Нормативные документы Урок года


ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ «УРОК ГОДА»
(номинация «Математика», начальная школа)


1. Общие положения
Цели и задачи конкурса:
Развитие творческого потенциала и повышение профессионального мастерства педагогов;
Содействовать распространению лучшего опыта работы;
Повысить активность педагогических   работников.

Конкурс «Урок года»-2003г. проводится в рамках районного конкурса. В конкурсе   могут принять участие педагогические работники образовательных учреждений Центрального района всех типов и видов. Стаж педагогической работы, возраст участников не ограничивается. Участники предоставляют информационную карту, конспект урока в жюри.

2. Учредители конкурса
Администрация Центрального района, отдел образования.

3. Информационная поддержка
Официальный сайт Новосибирской Областной Образовательной сети (
http://www.websib.ru)

4. Координатор конкурса - Информационно- методический центр.
Необходимые для разработки конкурсного урока  методические материалы, актуальную информацию из периодических педагогических изданий можно получить в РИМЦ.

5. Порядок и сроки проведения конкурса
Конкурс проводится в IV этапа:
I этап - подготовительный - сбор информации на участие педагогов в конкурсе - май 2003 г.
II этап - подтверждение участия в конкурсе на основании личной заявки, педагога - не позднее 22.09.2003 г.
III этап - проведение открытых уроков: с 27.10 по 31.10.2003 г.
IV этап - подведение и награждение   по итогам «Урок - года" 2003 г. не позднее 11.11.2003 г.

5. Критерии эффективности урока

Содержание урока

- содержание учебного материала;
- соответствие поставленных задач с содержанием урока;
- глубина, научность, полнота содержания;
- межпредметная связь;
- выбор оптимальной структуры урока.

Технология, методы и средства обучения
- выбор наиболее рациональных методов обучения;
- способы мотивации обучающихся к учебной деятельности;
- использование различных форм контроля;
- проблемность наложения материала;
- организация познавательной деятельности.
- использование ТСО, дидактических и наглядных материалов.

Создание благоприятного психологического климата
- создание условий для обучения;
- культура общения, эрудиция учителя;
- взаимодействие с обучающимися.

Результативность педагогического процесса
- активность обучающихся;
- стимулирование обучающихся;
- обратная связь на уроке;
- завершенность урока (занятий);
- достижение ТДЦ.

Балльные оценки:  Высший балл «4», «3» - реализовано неполностью; «2» - скорее реализовано, чем не реализовано;
«1» - реализовано частично; «О» - не реализовано.

Подведение итогов
Участники районного конкурса награждаются дипломами и денежными премиями.


МЭРИЯ
Администрация Центрального района

ПРИКАЗ
г. Новосибирск                      от_______                №

О проведении районного конкурса «Урок года»

В целях стимулирования роста профессионального мастерства педагогов, поощрения творческих инициатив, повышения профессиональной компетентности, выявления и распространения лучшего педагогического опыта в районе, ПРИКАЗЫВАЮ:

Провести районный конкурс «Урок года» по номинации «Математика» для начальных классов с 27.10.2003. по 01.11.2003г.
Утвердить жюри в составе:
- заведующая районным отделом образования администрации Центрального района;
- заместитель председателя, заведующая районным информационно-методическим центром
- заместитель заведующей районным отделом образования администрации Центрального района;
- методист районного информационно -методического центра высшей квалификационной категории;
- руководитель районного методического объединения учителей начальных классов, учитель высшей квалификационной категории;
- заведующая лабораторией «Развитие содержания образования» ГЦРО;
- психолог РИМЦ.

Утвердить Положение и смету расходов из внебюджетных средств администрации на проведение районного конкурса «Урок года» (приложение 1, 2).

Ответственность за исполнение приказа возложить на заместителя главы администрации.

Глава администрации Центрального района                                     

 


 

Карта оценки конкурсного урока  


СОДЕРЖАНИЕ
 
Соответствие содержания материала типу класса
Совпадение формулировки цели урока его содержательной реализации
Оптимальный объем материала для достижения целей урока
 
 
МЕТОДИКА

Хорошая мотивировка учащихся
Широкий спектр заданий развивающего характера
Адекватность дидактического материала
Адекватность наглядности
Используется самостоятельная работа учащихся для инициации творчества
Частое использование эвристических приемов
Учитель постоянно отслеживает этапы освоения учащимися материала
Учет при объяснении возможных ошибок учащихся
Частое использование моментов рефлексивного анализа  
Четкая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока
Оптимальный для данного класса темп урока
Часто используются ситуации диалога, обмена мнений
На уроках тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся
На уроке постоянно создаются ситуации успеха, обеспечивается сохранение самооценки ученика

УЧАЩИЙСЯ НА УРОКЕ

Уровень активности детей высокий
Наличие вопросов на уточнение понимания
Адекватность ответов
Развитость самостоятельность речи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

Хорошее учебное сотрудничество с учащимися
Умение слушать и слышать ученика
Неумение слушать и слышать ученика
Гибкость учителя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности
Культура общения, эрудиция учителя
Взаимодействие с обучающимися на основе гуманной педагогики

Каждое направление оценивается по трехбалльной системе
Победитель конкурса определяется по наибольшему количеству набранных баллов

 
Справка по итогам проведения конкурса «Урок года»
(начальная школа, номинация «Математика»)

 
В районе прошел конкурс учителей начальных классов по номинации «Математика» с 27 по 31 октября 2003 года. В конкурсе приняли участие 10 педагогов из 9 школ:
  • Белобородова Эльвира Валерьевна, школа № 79,
  • Жунусбекова Наталья Николаевна, школа № 156,
  • Платонова Лариса Викторовна, Чепкасова Елена Владиславовна, МЭЛ № 95,
  • Валышевская Ольга Владимировна, школа № 54,
  • Широковских Елена Евгеньевна, школа № 99,
  • Заливчик Елена Вадимовна, школа № 29,
  • Серикова Лариса Викторовна, школа № 4,
  • Шевкун Елена Рудольфовна, «Диалог»,
  • Твердякова Людмила Георгиевна, гимназия № 1.
Все учителя представили информационную карту и конспект конкурсного урока.
На уроках присутствовали руководители образовательных учреждений, заместителей директоров по начальной школе, среднего и старшего звена, руководители МО, учителя начальных классов школ района в количестве 62 человек.

В гимназии № 1, школах №54 и№ 4 присутствовали слушатели курсов повышения квалификации учителей начальных классов города и области при НИПКиПРО, зав.кафедрой начальных классов, к. п. н Т.В. Смолеусова , методист кафедры, старший преподаватель З.И. Дмитриенко.
Поскольку конкурс является одной из форм повышения квалификации педагогов присутствующие получили возможность познакомиться с опытом работы учителей, вышедших на конкурс.
Уроки показали высокую методическую грамотность педагогов. На большинстве уроков - хорошая мотивировка учащихся, широкий спектр заданий развивающего характера, частое использование эвристических приемов. Прослеживается четкая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока, часто используются ситуации диалога, обмена мнений. Учителя учитывают индивидуальные особенности учащихся, на уроке создаются ситуации успеха, обеспечивается сохранение самооценки ученика.
Учащиеся активны на уроке, учителя требуют полных ответов, работают над развитием речи учащихся, На большинстве уроков субъект - субъектные отношения учителя с детьми, взаимодействие на основе гуманной педагогики.

На уроке Э.В. Белобородовой  учащиеся работают в группах. Учитель предлагает учащимся задания развивающего характера, учит детей сравнивать, анализировать, делать вывод, побуждает к активной мыслительной деятельности, задавая вопросы «почему», «для чего», «как это сделать».  
Ключевые слова урока Н.Н. Жунусбековой  - «доброта», «любовь». Субъектные отношения, гуманная направленность общения с детьми позволяют Наталье  Николаевне добиваться результатов ,помогают учителю прививать интерес детей к учению. . Интересно совмещение на уроке математики понятий «река» и «время». Путешествуя по « реке времени» ребята обогащают себя не только знаниями из области математики, но и истории. Учитель говорит о таких понятиях как «патриотизм», «гордость» за великую Россию, страну, в которой мы живем.  

Е. В. Чепкасова, учитель МЭЛ № 95, также использовала на уроке возможность поговорить о родном городе, его символе - гербе. Учащимся предъявляются задания развивающего характера, проводится учебная игра, во время которой учитель предлагает учащимся работу в парах сменного состава.  

У Л.В. Платоновой, учителя МЭЛ № 95, продумана структура урока. Используются разные способы усвоения знаний, полученных на уроке. Учитель предлагает детям: «сравни, проверь, проговори, напомни, соотнеси запись в тетради с записью на доске и в учебнике». На уроке умело используется наглядность. Хотелось бы отметить доступность объяснения нового материала, поисковую деятельность, внимание к каллиграфии, правильной математической записи.  

О.В. Валышевская большое внимание уделяет развитию математической речи учащихся. Дети на уроке активны, справляются с заданиями развивающего характера, на уроке - фронтальная работа, по цепочке, самостоятельная. Доверительные отношения учителя и учащихся способствуют усвоению материала, предъявляемого учителем.

Учащиеся Е.Р. Шевкун совершили увлекательное путешествие в древнюю Русь, познакомились с мерами длины в древней Руси. Учитель обращает внимание на каждого ребенка класса, контролирует выполненное задание.

В начале урока Е. В. Заливчик попросила продолжить фразу. «Урок - это хорошо. Почему?". Первоклассники дали свои варианты и субъект - субъектные отношения учителя с детьми, взаимодействие на основе гуманной педагогики.

Урок Л.Л. Сериковой - динамичный, в быстром темпе. Четко поставлена цель: систематизация знаний о единицах времени и весь урок учащиеся идут к выполнению этой цели. Фрагменты фильма помогают логично перейти от одного вида работы к другому. У учащихся сформированы навыки общения, умело работают в группах, ведущий каждой группы организует обсуждение решения задачи
Часто дети ставятся в положение выбора, много творческих, развивающих заданий. За урок выполнен большой объем. Разнообразна деятельность учащихся: фронтальная, групповая, у доски, решение на время, работа на компьютере, индивидуальная работа по карточкам. Учащимся дается возможность самореализации на уроке. Разнообразны и способы проверки: учитель показывает результат, запись на доске, проговоривание детьми, зачеркивание неправильного ответа, хлопок на правильный ответ, написание ответа на индивидуальной доске каждым учеником. На уроке рационально используется время. Учитель требует точные математические формулировки, следит за каллиграфией, соблюдением единого орфографического режима.

Л.Г. Твердякова на практике реализовывает личностно - ориентированный подход к учащимся, принципы гуманизации. Ребенок - высшая ценность, он имеет право на выбор. И это право ему дается в течение всего урока, каждый высказывает свое мнение, говорит о своем видении решения самых различных задач, предлагает разные способы их решения. На уроке прослеживаются межпредметные связи (орфографическая работа, чтение, окружающий мир), многообразие вариативность средств обратной связи. Рационально используется доска. У каждого ребенка необходимые принадлежности для урока: лист с заданиями, доска, инструменты. Ценно в технологии учителя обучение решению задач через анализ. Огромная роль Людмилы Георгиевны в том, что дети умеют делать выбор, грамотны с точки зрения математики: знают, что такое задача, этапы ее решения, владеют различными моделями решений, умеют учиться, общаться, работают в парах, четверках. Высказывание своего мнения не мешает им работать, предлагать разные способы решения задач: устно, по схеме, искать план решения задач. Создание поиска, творческого подхода ко всему, что делает ребенок, любовь к школе, желание познавать, добиваться того, чтобы ребенку было интересно, - это характеризует учителя-мастера.

Е.Е. Широковских строит урок с таким расчетом, чтобы у детей были задействованы все каналы восприятия: визуальный, слуховой, тактильный. Урок проходит в едином сюжете. Логичен переход от одного этапа урока к другому. Рационально используется время и доска. У всех учащихся принадлежности, инструменты, необходимые для работы на уроке. Учителем используются разнообразные приемы и методы способствующие формированию интереса, положительной мотивации и учебной деятельности. Выполнен большой объем заданий, частая, целесообразная смена деятельности, предупреждающая перегрузки детей. Учитель умело включает в работу технические средства (мультимедийный проектор), гармонично вписывающиеся в тему урока. Многообразны и формы проверки выполненных детьми заданий. Елена Евгеньевна работает над формированием математической речи, первоклассники владеют алгоритмом решения задачи, что позволяет им находить разные способы их решения. Разнообразны и формы деятельности учащихся: фронтальная, у доски, групповая, в парах сменного состава. Учитель видит каждого ребенка и дает ему возможность реализовать себя в творческой деятельности на уроке.

При подведении итогов конкурса члены жюри выработали рекомендации для учителей начальных классов по совершенствованию педагогического мастерства:

1. Уделять большее внимание развитию математической грамотности учащихся, усвоению основ математического языка, овладению элементами логического мышления.
2. Формировать у учащихся умение самостоятельно:

- решать математическую задачу (проводить ее анализ, находить способ решения, переводить представленную в тексте ситуацию на язык математических операций, выполнять расчеты, осмысливать результаты решения в соответствии с условиями задачи, давать точный ответ на поставленный вопрос, производить проверку решения изученными способами);
- устанавливать причинно - следственные связи, строить логическую цепь рассуждении;
- доказывать, опираясь на изученные правила, определения, свойства математических объектов и понятий, приводить примеры, иллюстрирующие некоторое общее положение, контр-примеры, опровергающие заданное утверждение;
- проводить классификацию математических объектов по данному основанию классификации;
- делать простейшие обоснования, опираясь на конкретные факты;
- формировать предположения и проверять их;
- грамотно выполнять математические записи.

3. Осваивать педагогические технологии, способствующие развитию индивидуальных возможностей учащихся, здоровье - сберегающие технологии, учитывающие возрастные особенности детей.
4. Разработать систему оценивания достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
5. Совершенствовать формы общения с детьми, позволяющие реализовать личностно-ориентированное обучение.
6. Четко продумывать структуру урока в соответствии с его целями, задачами.

Районному информационно-методическому центру, гимназии № 1 и МОУ СОШ № 99 организовать проведение мастер-классов учителей Твердяковой Людмилы Георгиевны и Широковских Елены Евгеньевны.