Светлосанов В.С. Звук и смысл в стихотворном произведении
Созданная учителем высокохудожественная программа по развитию речи детей высоко оценена коллегами. Дети стремятся на его занятия, зная, что узнают что-то необычное, нестандартное, увлекательное. Благодаря эффективному использованию психолого-педагогических технологий педагог добивается высокого качества знаний по литературе, творческой инициативы обучающихся, любви к родному языку.
Передавая основы своего мастерства детям, Владимир Сергеевич постоянно и успешно ищет нестандартные решения педагогических проблем. Педагог является помощником ребят не только в учебных делах, он направляет их литературные начинания, помогает раскрыть талант каждому, подтверждая мысль о том, что все дети талантливы и одарены с рождения.
Язык есть образ всего человека
И. Гончаров
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное а нем раздолье.
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше. Выше.
Березовая роща, снег сквозной,
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
К. Бальмонт
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: организация систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней.
Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, эвристический, частично-поисковый, коммуникативный.
Задачи урока:
1. Привить гимназистам желание знать и любить родной язык.
2. Ознакомить детей с экспрессивной изобразительной функцией русской речи, рассказать о существовании разных типов звуковых повторов.
3. Помочь школьнику чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, его инструментовку, научить умению самостоятельно войти в мир художественного создания, привлечь внимание учеников к деталям, из которых составляется целое.
4. Привить учащимся навык и умение различать звуки и уметь при помощи интонации и голоса и голоса передавать звуковой колорит стихотворного текста.
5. Создать на уроке коммуникативную ситуацию, при которой ученики знакомят своих товарищей с собственными находками и наблюдениями лингвистического характера, пытаются и пробуют известные художественные приемы в собственных сочинениях различного жанра.
6. С помощью поэтического, живописного и музыкального материала способствовать развитию творческого потенциала детей.
Содержание
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Орг. момент
Цели и задачи |
Сообщает тему, цели и за дачи урока; мотивация учебной деятельности
|
Слушают, записывают в рабочих листках
|
Содержание
определение понятий: ЗВУК Звуковой повтор Аллитерация Ассонанс |
Предоставляет слово обучающимся; индивидуальная работа; словарная работа
|
Слушают, высказывают свои соображения, доказывают, записывают. Звукоподражание
|
Задание, построенное на наблюдениях: звучание и значение слов
закрепление |
Предоставляет слово обучающимся, предлагает ряд слов. Вспоминает вместе с обучающимися примеры звукоряда в стихах русских поэтов, делает предварительный вывод
|
Обучающиеся должны отреагировать, выстроив звукоряд.
По желанию записывают в
рабочие листки самые яркие примеры |
Проверка творческого домашнего задания
|
Предоставляет слово обучающимся, напоминает о необходимости яркого, выразительного чтения.
|
Слушают авторское чтение, реагируют, спрашивают
|
Отработка и закрепление навыков выразительно-
го чтения |
Предлагает обучающимся тексты для прочтения, указывает на необходимость интонации
|
Высказывают свое отношение к услышанному.
|
Работа исследовательского характера
|
Акцентирует внимание учеников на строках, связанных скрытыми звуковыми повторами
|
Пробуют проследить в тексте сложные фонетические связи
|
Живопись и звукопись
|
Связывает новый материал с материалом прошлого урока, выделяет лучшие
изобразительные работы обучающихся; предлагает всмотреться в репродукцию картины Ван Гога и вслушаться в строки Арсения Тарковского, сделать вывод |
Отмечают звуковые приемы, использованные поэтом для передачи цветовой гаммы
|
Инструментовка в музыкальном произведении
|
Акцентирует внимание обучающихся на музыкальных средствах изобразительности, вместе с учениками слушает миниатюру Эдварда Грига
|
Слушают, готовятся сделать
выводы |
Итоги. Домашнее задание
|
Предлагает обучающимся самостоятельно сделать вывод о роли звука в живой
образной поэтической речи |
Записывают задание, делают
вывод |
НАПРЯГИТЕ ФАНТАЗИЮ.
ПОДБЕРИТЕ К СЛЕДУЮЩИМ СЛОВАМ СЛОВА С ПОХОЖИМИ ПРИЗНАКОВЫМИ ЗНАЧЕНИЯМИ И ПОХОЖИМИ ФОНЕТИЧЕСКИМИ ПРИЗНАКАМИ (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
ПРОСЛЕДИТЕ ЗА ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ МЕЖДУ ЗВУЧАНИЯМИ И ЗНАЧЕНИЯМИ СЛОВ:
ВоЛНа –
ГРоЗа –
ЛуНа –
оСа –
МыШь –
БуРя-
ТоПоТ –
СРаЖение –
БаБаРаН-
СВЯЗАНЫ ЛИ ЗНАК И ЗВУК, ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА И ЕГО ЗВУЧАНИЕ? КАК МОЖНО ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ЭТУ СВЯЗЬ?
А СВОИ СОБСТВЕННЫЕ СЧИТАЛКИ, СКОРОГОВОРКИ, СТИХИ МОГЛИ БЫ ВЫ ПРИВЕСТИ, КАК ПРИМЕР ОСМЫСЛЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗВУКА?
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ НАБЛЮДЕНИЯ. ВЧИТАЙТЕСЬ В СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ.
С ВЫРАЖЕНИЕМ ПРОИЗНОСИТЕ ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ.
(ВоЛНа) - Ты, ВоЛНа моя ВоЛНа!
Ты гуЛьЛиВа и ВоЛьНа.
(ГРоЗа) - Люблю ГРоЗу в начале мая,
когда весенний пеРвый ГРом,
как бы РеЗвяся и иГРая,
Грохочет в небе Голубом.
По небу Голубому
пРОехал ГРОхот ГРОма.
(ЛуНа) - Как эта гЛупая Луна
На этом гЛупом небоскЛоне.
(оСа) - Вооруженный Зреньем уЗких оС,
СоСущих оСь Земную, оСь Земную.
ОСаЖуЖЖала,
обнаЖала Жало, но вСтретила Шмеля
и хвоСт подЖала.
(мыШь) - Жизни мыШья беготня.
ПеШком Шагали мыШки по узенькой дороЖке.
(БуРя) - БуРя, скоРо гРянет Буря!
Это гРозный БуРевесник.
Буря мглою небо кРоет,
вихРи снежные кРутя.
(ТоПоТ)- оТ ТоПоТа коПыТ Пыль По Полю леТиТ.
(сРаЖение)- Швед, Русский колет, Рубит, РеЖет,
Бой БаРаБанный, клики, скРеЖет,
гРом пушек, топот, Ржанье, стон,
и смеРТь, и ад со всех сТоРон.
***
ПОПРОБУЙТЕ ПРОЧИТАТЬ, СТАРАЯСЬ НЕ ДВИГАТЬ НИ ЯЗЫКОМ, НИ ГУБАМИ СЛЕДУЮЩИЕ СТРОКИ
СТРОИТ,
РУШИТ,
КРОИТ
И РВЕТ,
ГУДИТ,
ГОВОРИТ,
МОЛЧИТ
И РЕВЕТ.
ПОЧЕМУ ТРУДНО ВЫПОЛНИТЬ ЭТО ЗАДАНИЕ?
***
ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ:
ПАРА БАРАБАНОВ,
ПАРА БАРАБАНОВ,
ПАРА БАРАБАНОВ
БИЛА
БУРЮ.
ПАРА БАРАБАНОВ,
ПАРА БАРАБАНОВ,
ПАРА БАРАБАНОВ
БИЛА
БОЙ!
МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК, НЕ ЗНАЮЩИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА, ДОГАДАТЬСЯ О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ?
***
А ТЕПЕРЬ от ПРОСТОГО - к СЛОЖНОМУ! ВСМОТРИТЕСЬ ВНИМАТЕЛЬНО С СТИХИ ЛЕРМОНТОВА И ПУШКИНА, НЕСКОЛЬКО РАЗ ПРОЧИТАЙТЕ ИХ ПРО СЕБЯ. ЧТО ВАМ УДАЛОСЬ ЗАМЕТИТЬ?
ОтвориТЕ МНЕ ТЕМНицу,
ДайТЕ МНЕ сиянье дня...
ШиПЕНье ПЕНистых бокалов и ПуНШа ПламеНь голубой...
ПРоЗРаЧный ЛЕС ОДин ЧеРнеет, и Ель сквоЗь ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕет,
и РеЧка пОДо льДОм бЛЕСтит.
КАКИМИ ЗВУКОВЫМИ НИТОЧКАМИ СВЯЗАНЫ СТРОКИ ЭТИХ СТИХОВ? КАКОЙ ПРИЕМ ЗВУКОПИСИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ПОЭТЫ? ЧТО ОНИ ХОТЕЛИ ПОДЧЕРКНУТЬ, ВЫДЕЛИТЬ?
ФОНЕТИЧЕСКИЙ ОБЛИК КАКИХ СЛОВ ИЗ ТЕКСТА СТИХОТВОРЕНИЯ «ВОРЧУНЫ ИЗ УНЫЛЛОУ» ГОВОРИТ ОБ ИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ?
ВОРЧУНЫ ИЗ УНЫЛЛОУ
ДЕРЕВНЯ УНЫЛЛОУ –
СКУЧНОЕ МЕСТО:
КРЕСТЬЯНЕ В УНЫЛЛОУ - СПЛОШЬ ВОРЧУНЫ!
ВСЕГДА-ТО У НИХ
РАСПОЛЗАЕТСЯ ТЕСТО,
ТОЩАЕТ СКОТИНА И ДЕТИ БОЛЬНЫ.
ЛЮБИМОГО НЕТ У НИХ
ВРЕМЕНИ ГОДА:
ЖАРА НЕ ГОДИТСЯ,
МОРОЗ НЕ ХОРОШ.
КАКАЯ Б С УТРА НИ СТОЯЛА ПОГОДА, ИЗ ДОМА НЕ ВЫЙДУТ ОНИ БЕЗ ГАЛОШ.
У МИСТЕРА ХВОРРОУ –
СНОВА ПРОСТУДА,
У МИСТЕРА ХИЛЛОУ –
РАДИКУЛИТ,
СУПРУГАМ НЕДУГЛАС
ПО-ПРЕЖНЕМУ ХУДО,
У СТАРОГО ЧАХЛИ ВСЕ ТЕЛО БОЛИТ.
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ С ОСОБЕННОЙ ИНТОНАЦИЕЙ, ПАРОДИРУЯ АНГЛИЙСКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ.
***
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА РЕПРОДУКЦИЮ КАРТИНЫ ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА ВИНСЕНТА ВАН ГОГА «ЗВЕЗДА И КИПАРИС». ЧТО ВЫ ВИДИТЕ?
ПРОЧИТАЙТЕ СТРОКИ СТИХОТВОРЕНИЯ:
СтОю себе, а Надо МНОЙ Навис ЗакручеННый, как ПЛаМя
киПарис.
ЛиМОННый крОН и теМНО
гоЛубОе,
Без них не стаЛ бы я саМиМ
собОю.
Унизил бы я собственную речь, Когда б чужую ношу сбросил с плеч.
А эта грубость ангела, с какою
Он свой мазок ведет
с моей строкою.
ВНИМАТЕЛЬНО ВЧИТАЙТЕСЬ В ТРЕТЬЮ СТРОЧКУ - В НЕЙ ПОЭТ ОПРЕДЕЛИЛ ОСНОВНОЙ КОЛОРИТ КАРТИНЫ ВАН ГОГА: ЯРКИЙ ЛИМОННО-ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ ПРИЧУДЛИВЫХ НЕБЕСНЫХ СВЕТИЛ, ЖЕЛТЫЕ ХЛЕБА В ПОЛЕ И ГУСТОЙ ТЕМНО-ГОЛУБОЙ ТОН НЕБА.
КАКИЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАЛ ПОЭТ?
КАК ВЫ ПОНЯЛИ СТРОЧКУ: «ОН СВОЙ МАЗОК РОДНИТ С МОЕЙ СТРОКОЮ»?
***
ПРОСЛУШАЙТЕ МИНИАТЮРУ ЭДВАРДА ГРИГА.
ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ?
С ПОМОЩЬЮ КАКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КОМПОЗИТОР СОЗДАЕТ ЭФФЕКТ ТАИНСТВЕННОГО, СКАЗОЧНОГО ДВИЖЕНИЯ?
А ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ, ЕСЛИ К ЗВУКАМ СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДОБАВИТЬ НЕМНОГО ПОЭТИЧЕСКОЙ ЗВУКОПИСИ?
ИТАК, МЫ ГОТОВЫ СДЕЛАТЬ ВЫВОД: ЕСЛИ, ПО МНЕНИЮ ГОНЧАРОВА, ЯЗЫК ЕСТЬ ОБРАЗ ВСЕГО ЧЕЛОВЕКА, ТО МОЖНО ЛИ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ ЭТОТ ОБРАЗ БЕЗ ТАКОЙ ЭКСПРЕССИВНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ЕГО СОСТАВЛЯЮЩЕЙ,
КАК 3-В-У-К ??????????
КОНЕЧНО, НЕТ!
Домашнее задание
1. Найдите в стихах русских поэтов примеры звуковых повторов: аллитераций и ассонансов, выпишем в рабочую тетрадь, выучите и выразительно прочитайте.
2. Попробуйте самостоятельно придумать скороговорку, стишок или текст рекламного ролика, опираясь на известные вам фонетические (звуковые) приемы.
В.С. Светлосанов, учитель высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 13, г. Новосибирск