АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СТУПЕНЬКИ МАСТЕРСТВА» студии бисероплетения «Волшебные бусинки»  для детей  9-14 лет 

 
 
Автор:  Лилитко Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования  высшей квалификационной  категории ДДТ "Центральный"
 
Студия бисероплетения «Волшебные бусинки» существует с 1997 года на базе ДДТ «Центральный».  Педагог  стремится решать учебные и  поисковые задачи  в их взаимосвязи, на этом основывает  более совершенную организацию познавательно-творческого  процесса. Бисероплетение – тот вид деятельности, который предъявляет к обучающимся особенно высокий уровень требований к личности: здесь необходима усидчивость, настойчивость, собранность внимания, высокий художественный вкус. Основной контингент обучающихся составляют девочки 9-14 лет из различных образовательных учреждений района и города.

Подростковый возраст в педагогическом отношении чрезвычайно сложен для обучения, противоречив. Обозначим важнейшее противоречие, с разрешением которого мы связываем успешную реализацию образовательной программы «Ступеньки мастерства». Повышенное критическое отношение к продуктам учебной деятельности на фоне желания скорейшего достижения результатов существенно затрудняет процесс обучения, и последовательное освоение комплекса навыков, которые необходимы для выхода на высокий художественный уровень получаемого творческого продукта.

Для успешного преодоления указанного противоречия в течение ряда лет мы  отрабатывали  такую систему методов и приемов поддержания интереса обучающихся к занятиям, которая позволяла успешно пройти этап первоначального освоения практических навыков. Мы убедились, что миновав этот «опасный рубеж»,  обучающиеся получают дополнительный художественный импульс для творчества  в виде качественного результата – изготовленной  художественной вещи.

Развивая идеи гуманистической педагогики, мы на практике пришли к мысли о том, что заниматься бисероплетением могут практически все дети. Результат зависит от:
- умения педагога найти «золотой ключик» к индивидуальности ребенка;
- наличия в методической репертуаре педагога многообразия приемов, позволяющих руководителю студии оперативно реагировать на складывающуюся в учебном процессе ситуацию;
- качества предметно-художественного оформления учебного кабинета, в котором каждый из обучающихся может найти нужный ему иллюстративный материал. 

Организация образовательного процесса
Набор детей в коллектив — свободный, начиная с 9 лет, поскольку занятия в студии предполагают знание  элементарных навыков  чтения и счёта. Для определения уровня знаний, умений и навыков детей, занимающихся где-либо бисероплетением до прихода в студию, существуют тестовые задания, позволяющие более эффективно построить индивидуальный учебный план.

Основная форма занятий в студии — групповая, но в каникулярное время допускается проведение комплексных занятий.  Состав групп, как правило, разновозрастной, темп восприятия  учебного материала, динамика и качество   выполнения заданий сугубо индивидуальна, зависит от возрастных и психофизических особенностей каждого ребенка.  Для создания более комфортных условий для обучения детей в группе, каждому ребенку даются индивидуальные, посильные для него, задания. В методическом арсенале имеются разноуровневые учебные  задания, обеспечивающие процесс восхождения ребенка к художественно-творческой деятельности.

Комплект  заданий дифференцирован не только по степени сложности, но и  по тематическому принципу, что дает возможность сделать занятия более интересными и эффективными в учебно-дидактическом плане. 
Наполняемость  детей в группе - 8-12 человек, что обусловлено наличием посадочных мест, оборудованных  приборами местного освещения и необходимым пространством для работы с иглами и другими колющими и режущими инструментами. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа на  группу.  Всего — 6 часов в неделю,  216 часов в год.

Образовательная программа рассчитана на 3 года  ее реализации.
На первом этапе (1 ступень) происходит ознакомление обучающихся с материалом, цветом; обучение чтению схем плетения; формирование основных навыков работы; изучение  основных методов и  техник работы с бисером. В воспитательном плане решается задача расширения кругозора обучающихся, пробуждение интереса к культурной традиции бисероплетения, распространенной у разных народов России и  народов мира.

На втором этапе (2 ступень) осуществляется отработка полученных практических  навыков;  осуществляется изготовление изделий по готовым схемам; происходит развитие вкуса, активизация творческого мышления. Для успешного решения воспитательных задач, укрепления интереса к учебной деятельности осуществляется дифференциация заданий по уровню их трудности и  индивидуальному темпу усвоения материала.

На третьем этапе (3 ступень) творческо-развивающие задачи определяются в качестве приоритетной целевой задачи. Стабильность получаемого результата позволяет поставить к решению задачи на высоком уровне трудности с воспитанием у обучающихся отдельных качеств конкурентно-способной личности.

Характер реагирования обучающихся на успехи и поражения в многочисленных конкурсах и выставках является надежным показателем достигнутого уровня воспитанности личности, ее умения эмоциональной саморегуляции, а также развития комплекса презентационных умений, как базового компонента маркетинговой культуры личности.

Программа составлена на основе анализа методических публикаций по данной проблеме, появившихся в печати, адаптированных для детского коллектива, обобщенных и дополненных личным опытом и разработками. Усвоение материала осуществляется, в основном,  по принципу «от простого к сложному». Предлагаемый к изучению материал скомплектован по нескольким разделам. Основным  является раздел  «Простейшие цепочки», изучая который дети одновременно знакомятся с материалами, инструментами, приобретают элементарные навыки работы с бисером, учатся пользоваться различными схемами плетения. Остальные разделы представляют собой комплекс подобранных по данной теме заданий разного уровня сложности, что дает возможность лучшего усвоения материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, темпа  восприятия ими материала. Следует иметь в виду, что порядок изучения разделов программы можно изменять в зависимости от сложившейся ситуации (например, наличия в продаже необходимых для работы материалов). При появлении у детей затруднений в усвоении какой-либо темы, в логику организации обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы детьми.

Цель, задачи и принципы программы
Основной целью образовательной программы является создание  последовательно усложняющихся условий, обеспечивающих в своей совокупности оптимальное приобщение растущей личности к художественно-творческой деятельности, которая становится к завершению процесса обучения потребностью личности.

Для достижения поставленной цели  решается следующий комплекс задач:
- создание эмоционально-комфортных отношений в учебной группе, располагающих к творческому самовыражению; 
- содержательное обеспечение логики выстраивания учебно-творческих задач под индивидуальные  возможности обучающихся; 
- активизация  инициативы и самостоятельности   обучающихся в целенаправленном освоении искусства бисероплетения.

Наряду с общепринятыми дидактическими принципами:  последовательности,  научности, доступности, наглядности, связи теории с практикой, результативности, опоры на интерес,  мы  в ходе поисковой работы пришли к мысли о необходимости  приоритетной реализации:
принципа  межпредметности.  Этот принцип позволяет связать в единое образовательное  пространство  следующий блок  школьных учебных дисциплин, придать им направленность на повышение результативности занятий в творческом объединении. Конкретно, по отдельным дисциплинам складывается следующая картина:    
• история —  на занятиях актуализируются сведения из истории возникновения стекла, бисера и др;
• биология — используются в работе объединения сведения знания  из биологии при изготовлении цветов, животных, растений, картин и др.;
• рисование — школьный опыт из данной дисциплины полезен при подборе сочетания различных  цветов и красок, умении гармонично подбирать материалы для изделий и др.;
• черчение —  ценно умение читать и составлять схемы плетения и др.

принципа индивидуализации  учебно- творческих заданий в течение всего периода обучения.  Этот принцип позволяет с максимальной полнотой учесть предрасположенность детей к определенному темпу обучения, а также реализовать творческий потенциал ребенка на выбираемом им самим уровне трудности.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
 
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
? обучающие
- дать знания по технике безопасности и организации рабочего места
- изучить основные техники, используемые при работе с бисером
- научить читать схемы плетения
? развивающие
- сформировать устойчивый интерес к занятиям бисером
- укрепить аккуратность, усидчивость, трудолюбие
- развить мелкую моторику рук
? воспитательные
- сформировать сплоченный детский коллектив
- укрепить навыки межличностного общения
- воспитывать уважение к историческому прошлому нашей Родины.
 
ПРОЕКТИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Учащиеся   в период обучения
- усвоят  правила техники безопасности на рабочем месте
- научатся читать схемы плетения
- получат первичные знания и  умения в освоении  основных техник бисероплетения:
o низания колье (техника сетчатого плетения, техника мозаичного плетения);
o  кругового низания
o вышивки бисером ( вышивка по канве, шитье «вприкреп»)
o  оплетения объемных изделий
o  объемного плетения

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ  ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
? обучающие
- развить умение владеть различными инструментами и материалами
- закрепление знаний по изученным техникам плетения при выполнении заданий более высокого уровня сложности
- научить  самостоятельно читать чертежи,  схемы плетения
? развивающие
- формировать  устойчивую положительную мотивацию к занятиям
- выявлять задатки  и развивать  художественно-творческих способности обучающихся
? воспитательные
- сформировать у студийцев способность единым коллективом участвовать в выставках, конкурсах различного уровня представленности
- сформировать уважительное  отношение к труду

ПРОЕКТИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Учащиеся   в период обучения:
- научатся самостоятельно читать чертежи,   схемы плетения изделий
- закрепят  знания по изученным техникам плетения при выполнении заданий более высокого уровня сложности
- получат первичные знания и  умения в освоении  основных техник бисероплетения:
o «Брик стич»
o  плотного плетения
o изготовления изделий на проволоке
o аппликация
 

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
? обучающие
- совершенствовать  навыки  владения различными инструментами и материалами
- научить  самостоятельно  выбирать и выполнять изделия в изученных техниках бисероплетения
- научить  самостоятельно работать со справочной литературой
- освоят основы выставочной культуры
? развивающие
- сформировать  познавательную потребность в дальнейшем изучении данного художественного направления
- развивать познавательно-творческую активность обучающихся
? воспитательные
- воспитывать самостоятельность, уверенность в собственных силах, ответственность
- сформировать чувство взаимовыручки, взаимоуважения

ПРОЕКТИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Учащиеся   в период обучения:
- научатся самостоятельно выполнять  чертежи,   схемы плетения изделий, работать со справочной литературой по бисероплетению
- научатся   самостоятельно  выбирать и выполнять изделия в изученных техниках бисероплетения
- освоят основы выставочной культуры
 
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Результаты образовательного процесса отслеживаются  благодаря постоянному текущему контролю.  Знание теоретического материала диагностируется путем тестирования, выполнения расчетов, схем, чертежей, путем опроса во время учебных занятий.    Путем наблюдения за детьми  на учебных занятиях, выставках, конкурсах  диагностируется интерес к бисероплетению.  Через анализ поведения детей на занятиях,  при подготовке к  их выставкам,  диагностируется развитие художественно-творческих способностей детей.  В учебном кабинете  постоянно организуются выставки детских работ, которые позволяют показать уровень обученности детей, а тем,  в свою очередь позволяют,  самовыразиться, самоутвердиться в глазах студийцев.  По окончании  трехгодичного  обучения и по результатам итоговой аттестации  учащиеся, успешно освоившие  комплекс представленных в программе знаний, умений и навыков,   получают  свидетельство об окончании студии  «Волшебные бусинки».
 
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Важнейшими условиями успешной реализации программы  являются следующие:
Методические: интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных на детей с разным темпом  восприятия и скоростью выполнения учебно-творческих  заданий.  Для этого педагог должен в совершенстве владеть различными техниками работы с бисером, а также иметь определенную технику  педагогических действий.

Дидактические: необходимо создание  по каждой учебной теме  специальных заданий, дифференцирующих учебную работу  по степени ее сложности и доступности для обучающихся с различным уровнем  практической обученности бисероплетению
Материально – технические: для кабинета, в котором систематически проводятся занятия, необходимо специальное оборудование, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам ( лампы, столы, стулья)