НАРОДНЫЙ ИНСТРУМЕНТ БАЛАЛАЙКА для детей различных возрастных групп с 7 – 15 лет
Составитель: Владимиров Валерий Викторович, педагог высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Народный инструмент балалайка – основа русского традиционного музицирования, ее история насчитывает более 400 лет. Современную форму и приемы исполнительства она получила в начале XX века благодаря усовершенствованию ее мастером В.В. Андреевым, а созданный им оркестр русских народных инструментов, расширил возможности этого инструмента. Обучение детей на этом уникальном русском народном инструменте дает возможность сохранению народного музыкального исполнительства. Эти традиции воспитывают любовь и уважение к своему народу. В этом и заключается актуальность данной программы.
Народный инструмент балалайка – основа русского традиционного музицирования, ее история насчитывает более 400 лет. Современную форму и приемы исполнительства она получила в начале XX века благодаря усовершенствованию ее мастером В.В. Андреевым, а созданный им оркестр русских народных инструментов, расширил возможности этого инструмента. Обучение детей на этом уникальном русском народном инструменте дает возможность сохранению народного музыкального исполнительства. Эти традиции воспитывают любовь и уважение к своему народу. В этом и заключается актуальность данной программы.
Данная программа является результатом творческой и педагогической деятельности преподавателя Новосибирского музыкального колледжа Владимирова Валерия Викторовича. Она опирается на программу по классу балалайки для ДМШ Министерства образования РФ (1964,1988 год). Кроме того, программа включает и опыт педагогической деятельности автора по данному инструменту, как преподавателя музыкального колледжа.
Программа рассчитана на 5 лет обучения для детей 7-15 лет из расчета 2 часа в неделю на специальность и 0,5 часа ансамбль на каждого обучающегося.
Народный инструмент балалайка – основа в традиционном музицировании на народных инструментах.
Программа модифицированная, т.к. является составной частью программы школы русской традиционной культуры «Васюганье». Включает взаимосвязь с другими предметами – оркестром русских народных инструментов, сольфеджио, музыкальной литературой, общим фортепиано, народным пением, и имеет четкую фольклорную направленность.
Программа способствует:
1. Развитию личности
2. Приобщению к музыкальным художественным ценностям
3. Знакомит с традициями
4. Формирует практические исполнительские навыки.
В своей деятельности автор руководствуется следующими принципами:
1. Сотрудничества педагог – обучающийся
2. Индивидуальный подход в обучении
3. Последовательности
4. Учета возрастных и психических особенностей.
В музыкальном развитии обучающегося:
1. Единство художественного и технического развития
2. Развитие природных данных
В обучении используются следующие методы:
1. Репродуктивный
2. Объяснительно – иллюстративный
3. Творческий.
Цели и задачи
Главная цель программы – приобщение детей и подростков к активному музицированию на народном инструменте балалайка.
Задачи
Образовательные:
1. Усвоение приемов и способов игры на инструменте
2. Освоение нотной грамоты
3. Освоение репертуара
4. Публичное исполнение
Развивающие:
1. Развитие музыкальности
2. Развитие внимания
3. Развития самостоятельности
4. Развитие слуха, ритма, музыкальной памяти
Воспитательные:
1. Воспитание трудолюбия
2. Коллективизма
3. Любви к своей Родине, уважение к своей истории
1. Развитие музыкальности
2. Развитие внимания
3. Развития самостоятельности
4. Развитие слуха, ритма, музыкальной памяти
Воспитательные:
1. Воспитание трудолюбия
2. Коллективизма
3. Любви к своей Родине, уважение к своей истории
Уровни освоения содержания программы:
1. Ознакомительный 1-2 год (7-10 лет)
2. Базовый 3-4 год (10-13 лет)
3. Углубленный 5 год (14-15 лет)
Авторское обоснование
Данная программа основана на авторской технологии обучения игры на балалайке и включает следующие разделы:
1. Постановка и посадка
2. Работа над музыкальным произведением
3. Игра в ансамбле
4. Чтение нот с листа
5. Подбор по слуху
6. Техническое развитие, освоение приемов игры на инструменте.
1. Постановка и посадка
2. Работа над музыкальным произведением
3. Игра в ансамбле
4. Чтение нот с листа
5. Подбор по слуху
6. Техническое развитие, освоение приемов игры на инструменте.
Последовательность в обучении приемам игры на инструменте имеет важное значение в становлении и развитии исполнительских качеств инструменталиста. В нашей исполнительской школе это может быть представлено следующим образом.
1 год обучения I-е полугодие
- щипок большим пальцем
- укрепление пальцев левой руки
- арпеджато – гусельный принцип
- бряцание (первоначальные элементы)
II-е полугодие
- двойное пиццикато
- бряцание
- переменные удары
2 год обучения I-е полугодие
- бряцание (основные элементы)
- двойное пиццикато
- арпеджато
- вибрато
II-е полугодие
- тремоло (первоначальные элементы)
- укрепление большого пальца
- игра интервалов
- организация аккордовой техники
3 год обучения
- развитие беглости левой руки
- одинарное пиццикато
- элементы гитарных приемов (триоли, двуоли, квартоли)
- флажолеты
4-5 год обучения
- отработка пройденных приемов.
- отработка пройденных приемов.
Приобретение навыков игры происходит в три этапа:
1. Аналитический
2. Синтетический
3. Автоматизации.
Поэтому, усвоение и отработка приемов игры продолжается в течении всего периода обучения, но начальный период может быть более растянут, в зависимости от физических данных обучающегося.
В младшем классе рекомендуется давать произведения в медленном или умеренном темпах, в легких тональностях, доступных обучающемуся. По мере усложнения материала и усвоения обучающимся начальных элементов игры на инструменте, происходит развитие внутреннего слуха. В это время следует обращать внимание обучающегося на ладотональность, метроритм, такты и др. В 3-4 классе идет работа над выразительностью, качеством звука, интонацией. В 5 классе обучающиеся выполняют экзаменационную работу.
В младшем классе рекомендуется давать произведения в медленном или умеренном темпах, в легких тональностях, доступных обучающемуся. По мере усложнения материала и усвоения обучающимся начальных элементов игры на инструменте, происходит развитие внутреннего слуха. В это время следует обращать внимание обучающегося на ладотональность, метроритм, такты и др. В 3-4 классе идет работа над выразительностью, качеством звука, интонацией. В 5 классе обучающиеся выполняют экзаменационную работу.
Учебное занятие может быть построено по схеме:
1. Проверка домашнего задания
2. Нотная грамота
3. Работа над произведением (аппликатура, нюансы, приемы игры, работа над звуком и т.д.)
4. Подведение итогов занятия, задание на дом.
1. Проверка домашнего задания
2. Нотная грамота
3. Работа над произведением (аппликатура, нюансы, приемы игры, работа над звуком и т.д.)
4. Подведение итогов занятия, задание на дом.
Диагностика учебного процесса
В течении года обучающиеся публично исполняют музыкальные произведения в концертах класса и школы. Кроме того, используется академический концерт, контрольное занятие, прослушивание.
В течении года обучающиеся публично исполняют музыкальные произведения в концертах класса и школы. Кроме того, используется академический концерт, контрольное занятие, прослушивание.