Конспекты конкурсных уроков. Начальная школа


Информационная карта урока
Учитель:

Твердякова Людмила Георгиевна
,
учитель высшей квалификационной категории муниципальной гимназии №1,
отличник народного просвещения
 
Тема: В мире задач.  Урок в 3 классе

Цель: Формирование базовой компетенции в решении задач

Задачи:

- углубление представления о задачах;
- обучение применению различных методов при решении задач;
- формирование   умения    использовать   индивидуальные   и   коллективные ресурсы для поиска путей решения поставленных задач.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Ожидаемые результаты цикла уроков по данной теме: сформированность представления о многогранности понятия «задача», о методах и способах их решения, развитие навыков работы в команде, стабилизация само- и взаимооценки.

Характеристика класса

Обучение проводится по программе РО Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. В классе 36 учащихся. Интеллектуальное развитие 6 учащихся - выше нормы, 21 человек - норма, 9 человек - заниженная норма. Учащиеся активны, способны к поиску путей решения как интеллектуальных, так и практических задач, к рефлексивной деятельности. У большинства учащихся развито умение работать в группе. К моменту проведения урока класс знает таблицу умножения на 9, 8, 2, 5. Умеет составлять и пользоваться таблицей Пифагора, справочной литературой, умножать многозначные числа, складывать и вычитать в разных системах счета. Умеет пользоваться моделями, выстраивая ход рассуждения «от условия к вопросу», осваивает рассуждение «от вопроса к условию». Серия уроков по теме «задачи» проводилась в 1 и 2 классах, планируется в 4 классе.

Ход урока

Оборудование: доска, доски для индивидуальной работы, листы с  текстами задач, палочки (карандаши).

Оформление доски. На доске в разных ее частях записаны:
Эпиграф урока:


«Да, путь познания не гладок.
Но знаем точно с детских лет:
Загадок больше, чем отгадок,
И поискам предела нет».
Название частей урока:
Задача-разминка.
Задача из области русского языка.
Задача из области природоведения.
Модели-помощники.
Составляю план решения задачи.
Практическая задача.
Слова - характеристики задачи для рефлексии: интересная, познавательная, хитрая, развивающая, сложная, неразрешимая (слово на доске прикрыто).

Модели задач
 
Ход урока

В начале урока детям предлагается оценить свою способность узнавать задачи и решать их. Далее учащиеся выбирают один из пунктов плана урока, с которого им бы хотелось начать работу (в дальнейшем они выбирают другие части урока). После выполнения работы по каждому из пунктов анализируют: было ли данное задание задачей, из какой области, каким методом решалось.

Задача - разминка. Задание: реши задачу, назови способ устного вычисления.
Задание из области русского языка: выбери проверочное слово, докажи правильность выбора.
Задание    по    природоведению:    прочитайте    текст,    назовите    способ исследования   проблемы   (наблюдение   за   объектом,   поиск   ответа   в справочной литературе, построение умозаключения и т.д.). Выстраивая логическую цепочку, учащиеся пытаются ответить на вопрос задачи,

Модели - помощники. Задание: можно ли считать, что все модели, изображенные на доске, рассказывают об одном и том же? Подберите задачу, которая соответствует этим моделям. Докажите, что задачи 3 и 4 с точки зрения математики одинаковые.

Решить задачу, построив рассуждение от вопроса к условию (относительно новый вид работы, выполняется с подробным анализом каждого шага).

Составить из 9 спичек треугольники; 5 треугольников. Можно ли составить 7 треугольников? (Попробовать дома, используя пластилин).

В конце урока учащиеся выбирают характеристики задач, проводят повторное самооценивание умения «узнавать и решать задачи».

На доске открывается следующее задание «Неразрешимая задача». Дается домашнее задание: «Задумайтесь сами и привлеките к рассуждению взрослых: «Бывают ли неразрешимые задачи?»». На следующем уроке дети сами или с помощью учителя должны сформулировать мысль, что «неразрешимых» задач нет, а есть задачи, «отсроченные в своем решении».


Задачи

Разные бывают деревья: толстые - тонкие, высокие - низкие,  прямые - кривые. А можно увидеть дерево... волосатое! Увидишь - глазам не веришь. А подойдешь, пощупаешь - так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс! Стоишь и гладишь мохнатое дерево, как собаку. ЗАМАСКИРОВАТЬ

ЗАПРОСТО, ЗАЙЧИК, ЗАГОРОДНЫЙ. МАСКА, МАСКАРАД.
ДУБЛИРОВАТЬ, КВАРТИРА, МИР, КОПИРКА. ШНУРОВАННЫЙ, МАССОВКА, МАРИНОВАННЫЙ.

Сердце человека за год перекачивает 27600000 литров крови. Сколько литров перекачивает сердце за три года?

Масса кукушки 100 г, а масса сизого голубя в 3 раза больше. Найди массу чайки, если она на 50 г больше кукушки и голубя вместе взятых.

В террариуме содержатся черепахи, ящерицы и змеи. Черепах - а штук, это в 3 раза меньше, чем ящериц. А змей столько, сколько ящериц и черепах вместе. Сколько в террариуме змей?

Длина одной стороны прямоугольника 9 см, а длина другой в 3 раза больше. Найди длину двух сторон прямоугольника.

У бабушки спрятана банка с вареньем, в которой 650 г. Внук разведал, где хранится банка,, и каждый день съедал по 5 ложек. Сколько варенья обнаружит бабушка через 20 дней, если 1 ложка вмещает 5 граммов варенья?


Информационная карта урока
Учитель:

Широковских Елена Евгеньевна,
учитель высшей квалификационной категории, МОУ СОШ № 99
 

Тема урока: Сложение и вычитание в пределах десяти. Урок в 1 классе

Цели и задачи:
- закрепить знания состава чисел 6,7,8;
- учить применять вычислительные приёмы при выполнении разнообразных заданий;
- учить моделировать задачи, восстанавливать условие, подбирать вопрос к готовому условию;
- развивать умение логически выстраивать ответы;
- продолжать работу над развитием самостоятельности и активности мышления;
- активизировать механизмы памяти и внимания;
- используя элементы интегрированного урока, создать сказочную, увлекательную атмосферу занятия;
- формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля во время работы.

Оборудование: 
изобразительный наглядный материал: портрет Осени, Котишка, дупло, белка, грибы и шишки, «числовой тортик» (состав чисел);
раздаточный дидактический материал;
конверты с наградами на каждой парте;
индивидуальные формы обратной связи: откидные цифры;
персональный компьютер с мультимедийным проектором;
презентация «Составляем задачки»;
видеоролик «Физкультминутка»

Ход урока  

Вступительная беседа (мобилизующий этап)

Учитель: Наша давняя подружка Осень узнала, что в субботу мы праздновали день рождения 1–го класса и решила пригласить нас к себе в осенний лес, чтобы продолжить праздник.  Но в пригласительной телеграмме написала: «Не забудьте повторить состав чисел 6,7,8!».  Видимо, в тех весёлых играх, которые она нам собирается предложить, это понадобится.  Но вот беда, название местечка, где нас ждёт Осень, в телеграмме размыло дождем. Попробуем попросить помощи у самого леса.

Дети хором:


Здравствуй, лес! Дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь, мы – свои!

Разминка

1.    Индивидуальная работа
Учитель: Смотрите, тропинку устилают листья.   Нам достаточно восстановить записи и расставить результаты в определенном порядке, и  тропинка укажет нам путь.   На доске 3 столбика примеров с окошечками, около каждого примера листик с буквой.  Выходят трое детей.
 
Фронтальная работа
Учитель: А мы в это время по просьбе нашей подруги Осени подготовимся к встрече.
Я читаю задачи, а вы работаете с откидными цифрами.

Как-то раз в лесу густом
Ёж себе построил дом.
Пригласил лесных зверей,
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисёнка,
2 весёлых медвежонка.
Называть ответ пора
Без ошибки, детвора.
           (6)
 
Под осинками на кочке
Гриб в малиновом платочке.
Чуть в сторонке, там, где пень
Не один, а ещё 7.
У кого ответ готов?
Сколько тут всего грибов?

Вот 5 зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку 2 зайца бегут.
Так сколько ж всего по осенней дорожке,
Торопится в школу зайчишек в сапожках?
           (7)

Итак, 6,7,8 – как раз те числа, о которых нам напоминала Осень. Сейчас мы вспомним состав этих чисел, но сначала вернемся на лесную тропинку. Проверяем примеры и на пальчиках показываем + или -  (согласны или не согласны).  Расставим результаты в порядке убывания, а я в этом же порядке выкладываю листики.   Итак, как называется местечко, где нас ждет Осень?
Дети: Дары Осени

Учитель: Ну что ж, путь открыт. Перед дорожкой осталось повторить считалочку – состав чисел. "Числовой тортик “ вам поможет подготовить сольные выступления.

Выступления  у доски группой из 4 человек.    Физкультминутка

Углубляемся в осенний лес.  Лесная речушка весёлым голоском распевает песенку.  Подпоём ей. Песня помогает в пути.
 
Вьется недалечко реченька – река,
Маленькая речка, меньше ручейка.
Не проплыть, не нырнуть,
Только ножки окунуть.
Чуть-чуть.

Самостоятельная работа (тетради и линейки с фигурами).


Учитель: В некоторых местах у берега спят кувшинки, а между ними плавают числа.  Вода по-осеннему холодная. Поможем числам забраться в кувшинки. Итак, возле первой группы чисел – 2 кувшинки. Нужно обвести 2 числа, которые при сложении дают 6. Возле 2 группы чисел – аналогично. А возле 3 группы чисел – 3 кувшинки. Значит надо обвести 3 числа, которые при сложении дают 6.

Взаимопроверка (поменяемся тетрадями  и сверяем с правильной записью на доске).

Учитель: У кого всё верно, берут награды в конверте.   Молодцы! И речке приятно и числам уютно.

Самостоятельная работа в тетрадях с использованием слайдов из компьютерной презентации.

Учитель: Среди гостей наш  старый друг котишка – шалунишка.  Он учит лесных друзей Осени составлять задачки.  Присоединяемся! Кто помнит, котишка предлагает задачи целиком?

Повторим части задачи:
1.      условие;
2.      вопрос;
3.      решение;
4.      ответ.

Работа над первым слайдом компьютерной презентации по плану:
1.      достраиваем условие;
2.      выбираем вопрос:

- сколько осталось?
- сколько стало?

3.      выбираем чертёж:
4.      записываем решение.

Физкультминутка
Учитель:  Дело в том, что на праздник к Осени было приглашено даже Лето, но само оно придти не смогло. Зато прислало музыкальное поздравление.  Кстати, это музыкальное поздравление поможет вам выбрать действие сложения или вычитания в дальнейшей игре с котишкой.

Поём и танцуем (правило в стихах).  

Самостоятельная работа над вторым слайдом из компьютерной презентации.
Учитель: На этот раз вам предстоит работать с соседом в паре.
Дети:   выслушивают фрагмент условия;   уточняют с соседом, как восстановить чертёж к задаче;  в дальнейшем работают по плану первого слайда.
Проверка. Сверяют чертеж и решение на доске. У кого верное решение, достают награды из конверта.
Обобщающие самостоятельные работы на знание состава чисел 6 и 7.

Учитель:  Посчитала Осень своих гостей, и оказалось среди них 7 зверюшек,  а для них лучший деликатес – мухоморы.  Послала она близких друзей Петрушку и Барбосика собрать ровно 7 грибов.
 
Самостоятельная работа над третьим слайдом из компьютерной презентации.
 
Дети: выслушивают задание и делают в тетради запись: 1 и 6   2 и 5   3 и 4
Слайд самопроверки. У кого пары чисел совпали, достает очередную награду.
Учитель: Усаживайтесь поудобнее, будем чай пить с душистым осенним ароматом.  Поможем хозяюшке накрыть на стол.
 
Работа с дидактическим материалом
Мальчики раскрашивают те предметы на нашем праздничном столе, где примеры с результатом 7 - в оранжевый цвет, девочки – примеры с результатом 6 – в синий.
Проверка. Первые 5 учеников, которые закончили работу, поднимают руку.
Учитель: Что поставили на стол мальчики, а что – девочки?  (самовар и торт)

Вывод

У кого больше 3-х наград, выходят и укрепляют в дупле белочки грибочек (мальчики) и шишку (девочки). Кто лучше всех поработал девочки или мальчики? Помог нам совет Осени повторить состав чисел 6 и 7? При выполнении каких заданий потребовались эти знания?  Молодцы! Мы прощаемся с Осенью и котишкой-шалунишкой.   Завтра мы посмотрим, в каких ещё заданиях можно использовать состав чисел    6,7,8.