ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА


Автор-составитель: Мальчикова Лариса Геннадьевна, педагог высшей квалификационной категории ДДТ "Центральный"

Необходимость развития у детей ещё в дошкольном возрасте базисных интеллектуальных способностей: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи – ни для кого не секрет. Как следствие, такой ребёнок начинает более успешно учиться в школе, повышается его интерес к обучению, к познавательной деятельности вообще, укрепляется его уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Возникает  другой вопрос: «Как помочь ребёнку учиться легко и с удовольствием?»
В программе предлагается авторское видение решения этой задачи. Программа разработана на основе изучения РТВ (развитие творческого воображения), ТРИЗ - педагогики, теории решения изобретательских задач, искусства Оригами (японское искусство складывания из бумаги) и собственного опыта автора.

Почему РТВ и ТРИЗ?
ТРИЗ и РТВ, на сегодняшний день, являются одними из результативных технологий развивающего обучения.

Почему сказка?

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышам впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, верить в чудеса.

Почему Оригами?
Оригами доступно всем, оно помогает творить чудеса. Из обычного листа бумаги можно создать целый мир. Фигурки довольно условные, что позволяет детям думать и фантазировать. Фигурка, сложенная из листа бумаги, оживает в руках ребёнка. Он ей играет. Можно устроить соревнования, можно поиграть в ролевые игры, пообщаться через героев друг с другом, а может быть инсценировать сказку уже известную или свою. Таким образом, занятия оригами развивают коммуникативные способности, воспитывают доброту, дружелюбие и снижают комплексы застенчивости. В программе подобраны несложные в изготовлении модели. Успешность и быстрота достижения результата вызовут всплеск положительных эмоций, основы эмоционального комфорта, необходимого для стимулирования познавательной деятельности. Занятия Оригами способствуют развитию мелкой моторики рук, достижения точности и аккуратности в исполнении, воспитывают усидчивость у самых неугомонных.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, неокрашенные собственными положительными отношениями и эмоциями, не становятся полезными. Поэтому занимательность, игровая мотивация, решение неожиданной задачи, проблемной ситуации, знакомство с окружающим миром и т.д., через путешествие в сказку и изготовление сказочного персонажа, дают прекрасную возможность поддерживать интерес к познавательному процессу. Иными словами: союз РТВ ТРИЗ, сказки и Оригами позволяют дошкольникам учиться легко и с удовольствием.

Концептуально-методическая база образовательной программы
 
Цель программы.
Целью программы является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, сказки, поделки, рисунки). Программа ориентирована на развитие творческого неординарного мышления, ознакомление детей с методами и приёмами, способствующими развитию творческого воображения и мышления, воспитания интереса к собственному творчеству и знакомству с культурой русского народа (сказки, пословицы, загадки).
 
Основные формы организации учебно-познавательного процесса.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Можно использовать на уроках литературы в первом классе посвящённых устному народному творчеству. Программа является частью курса, раннего интеллектуального развития дошкольников «Гарфилд», центра интеллектуального развития детей и подростков.

Программа состоит из 34 занятий.        
Количество занятий в неделю – одно.       
Время занятия – 45 минут, оно состоит из 2х частей по 20 минут.    
Первая часть – развивающее путешествие по сказке.
Вторая часть – изготовление модели сказочного героя, объекта в технике «Оригами».
Между частями физкультминутка, сочетающаяся с темой занятий – 5 минут.

Организация обучения.
Жёсткие требования должны быть предъявлены к количеству детей в группе. Оптимально 5 – 7 человек, но не более 10. Это связано с необходимостью, уделять внимание продуктивной творческой деятельности всех детей в группе, дать возможность высказаться на занятии каждому.

Планирование материала
Темы занятий – русские народные сказки (от простых к сложным). В течение года дети знакомятся с русским народным творчеством, слушая сказки, пословицы и поговорки. В ходе занятия дети знакомятся с методами и приёмами, способствующими развитию творческого воображения и мышления; изучают окружающий мир, пословицы и поговорки; фантазируют; тренируют внимание, память; развивают мелкую моторику рук и речь; изготавливают модель сказочного героя или объекта.
Чтобы занятия проходили продуктивно, сказки читаются родителями или детьми дома. Задания и игры построены таким образом, чтобы переключать внимание детей. Программа поддерживается методической литературой ТРИЗ – РТВ.
 
1 занятие. 
Тема: Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Цель: Обучение детей задавать вопросы, развитие памяти, воображения знакомство с проблемой и её решение, изучение окружающего мира.

Ход занятий:
«Угадай сказку»
Некоторые буквы обиделись на нас и убежали из сказки. Давайте попробуем и без них отгадать, какая это сказка.
«Жи – бы – де – ба. Бы – у  ни – ку – Ря.  Сне – ку – Ря – яи,  не – пра – зо.  Де – би – би – не – ра. Ба – би – би, не  ра.  Мы – бе – хв – ма -   яи- - уп -  и  ра.  Де – пл, ба – пл, - а – ку – куд. : Не  пл – де,  не – пл – ба. Я – ва – сне – но – яи, не  зо – а – пр.»
А теперь повторите сказку!

«Воспитание доброты»
• Кто из героев, по-вашему, добрый (самый добрый) и почему?
• В каких словах, поступках проявляется доброта героев сказки?
• На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожи?

«Интервью»
Для большей достоверности взять в руки «микрофон» (заменитель – ручка скакалки)
• Придумайте шуточные вопросы: бабе, деду, яйцу, мышке.
• Разрешим проблемный вопрос: «Почему же плачут дед и баба?»

«Сказка и математика»
Чем похожи и чем отличаются простое и «золотое» яйцо (форма, вес, цвет)

«Волшебные картинки».  Найди два одинаковых рисунка

«Мир вокруг». Попробуем проследить эволюционную цепочку развития:
-петушок
1. курочка – яйцо – цыплёнок        - яйцо
- курочка
- курочка
2. яйцо - цыплёнок   
   яйцо - петушок
Вспомним, кто ещё кроме курицы вылупляется из яиц (все птицы, черепахи, змея, крокодил, динозавр).
Оригами: выполняем аппликацию «Мышка», используя, базовую форму «Воздушный змей».

6 занятие (обобщающее).
Тема: Русские народные сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Колобок», «Теремок»

 


Цель: Обучение составлению сравнений, определение главного положительного героя сказки.
Ход занятий:
«Вспомни сказку».  Раздаточный материал: картинки из пройденных сказок. Вместе вспоминаем их названия.
«Узнай героя». Раздаточный материал. Герои из сказок (дед, курочка, девочка, колобок, медведь, мышь, лягушка, заяц…).

Каждый ребёнок должен:          
- выбрать одного основного положительного героя,     
- вместе, дети вспоминают, из какой  сказки герой, 
- перечислить его действия на протяжении всей сказки,
- оценить его поступки с позиции «хорошо – плохо».
Все вместе делаем вывод , что основной герой является носителем добра.

«Угадай по описанию».  Дети по названным признакам определяют объект. Ребёнок выбирает героя (картинку, модель оригами) из пройденных сказок и описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались, о каком герое идёт речь.
Правило: описывать героя от общего к частному.
 
Оригами:  заселяем «Теремок»
Детям даётся задание выполнить по памяти мордочку уже известной модели героев пройденных сказок: кошка, собака, медведь, мышь, лиса. Заселяем теремок, придумываем название. «Вместе веселей!», «Дом зверей», «Дружные звери» и т.д.