Образовательная программа «Ритмика и танец» хореографической студии «Ровесник» для детей и подростков  7 – 15 лет

 
Автор – составитель: Плутенко Лилия Павловна, педагог дополнительного образования второй квалификационной категории 
 
 
Направленность образовательной программы
Программа «Ритмика и танец» хореографической студии «Ровесник» представляет дополнительный образовательный курс художественно – эстетической направленности.
При составлении программы использован опыт ведущих специалистов хореографии, учтены современные тенденции, рассмотрены различные танцевальные стили и направления. Автором программы использовалась методическая литература, базовые программы, личный опыт работы.
 
Актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность проблем художественно-эстетической направленности обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр.РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Проблема формирования у учащихся эстетического отношения к искусству является одной из приоритетных проблем современной теории и практики эстетического воспитания. Это обуславливает не только интерес к этой проблеме со стороны научно-педагогической общественности, но и необходимостью ее теоретического осмысления и верного практического решения.

Роль детских студий разнообразна, часто в основу их деятельности положены принципы, свойственные профессиональному сценическому творчеству. Занятия в студии способствуют социальной активности ребенка, там он знакомится с основами искусства, приобщается к одному из его видов. В танцевальных группах немаловажное место занимает подготовка репертуара и выступление перед зрителем. Каждое хореографическое произведение или сценическая композиция, осваиваемая в учебном курсе, требует от учащихся эмоциональности, творческой активности, мобилизации духовных и физических сил.
 
Цель и задачи
Основная цель программы хореографической студии «Ровесник» - способствовать эстетическому развитию подрастающего поколения через хореографию.
Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи.
Учебно-музыкальные задачи:
• дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
• опираться в обучение на основные принципы педагогики;
• осваивать основы народного, классического, бального танцев;
• знакомить детей с хореографическими терминами и понятиями;
• научить взаимосвязи музыки и движения, дать основы музыкальной грамоты;
• учить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении;
• привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально-двигательные, художественно-творческие).
Развивающие задачи:
• развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
• развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;
• пробуждать фантазию, способность к импровизации;
• развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.
Воспитательные задачи:
• воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;
• сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;
• принимать участие в концертной жизни школы.

Специфика программы
Программа с 1 по 4 год обучения содержит разделы:
- ритмика;
- танцевальная азбука;
- танцевальный репертуар.
Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением.
Также целесообразно ввести разучивание и использование аэробики, как тренажа, которая помимо развития и укрепления мышц шеи, рук, плечевого пояса, ног, туловища, стопы, развивает детей ритмически, вносит в занятие массу положительных эмоций, доставляет детям радость и удовлетворение от красивых двигательных упражнений, воспитывает эстетически.
Раздел «Танцевальная азбука» содержит элементы классического, народного, бального танца. Включенные в раздел упражнения экзерсиса способствуют формированию правильной осанки, помогают исправить физические недостатки, учат правильной постановке корпуса, выработки координации движений, учат правильно дышать при исполнении упражнений и танцев.
Также необходимо в течение первых четырех лет обучения знакомство и тесное взаимодействие детей с партерным экзерсисом, т. е. с гимнастикой на полу. Она способствует укреплению мышц шеи, спины, пресса, тем самым избавляет детей от физического переутомления, улучшает физическую и психическую форму организма, повышает эмоциональность занятия.

Раздел «Танцы» включает классические, народные, бальные, современные танцы в обучающем, постановочном и сценическом варианте.
Дополнительное включение в программу обширного танцевального материала позволяет повысить интерес детей к занятиям и принимать участие в концертах, конкурсах. Это требует от учащихся ответственного отношения к своей художественной деятельности, умение организовать себя и показать на профессиональном уровне полученные хореографические знания, умения, навыки, раскрыть себя на сцене как творческую личность.

Условия приема в студию
1. В студию принимаются не только те дети, которые обладают способностями и природными данными (т.е. гибкость, растяжка, выворотность, музыкальный слух) для занятий хореографией, а все желающие заниматься танцами (за исключением тех, у которых есть медицинские противопоказания).
2. Основными требованиями, предъявляемыми к обучающимся, являются: регулярное посещение занятий, настойчивость, трудолюбие, добросовестность, доброжелательное отношение друг к другу.
3. Ребенок может посещать занятия в студии столько лет, сколько захочет. Срок посещения студии и участие в танцевальной самодеятельности для детей не ограничен!
6. Возраст детей и сроки реализации программы.
 
 
Хореографическая студия «Ровесник» существует на базе общеобразовательной школы №156. В студии занимаются дети от 7 до 15 лет. Нижняя возрастная граница соответствует началу обучения в школе. Верхняя возрастная граница обусловлена тем, что, как правило, в 10-11 классах школы у детей увеличивается нагрузка, они готовятся к окончанию школы и поступлению в ВУЗы и средние специальные заведения, начинают посещать подготовительные курсы, и отказываются от возможности заниматься в хореографической студии.

Срок обучения в хореографической студии на первой ступени составляет 4 года, по истечении этого времени основной учебный материал программы является освоенным, дети овладевают основными понятиями, терминами, знаниями, умениями, навыками, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения. Но это не лишает права детей посещать занятия, совершенствовать свое мастерство, оттачивать классический экзерсис, изучать танцы, участвовать в концертной жизни школы. Поэтому в студии занимаются дети прошедшие четырехлетний курс обучения.

Таким образом, основная специфика программы состоит в следующем. Учебный материал программы носит адаптивный характер, в значительной степени учитывает индивидуальные возможности детей к обучению, что позволяет корректировать задания соответствии с уровнем подготовки детей. Тематические планы составляются в расчете на конкретных детей. Однако характер материала содержит возможность включать в работу «новичков». Это, в свою очередь, дает возможность прибывшим детям на практике перенимать мастерство у «опытных» студийцев, что благотворно влияет на профессиональные и межличностные отношения детей, способствует укреплению коллектива.
 
Форма и режим занятий
По программе для первого года обучения предусмотрено 2 часа в неделю. По расписанию занятия проводятся 2 раза продолжительностью по 1 часу (происходит дополнение предметов: ритмика + народный, классика + бальный).

Для групп второго и третьего года обучения предусмотрено 4 часа в неделю, занятия проводятся 3 раза продолжительностью 1ч. + 1ч. + 2ч. (классика, бальный, ритмика + народный).

Для групп четвертого года обучения предусмотрено 5 часов в неделю. Учебная нагрузка увеличивается в связи с расширением постановочной работы, усложнением содержания репертуарных танцев и подготовки к концертным выступлениям. Занятия проводятся 3 раза продолжительностью 2ч. + 2ч. + 1ч. (ритмика + народный, бальный + постановки, классика).

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.
 
Подготовительная часть занятия
Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задачами этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния занимающихся; умеренное разогревание организма.  Основными средствами подготовительной части являются: строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др. Все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Методические особенности. Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.
 
Основная часть занятия.  Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д.
Средства основной части занятия: упражнения на силу, растягивание и расслабление(экзерсисы); хореографические упражнения; элементы современного, бального, народного танца; танцевальные композиции; постановочная работа.
Методические особенности. На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.
 
Заключительная часть занятия.   Основные задачи – постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени.
Основными средствами являются: спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость.
Методические особенности. В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у учащихся чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Замечания и советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает учащимся сосредоточить на них внимание на следующем занятии.
 
Оценка эффективности занятий
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.
В конечном итоге, успех обучения характеризуются участием ребят в концертах, где они могут показать уровень профессиональной обученности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ
1.Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.
Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:

• принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;
• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
• принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.

Принципы дидактики:
• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
• принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
• принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического, народного, бального танца;
• принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
• принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
• принцип доступности и посильности;
• принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания  во внеурочной деятельности, в учебных целях.

Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.

Приемы:
• комментирование;
• инструктирование;
• корректирование.

Техническое и дидактическое обеспечение занятий.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально – технического обеспечения:
? наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;
? качественное освещение в дневное и вечернее время;
? аккомпанемент концертмейстера;
? музыкальная аппаратура, аудиозаписи,
? специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером – коврик);
? костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями).