Вернер Э.В. Научить патриотизму


Из опыта работы педагогического коллектива  МДОУ детский сад № 451
             
В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.
Все понимают: человек не любящий Отечество, не многого стоит. Но все понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем научить любить Родину.

В настоящее время появились программы, нацеленные на приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традиционной отечественной культуре, к истории страны, созданы комплексные программы, где в той или иной мере отражена обсуждаемая тема. Предпринимаются попытки разработать дидактические игры патриотического воспитания.

Современная педагогическая наука стремиться переосмыслить теорию и практику отечественного патриотического воспитания, определить содержание основных понятий, цели и задачи деятельности современного дошкольного учреждения в этой области.

Нашему педагогическому коллективу близки взгляды, когда патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется исследователями как: потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие; чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира; уважительное отношение к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества.

Современное патриотическое воспитание, как, собственно, в целом нравственное, должно выстраиваться по двум взаимосвязанным линиям: совершенствование содержания и поиск эффективных технологий.
Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля.  Идти надо от близкого к далекому. У ребенка должно возникнуть понимание того, что у каждого есть своя малая родина – местечко, привязанность к которому он испытывает с детства.

Мы решили начать работу с малого – помочь детям узнать как можно больше о своей семье и доме, ведь именно здесь начинается его родина, о том месте, где ребенок родился, где живут его близкие, познакомить с историей, природой, культурой родного края, воспитать потребность и желание участвовать в делах на благо людей и природы малой родины.

Детей дошкольного возраста чаще всего называют «почемучками». У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей, они всегда готовы откликнуться (прежде всего эмоционально) на все окружающее, новое в жизни.
Мы убеждены в том, что, давая ребенку возможность контакта с окружающим миром, возможность самостоятельно или с помощью взрослого находить наглядные, убедительные, яркие ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины.

И если под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, то одним из наиболее перспективных методов в этой связи, на наш взгляд, является метод проектов.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Приступая к реализации данной программы и работы с дошкольниками  по методу проектов, нами были внесены значительные изменения в развивающую среду детского сада в целом, и каждой группы в отдельности.

При активном участии педагогов, родителей и членов общественности, в ДОУ был создан этнографический музей. В нашем музее можно все рассмотреть вблизи, а не за стеклом витрины, что-то потрогать, оценить на вес. Экспонаты музея используются в различных видах деятельности: развитие речи, музыка, игра, пение, инсценировка. Музей детского сада обеспечивает восприятие народной культуры через все органы чувств. Для самых маленьких проводятся экскурсии в историю отдельных вещей. Малыши знакомятся с предметами, которые знакомы им из любимых сказок (коромысло, туесок, короб, корыто и др.). Для детей старшего возраста в музее успешно проходят тематические занятия, инсценировки сказок, посиделки с участие родителей и других членов семей воспитанников.

В методическом кабинете создан центр специальной литературы, наглядных пособий по Новосибирску и Сибирскому краю. Здесь же собраны аудио- и видео-материалы, сборники открыток памятных мест и достопримечательностей города, художественные произведения сибирских писателей, картины и атласы.
В группах организованы центры патриотического воспитания, центры, искусств, созданы условия для продуктивной деятельности.

Заключен договор о сотрудничестве с библиотекой им. Горького. Работники библиотеки проводят для воспитанников детского сада  тематические занятия с демонстрацией видеоматериалов.
Ежегодно для детей и родителей организуются экскурсии по городу, памятным местам, музеям, театрам.
Родители активно включаются в реализацию семейных проектов, участвуют в мероприятиях группы и детского сада.

Особый интерес у наших воспитанников и их родителей вызвало изучение темы «Я и моя семья», некоторым семьям удалось выявить свою родословную в пяти и более поколениях. Вечер встреч, организованный в рамках проекта, дал возможность узнать, в какие игры любили играть наши бабушки и дедушки.

Традиционно в нашем детском саду отмечается «День Матери»: организуется много интересных и развлекательных мероприятий с участием мам и бабушек. Проводятся конкурсы, концерты, выставки детского творчества. В этот день ни одна мама не уходит из детского сада без подарка и добрых слов благодарности.

Изучая тему «Я и моя семья» мы непроизвольно перешли к знакомству с новосибирской областью, сельскими районами, областными районными центрами, так как у многих детей бабушки живут за пределами города.

Дети с удовольствием рассказывали о малой родине своих родителей, о школах где они учились, о быте семьи. В результате появились проекты «Где отдыхают новосибирцы», «Фермерское хозяйство», «Жители сибирских лесов»,  «Лесные грибы и ягоды». Руками детей изготовлены плакаты «Как вести себя в лесу».
Со старшими дошкольниками реализованы проекты «Сделаем наш город чистым и красивым», созданы книги  «Наш город», «Цветы Сибири», авторы и иллюстраторы которых – наши воспитанники.

В подготовительной группе «Белочка» изготовлена схема нашего микрорайона, макет улицы, на которой находится наш детский сад, выпущена газета «Наш любимый Новосибирск».  Реализована только часть разработанной нами программы по патриотическому воспитанию дошкольников старшего возраста, но мы уже сейчас можем с уверенностью сказать, что у детей сформирован устойчивый интерес к своей семье, друзьям, родному дому, улице, городу - к своей малой родине. Наши воспитанники узнали много  нового и интересного.
Впереди нас ждут новые экскурсии, походы, встречи с интересными людьми и, конечно, новые проекты.

Э.В. Вернер, старший воспитатель МДОУ № 451