Лебедева Ю.В. Актуальные проблемы в работе психологической службы ДХЭШИ Весна

 
Актуальность проблемы психического благополучия детей в условиях современной действительности невозможно переоценить. В наше время на развитие ребенка влияет целый комплекс экологических и социальных факторов патогенного характера, что позволяет говорить о необходимости психо-коррекционных мероприятий, направленных на выявление и нормализацию уже существующих отклонений в развитии психики ребенка.

Современные тенденции в образовании, чётко выявленные потребности каждого учреждения определили свою нишу в воспитательном процессе для психологической службы системы дополнительного образования. В связи с этим стоит вопрос: «Зачем нужен психолог в системе дополнительного образования, в чём смысл и задачи его деятельности? Что именно он должен делать в рамках этих целей и задач? Как, какими средствами он может реализовать свою деятельность».

Очень важно найти место для профессиональной деятельности, которое соответствует роли и возможностям психолога, определить чёткие границы профессионального взаимодействия психолога дополнительного образования с педагогами и администрацией, учениками и их родителями.
Дети, живущие в условиях мегаполиса, нуждаются в психологически комфортном общении со сверстниками и взрослыми, в деятельности, направленной на сохранение и укрепление их физического здоровья.

Ребенок изначально развивается и действует в многоликой социокультурной среде. Поэтому участие психолога в жизни ребёнка нередко становится важнейшим фактором влияющим на стабилизацию не только взаимоотношений его с социумом, но и его собственного эмоционального состояния.
Сегодня каждое учебное заведение поставлено перед необходимостью самостоятельно «улавливать» социальный заказ и изыскивать возможности для его выполнения. Таковым «социальным заказом» является формирование внутри учреждений дополнительного образования психологической службы.
Психологическая служба нашего учреждения работает в режиме развития и постоянного поиска новых интересных форм психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Основной задачей психологической службы является оказание помощи в реализации многих целей и задач в коллективе. Работа психологической службы полностью строится на Программе развития нашей школы, целью которой является: создание  социокультурной  модели  образовательного  учреждения  дополнительного  образования  детей,  обеспечивающей  условия  для  самопознания  и  самоактуализации  личности  в  современном  обществе.

Огромное значение и место в работе психологической службы уделяется работе с детьми. В нашем учреждении разработаны материалы «Диагностика обучающихся (в помощь молодому специалисту)», где представлены примерные образцы для составления индивидуальной педагогической диагностики. Данный диагностический инструментарий разрабатывался с учётом выделенных критериев предметного обучения.
Нами была предпринята попытка построить целостную модель работы психологической службы в нашем учреждении, в которой все направления, все виды деятельности связаны в систему общей идеей и реализовались через специально подобранные методики и формы работы с педагогическим коллективом и детьми.

Модель деятельности психолога должна полно и убедительно ответить на вопрос, зачем? существует психологическая служба и чем? именно он должен заниматься в дополнительном образовании, чётко определено целостное видение особого вида научно-практической деятельности.
 
Модель деятельности педагога-психолога в системе дополнительного образования
 
Идеи
1. Суть психологической деятельности – в научно-методическом руководстве учебно-воспитательным процессом в учреждении, (необходимо заметить, что такого рода деятельность не должна быть довлеющей над деятельностью дипломированных педагогов).
2. Смысл деятельности психолога дополнительного образования – в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявление и профилактика этих проблем (психолог методом наблюдения, в процессе учебной деятельности выявляет нуждающихся в большем внимании детей).
3. Сопровождение ребёнка в процессе всего обучения в данном учреждении (создание условий для его максимального личностного развития и обучения).
 
Принципы
На которых,  должны строиться отношения между психологом и администрацией, психологом и педагогами, а также родителями и самими учениками полностью опираются на принципы Программы развития нашего учреждения:
1. Принцип гуманизма – человекоуважения, веру в созидательные природные и социальные качества личности, гуманизацию межличностных отношений, накопление опыта гуманного поведения.
2. Личностный подход – это ориентация на личность как цель, результат, главный критерий эффективной деятельности педагога.
3. Принцип педагогической поддержки.
4. Принцип индивидуально-творческого подхода – выявление способностей личности, создание условий для её саморазвития, самореализации.
5. Детоцентризм – утверждение приоритета интересов и потребностей ребёнка в создании педагогических условий для психологического, биологического и социального развития детей.
6. Принцип системности – эффективность образовательно-воспитательной деятельности зависит от её системного, а не фрагментарного развития.

Одним из основных направлений работы психологической службы является взаимодействие с педагогом. На наш взгляд личность педагога как основной фактор, определяющий качество образования. Весь учебный процесс держится на порой хрупких плечах педагогов. В данной модели деятельности психологической службы учреждения основные силы направлены на здоровьесберегающие технологии, которые способствуют наиболее продуктивной работе каждого из педагогов.
 
Основные вопросы, необходимые для решения в начале сотрудничества педагога-психолога и педагогов дополнительного образования.
1. Необходимо определить, какой характер носят рекомендации психолога педагогам рекомендательный или обязательный.
2. По какому поводу, и в какой форме может обращаться психолог к родителям, как определяются дни и время проведения обследований обучающихся – исходя из достаточно плотного расписания.
3. Как составляется план работы психолога -  или стихийно, в соответствии с заранее разработанной психологом стратегией деятельности.
Работа психологической службы учреждения опирается на знание разных периодизаций психического развития личности, что позволяет сделать видение педагогического процесса в школе многомерным, а не только ориентированным на поэтапное формирование тех или иных знаний, умений и навыков, а также качеств личности.

Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина отражает тот подход к психологии развития, который сложился в школе Л.В. Выготского. Это дает возможность осуществлять работу с обучающимися, опираясь на такие ключевые понятия, как «ведущая деятельность», «психическое новообразование», «возрастной кризис».

Программа за основу развития учреждения выдвигает такое положение общей возрастной психологии, которое требует особого подхода к понятию возраста.  Психологический возраст как особая культура не сменяется следующим, не снимается на следующем этапе, но сохраняется навсегда и вступает в сознании человека в общение с другими возрастами - не только как бывшими, прошедшими, но и как актуальными сейчас.

Обучение в «ДХЭШИ «Весна» охватывает все возрастные периоды обучающихся, поэтому жизнь детей в «ДХЭШИ»  строится с учетом складывающихся и сложившихся центральных психологических новообразований возраста в результате ведущих видов деятельности.

Система деятельности художественно-эстетической школы строится также на понимании общевозрастных закономерностей (стадий) развития детской индивидуально-неповторимой эмоциональности:
а) стадия личных отношений, на которой ребенок воспринимает себя как причину своих настроений. Он еще не способен осознать субъективный характер собственных чувств, ему трудно поверить, что другие люди в сходных ситуациях испытывают иные чувства, отличные от его собственных. Это требует от педагогов выстраивания системы отношений и подбора таких видов художественно-эстетической деятельности, которые учитывают данную закономерность.
б) межличностная стадия эмоционального развития. При переходе на данную стадию у ребенка появляются признаки сверстниковой субкультуры, значимой для ребенка и отличной от субкультуры взрослых. Именно на этой стадии возникает наиболее существенное свойство при общении детей - равноправие на эмоциональную оценку всех участников процесса (сверстников). Удовольствие подростков от совместной деятельности, занятий, сильное желание их продолжать служат для педагогов школы основной при выборе форм художественной деятельности. Эта стадия развития эмоциональности ведет от практики согласования к развитию способности строить равноправное сотрудничество детей, мыслящих и чувствующих по-разному.
в) психологическая стадия развития эмоций начинается в отроческом возрасте, и ее признаки становятся ориентиром для педагогов, работающих с детьми данной возрастной группы. На этой стадии у ребенка появляется новый фокус интересов, имеющих сильную эмоциональную окраску: доброта, дружелюбие, талантливость, оригинальность, независимость и др. Эти психологические мерки прикладываются подростками к себе и другим людям в поисках своей уникальности. Результаты таких стихийных психологических исследований систематизируются в представлениях подростков о ценностях, идеалах, о собственном жизненном стиле. Целенаправленная работа педагога по подбору содержания деятельности с учетом этих возрастных особенностей облегчает путь формирования ценностных ориентаций ребенка.
г) стадия автономии помогает осмыслить подростку ценности его социального окружения, в том числе в школе. Педагоги опираются на особенности этой стадии, помогая через художественно-эстетические виды деятельности более безболезненно включиться учащимся в процессы самоопределения.
д) стадия интеграции  эмоционального развития отмечается развитием у выпускников школы чувства целостности, гармонии, сбалансированности.

Обращаясь к коррекционной работе с детьми в этих случаях, психолог, по точному замечанию Г.А. Цукермана, «… формирует не индивидуальные способности, а те интерпсихические пространства, проходя через которые ребенок становится способным к новым действиям». То есть он создает или воссоздает условия, в которых новые возможности, искомые психологические навыки или процессы могут сформироваться и стать нужными ребенку, значимыми с точки зрения построения адекватных отношений с миром и другими людьми.

У психолога, естественно, есть представление о том, в какой именно сфере психического мира ребенка локализуется проблема, также как ему известны различные научные представления о возрастных потребностях и особенностях. Однако  работа со всей личностью в целом, гармонизация личности, является нашей приоритетной задачей. Психолог, работая с большим количеством детей, в преобладающем большинстве случаев не может создавать под каждую проблему индивидуальную программу коррекции. Нам представляется, что он будет  оснащен определенным набором соответствующих коррекционных программ, специализированных, прежде всего, по возрастам, а внутри каждого возраста – по важнейшим проблемам, с которыми может столкнуться и в состоянии работать коллектив «ДХЭШИ».

Психокоррекционная работа может осуществляться как в форме групповой, так и индивидуальной деятельности. Выбор конкретной формы работы зависит от характера проблемы (могут быть противопоказания для групповой работы), возраста ребенка, его пожеланий. Для нее также сохраняется первостепенное значение принципа целостного воздействия, хотя очевидно, что выбор приоритетных направлений работы необходим.

Мы очень часто говорим о качестве образования, и на наш взгляд, необходимым является Триединство в образовательном пространстве: Педагог – Ребёнок – Родитель. Где каждая его составляющая представляет собой самостоятельное звено и в тоже время только в процессе взаимодействия возможно более качественное и прогрессивное развитие каждого из них. Только объединив вместе все эти составляющие мы можем говорить о реализации основной задачи педагогического процесса – «Развитие индивидуальности ребёнка в максимально комфортных для него условиях».

Ю.В. Лебедева, педагог-психолог ДХЭШИ «Весна»