АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА студии ансамблево-хорового пения «ОСТРОВ ДЕТСТВА» для детей 7-10 лет
Автор: Шадымова Ирина Александровна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
Хоровое пение - одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Коллективное хоровое исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся. Однако, все это может быть достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение.
За время обучения по образовательной программе «Остров детства» » дети, разучивая и исполняя, знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира. Кроме того, приобретают опыт сценического выступления в детском творческом коллективе.
Методическое мастерство педагога-хормейстера имеет едва ли не решающее значение в достижении проектируемых высоких результатов. В ходе работы по данной образовательной программе мы вели поисковую работу, направленную на совершенствование методов (в перспективе - создание эффективной системы) обучения детей ансамблево-хоровому пению. Такая система призвана была обеспечить высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс коллективного пения, создания в процессе хорового исполнения художественно-исполнительского образа.
В результате проведенной работы было определено три круга проблем, разрешение которых открывает перспективу разработки и применения таких методов, которые позволяют вовлечь в художественно-творческую деятельность обучающихся, имеющих изначально разную степень предрасположенности к музыкально- исполнительской деятельности.
Первый узел проблем (1-е ключевое противоречие) – проблемы стратегического характера. В настоящее время современное общество, как в развитых странах, так и в России столкнулось с мощным развитием научно- технического прогресса, когда на ребенка обрушивается невообразимый поток музыки компьютерной, примитивной, однодневной. Современного ребенка окружают музыкальный центр, компьютер, диски, синтезатор. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребенок, на наш взгляд, лишен возможности развить свои собственные музыкально- исполнительские задатки и способности. Особенно трудно приходится тем детям, у которых такие способности не особенно ярко выражены.
Наша программа ориентирована на детей, имеющих сниженный уровень своих исполнительских возможностей, но способных в активных коллективных формах музицирования освоить ансамблево-хоровую деятельность.
Второй круг проблем (2-е ключевое противоречие) – это проблемы организационно-педагогического плана. Суть их можно свести к тому, что темп обучения ансамблево-хоровому пению, предлагаемый в учреждениях дополнительного образования может быть самым непосредственным образом соотнесен с потребностями, имеющимися интонационными возможностями детей. В то время как стандартизированные программы ДМШ и ДШИ строго регламентированы по времени и дифференцированы по годам обучения.
Третий круг проблем (3-е ключевое противоречие) - методико-психологического порядка. В этой сфере мы и попытались реализовать свою инновационную модель обучения детей 7-10 лет ансамблево-хоровому пению.
Ребенку этого возраста довольно непросто освоить процесс коллективного певческого исполнения. Но это препятствие практически не снижает изначального стремления ребенка к проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом коллективе. Из психологии известно, что лично-значимым продуктом деятельности для ребенка 7-10 лет становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил воображение, испытал свое терпение, реализовал способности. В этой связи мы разделяем точку зрения академика Б.В.Асафьева ( композитора, музыковеда, создателя отечественной музыкальной социологии), который многократно подчеркивал, что ребенок, активно осваивающий коллективные формы музыкального исполнения, способен качественно по-иному, более глубоко и полно воспринимать музыкальное искусство.
В ходе работы по данной авторской образовательной программе мы стремимся оптимальным образом решить все три ранее обозначенные противоречия, но преимущество отдаем методико-психологическому уровню.
В основу ансамблево - хорового обучения положен синтез трех начал:
- игровой метод обучения
- эмоционально- насыщенное общение
- предметно-творческая деятельность ( создание коллективного художественного образа).
Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект - развитие у обучающихся ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социально-значимых видов коллективной ансамблево-хоровой деятельности.
Данная образовательная программа предусматривает три последовательно сменяющие друг друга ступени реализации, соответствующие трем годам обучения в ансамблево-хоровой студии «Остров детства».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ЗАДАЧ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Целью образовательной программы является развитие у детей 7-10 лет способностей к коллективному созданию художественно-исполнительского образа на основе интенсивной эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.
Задачи обучения, воспитания и развития обучающихся в связи со спецификой приоритетно разрабатываемых нами методико-психологических проблем мы дифференцировали по годам обучения.
Деятельность студии ансамблево-хорового пения «Остров детства» осуществляется на базе школы-сада № 4. За короткое время нам удалось создать и укрепить в школе новое образовательное пространство путем реорганизации школьного хорового кружка в ансамблево-хоровую студию, реализуя все ее основные художественно-педагогические принципы:
1. Сочетание образовательной, воспитательной функции обучения и исполнительско- творческой деятельности.
2. Тесная взаимосвязь нескольких организационно-педагогических форм деятельности (хор мальчиков, общий хор, хор девочек).
3. Контекстное изучение раздела «Музыкальная грамота» ( дается ряд узловых теоретических тем на хоровых репетициях)
4. Наличие хоровых ступеней. Хоровая ступень объединяет детей, обучающихся на одной параллели.
1. Сочетание образовательной, воспитательной функции обучения и исполнительско- творческой деятельности.
2. Тесная взаимосвязь нескольких организационно-педагогических форм деятельности (хор мальчиков, общий хор, хор девочек).
3. Контекстное изучение раздела «Музыкальная грамота» ( дается ряд узловых теоретических тем на хоровых репетициях)
4. Наличие хоровых ступеней. Хоровая ступень объединяет детей, обучающихся на одной параллели.
Первая хоровая ступень соответствует первому году обучения по программе и ориентирована на учащихся 1-2-х классов, детей 7-8 лет на момент поступления в творческое объединение.
Вторая хоровая ступень включает в себя детей 8-9-летнего возраста, учащихся 2-3-х классов.
Третья хоровая ступень соответствует 3-му году обучения и объединяет учащихся 3-4-х классов в возрасте 9-10-ти лет.
Наличие хоровых ступеней является не только способом реализации принципа последовательности, но и важнейшим условием развития ансамблево-хоровой студии, ее непрерывного творческого роста.
Название программы «Остров детства» отражает музыкально-педагогические взгляды автора-составителя, которые проистекают из изначального стремления доставить детям радость от общения с музыкальным искусством, позволить в песне реализовывать дарованные от рождения потребности играть, двигаться, придумывать, учиться чувствовать, реализовывать свою индивидуальность, быть востребованными и услышанными.
Данная программа составлена на основе программы «Хоровой класс в ДМШ», утвержденной Министерством культуры РФ, в частности на основании раздела «Младший хор» и является адаптированным вариантом к условиям реализации дополнительных образовательных программ на базе общеобразовательной школы.
УСЛОВИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Занятия в ансамблево-хоровой студии проводятся по группам (ансамблям). Каждая группа включает в себя 10-12 человек. Как правило, это учащиеся одного класса. Классный руководитель заинтересован иметь среди своих подопечных «поющее звено», которое может выступать на родительских собраниях, классных праздниках, внеклассных мероприятиях. Для нас важным является тот факт, что коллектив одноклассников становится коллективом единомышленников, которых объединяет общее увлечение, совместные концерты, праздники, походы в театр, что способствует становлению положительных личностных качеств, решению проблем дисциплины, развитию стремления вместе достигать желаемого результата, укреплению навыков работы в ансамбле.
Каждая группа занимается самостоятельно 2 раза в неделю по 2 часа. Репертуарный план составляется для каждой ступени отдельно. Добавляется также список произведений по направлениям (например: репертуарный план хора мальчиков и др.)
На сводные репетиции отводится 1 час в неделю. Проведение занятий по группам дает возможность уделять внимание каждому ребенку, способствует более тщательному изучению репертуара.
Особенности методов работы дает нам возможность принимать в объединение всех желающих детей, опуская этап первоначального теста (прослушивания).
Занятия в ансамблево-хоровой студии проводятся по группам (ансамблям). Каждая группа включает в себя 10-12 человек. Как правило, это учащиеся одного класса. Классный руководитель заинтересован иметь среди своих подопечных «поющее звено», которое может выступать на родительских собраниях, классных праздниках, внеклассных мероприятиях. Для нас важным является тот факт, что коллектив одноклассников становится коллективом единомышленников, которых объединяет общее увлечение, совместные концерты, праздники, походы в театр, что способствует становлению положительных личностных качеств, решению проблем дисциплины, развитию стремления вместе достигать желаемого результата, укреплению навыков работы в ансамбле.
Каждая группа занимается самостоятельно 2 раза в неделю по 2 часа. Репертуарный план составляется для каждой ступени отдельно. Добавляется также список произведений по направлениям (например: репертуарный план хора мальчиков и др.)
На сводные репетиции отводится 1 час в неделю. Проведение занятий по группам дает возможность уделять внимание каждому ребенку, способствует более тщательному изучению репертуара.
Особенности методов работы дает нам возможность принимать в объединение всех желающих детей, опуская этап первоначального теста (прослушивания).
Данная программа составлена на основе программы «Хоровой класс» в ДМШ, утвержденной Министерством культуры РФ, в частности на основании раздела «Младший хор» и является адаптированным вариантом к условиям реализации на базе общеобразовательной школы.
Образовательная программа «Остров детства» органически включает в себя отдельные элементы творческого опыта педагогов, работающих в сфере детского ансамблево-хорового исполнительства – Г.А.Струве, В.В.Емельянова, Е. Попляновой, а также педагогов хормейстеров г. Новосибирска: хоровой школы № 19, хоровой студии «Журавушка» и др.
Особенность данной программы в том, что она предусматривает:
1. Два уровня обучения:
? ознакомительный – 1 год обучения,
? базовый – 2,3 год обучения.
2. Отсутствие первоначального теста (прослушивания) при наборе учащихся в объединение.
3. Изучение раздела «Музыкальная грамота» включает в себя следующие компоненты:
? Теоретические сведения. Ознакомить детей с теоретическими основами музыкального языка; используя игровой материал, представить их в доступном виде и связать с практической деятельностью.
? Слуховой анализ. Воспитать музыкальное восприятие (дифференциация элементов музыкального языка на слух).
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
? высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность контингента 95%)
? творческая самореализация учащихся, участие коллектива в творческой жизни школы, в смотрах-конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
Основная форма организации процесса обучения – хоровая репетиция. Хор делится на группы. Каждая группа занимается самостоятельно 2 раза в неделю по 2 часа. На сводные хоровые репетиции отводится 1 час в неделю, что составляет в год 36 часов. На сводных репетициях проводится работа над репертуаром, предусмотренным репертуарным планом по каждому году обучения. Количество человек в группе от 10 до 12. Занятия по группам дают возможность уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка, тщательнее изучать репертуар.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Общие результаты развития растущей личности обучающихся в ансамблево-хоровом коллективе диагностируется по состоянию интереса к различным сферам жизнедеятельности художественно-творческого коллектива. Интерес рассматривается как концентрированное выражение потребностно-мотивационной сферы личности в ее обращенности на ту или иную сферу предметно-практической деятельности либо пространство человеческих взаимоотношений.
В ходе диагностики, проводимой 2 раза в год (в начале учебного года и по его окончанию) фиксируется:
• уровень сформированности ансамблево-хоровых навыков исполнения
• уровень развития у детей: интереса к классической музыке; интереса к ансамблево-хоровому исполнению; интереса к коллективных формам вокально-хорового исполнения; интереса к концертным выступлениям; интереса к обучению и др.
1. Общие результаты развития растущей личности обучающихся в ансамблево-хоровом коллективе диагностируется по состоянию интереса к различным сферам жизнедеятельности художественно-творческого коллектива. Интерес рассматривается как концентрированное выражение потребностно-мотивационной сферы личности в ее обращенности на ту или иную сферу предметно-практической деятельности либо пространство человеческих взаимоотношений.
В ходе диагностики, проводимой 2 раза в год (в начале учебного года и по его окончанию) фиксируется:
• уровень сформированности ансамблево-хоровых навыков исполнения
• уровень развития у детей: интереса к классической музыке; интереса к ансамблево-хоровому исполнению; интереса к коллективных формам вокально-хорового исполнения; интереса к концертным выступлениям; интереса к обучению и др.
Основным методом диагностирования является метод педагогического наблюдения, который с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-исполнительской деятельности. Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, проводится в течение учебного года.
В рамках реализации данной образовательной программы выделяются следующие уровни ее освоения: высокий, достаточно высокий, средний, ниже среднего, низкий. Подробная характеристика, описание уровней освоения даны в приложении 3 «Диагностирование результатов по образовательной программе»
2. Общие итоги музыкально-исполнительского освоения программы «Остров детства» оцениваются по следующей структурной схеме:
? владение вокально-певческими навыками;
? развитие диапазона в рамках принятой классификации;
? владение вокально-хоровым дыханием;
? умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
? интонирование больших, малых и чистых интервалов, а также диатонических звукорядов;
? слышание простейших элементов музыкального языка;
? чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, понимание его значения для создания ансамбля;
? устойчивые навыки чистого исполнения произведений в сопровождении на а-капелла;
? уверенное пение в простых, сложных и сложно-составных размерах.
3. Общая оценка качества достигнутого развития ребенка диагностируется на основе интеграции общего и дополнительного образования. Существенным косвенным показателем результативности занятия детей в ансамблево-хоровом коллективе выступает изменившееся отношение детей к урокам в общеобразовательной школе, на базе которой и работает студия «Остров детства». В связи с экспериментальным характером апробации данного блока диагностических процедур мы в настоящее время можем только констатировать наличие такой тенденции. Дальнейшая работа в этом направлении позволит собрать количественные данные, подтверждающие факт положительного влияния деятельности студии на жизнедеятельность школьного ученического коллектива.
Объективной предпосылкой для правомерности такого утверждения выступает сегодня тот факт, что в каждом классе начальной школы существует ансамбль, который активно участвует в мероприятиях данного класса.