решении задачи воспитания коллективизма пример старших воспитанников. Они демонстрируют уровень мастерства, который вполне по силам достигнуть впоследствии новичкам. Демонстрируют единство, сплоченность в достижении целей, демонстрируют сочетание интересов личности и коллектива.
В процессе реализации общественно-значимой цели необходимость совместного решения определенной задачи укрепляет взаимодействие внутри группы. Возникают и закрепляются дополнительные положительно окрашенные внутригрупповые связи, постепенно цементирующие группу и содействующие ее развитию в творческий коллектив.
Г.И. Галямина, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель историко-краеведческого клуба «Исток 39» ДДТ «Центральный»