О.А. Быкова, Ю.В. Кайзер, О.А. Хаустова. Новый взгляд на родительское собрание

 
 
Сотрудничество детского сада с семьёй направлено на формирование у родителей осознанного отношения к воспитанию ребёнка. Как установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника? Как объединить усилия взрослых  для воспитания и развития детей? Как создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки? Ответы на эти вопросы интересуют многих педагогов ДОУ. На наш взгляд, стремление воспитателя к диалогу – важнейшее условие доверительных отношений с родителями. Ведь родители хотят видеть в педагоге отзывчивого знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами. Успешному взаимодействию с родителями способствуют разнообразные активные формы общения, в том числе и родительское собрание.

Родительское собрание – это действенная форма активизации воспитательных возможностей родителей. Именно на собрании у педагога есть возможность организованно познакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
Хорошо продуманная повестка собрания, творческий подход к её реализации позволит воспитателям активизировать  обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях. В нашем ДОУ мы давно отказались от традиционного подхода к проведению родительских собраний, где лидирующая роль принадлежит воспитателю.

Тематика групповых родительских собраний разрабатывается с учётом пожеланий родителей, специфики ДОУ, задач годового плана. Особое внимание педагоги уделяют подготовке: продумывают не только форму проведения собрания, но и методы активизации родителей. Почувствовать себя соучастниками образовательного процесса, равными партнёрами с правом на собственную позицию родителям помогают такие активные формы общения, как: дискуссионные встречи, практикумы, тренинги, ролевое проигрывание воспитательных ситуаций, решение проблемных задач, «мозговой шторм». Во время дискуссии воспитатель направляет диалог, предоставляя каждому возможность свободно высказаться, выслушать других. В процессе решения родители анализируют воспитательные приёмы, ищут более подходящие способы родительского поведения. Активное участие в тренингах – хорошая возможность для мам и пап обогатить собственный арсенал способов взаимодействия с ребёнком.

Важной составляющей родительских собраний является обращение к опыту родителей, т.е. побуждение родителей к взаимообмену опытом воспитания детей в семье.

В своем педагогическом коллективе мы даже разработали памятку для воспитателей «Условия успешного проведения родительского собрания». В этой памятке несколько позиций:
? уважать права родителей;
? искренне выражать чувства, уметь управлять ими;
? внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей;
? предоставлять возможность родителям рассказывать о возникающих трудностях в воспитании ребёнка, при этом быть уверенным, что тебя услышат и квалифицированно помогут;
? не торопиться с выводами и рекомендациями, а стремиться к пониманию и совместному решению проблем.
 
Предлагаем Вашему вниманию методическую разработку родительского собрания в подготовительной к школе (логопедической) группе.
 
Тема собрания: Подготовка руки старших дошкольников к письму.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «подготовка к школе» через погружение в проблему.
2. Сформировать у родителей представление о влиянии развития мелкой моторики на подготовку руки ребёнка к письму.
3. Познакомить взрослых со способами и приёмами развития мелкой моторики через использование пальчиковых игр и упражнений.
 
Форма проведения: «педагогическая мастерская».
Место проведения: групповая комната.
Участники: воспитатели группы, учитель-логопед, родители.
Материал: выставка детских работ (творческая деятельность), демонстрация схем пальчиковых игр, подборка методической литературы и дидактических игр на развитие мелкой моторики, презентация буклетов по теме собрания.
 
Подготовка:
1. Осмысление темы родительского собрания и поиск эффективного способа её раскрытия
2. Подбор педагогической литературы по заявленной теме.
3. Информирование родителей о сроках и месте проведении собрания, теме и задачах в форме пригласительных билетов.
4. Оформление выставки детских работ (рисунки и поделки) в приемной группы.
5. Подготовка наглядного материала и выбор эффективных способов его демонстрации.
6. Решение организационного вопроса (сменная обувь, временный гардероб).
7. Подготовка «чайной паузы».
 
План родительского собрания
Вводная часть (5-7 минут). Выступление председателя собрания по теме, задачам, повестке, установления регламента.
Информационно-теоретическая часть (15-20 минут).
Сообщение по теме «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы» (выступление учителя – логопеда).
Презентация выставки дидактических игр, педагогической литературы по заявленной проблеме.
Практическая часть (15-20 минут).
Организация «педагогической мастерской» по освоению родителями приёмов развития мелкой моторики у детей.
Беседа – диалог в форме «вопросов – ответов» по использованию приёмов развития мелкой моторики в домашних условиях.
Рефлексия и подведение итогов (10 минут).
 
 
О.А. Быкова, старший преподаватель, Ю.В. Кайзер,  О.А. Хаустова, воспитатели  МДОУ ЦРР д/с № 42